Тема 2. Методология педагогической науки.
2.1. Категориально-понятийный аппарат исследования.
2.2. Методы получения современного научного знания в области педагогики.
Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педагогики с другими общественными и естественными науками. Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщенном виде философско-методическое обоснование.
Проблема– это специфическая форма научного знания, в которой определяются границы достоверного и прогнозируемого пути развития нового знания
«вопрос, требующий решения»,
«вопрос, ответ на который не может быть получен с помощью накопленных знаний»,
«вопрос, выражающий потребности общества в определенных научных изысканиях», задача, теоретическое противоречие,
отражение проблемной ситуации и др.
Тема исследовательской работы
тема (от греч. thema – предмет изложения, обсуждения) – лаконичная формулировка проблемы исследования
Актуальностьобусловлена тем, что результаты необходимы, во-первых, субъекту воспитания, человеку; во-вторых, обществу, задающему определенный социально-педагогический заказ; в-третьих, педагогической практике; в-четвертых, педагогической науке, теории.
объект и предмет
объект (от ласт objectum – предмет) характеризуется как то, что существует вне нас, независимо от нашего сознания и является предметом познания:
объектпедагогического исследования – это объективная педагогическая реальность, содержащая противоречия и проблемы, осознанные исследователем как проблемные ситуации, пути теоретического и / или эмпирического разрешения которых необходимо искать.
предмет педагогического исследования характеризует определенные стороны, свойства объекта, представляющие интерес для исследователя в связи с данной проблемой
целиисследования – это знания, определяющиеся через планируемый результат исследования.
Задачи
то, что требует исполнения, разрешения; вопрос, требующий решения, разрешения, или цель – то, что необходимо осуществить, чего необходимо достигнуть; способ достижения цели.
Гипотеза(от гр. hupothesis – основание, предположение) - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений, не доказанное, но обладающее некоторой вероятностью и объясняющее ряд явлений, без него необъяснимых, догадка, допущение, основная функция которого – объяснительная;
Описательная гипотеза предполагает описание причин и возможных следствий изучаемых явлений
В объяснительной гипотезе дается пояснение возможных следствий из указанных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно будут реализованы.
Прогностическая гипотеза делает допущения о возможном позитивном развитии процесса или явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации ведущих идей исследования.
Гипотеза педагогического исследования - система иерархично выстраивающихся предположений, включающих описание, прогноз и объяснение объектов исследования и обладающих признаками теоретической и / или практической новизны.
Методологические умения
1. Умение на основе знаний педагогической теории и практики выявить противоречия и на их основе обосновать актуальность исследования.
2. Умение на основе анализа противоречий определить проблему исследования.
3. Умение, исходя из проблемы, определить объект исследования.
4. Умение вычленить предмет исследования из его объекта.
5. Умение на основе предмета исследования сформулировать его тему.
6. Умение, исходя из проблемы и темы исследования, определить его цели.
7. Умение во взаимосвязи с проблемой и целями исследования сконструировать его целостную гипотезу, включающую описательный, прогностический и объяснительный компоненты.
8. Умение на основе целей и гипотезы исследования сформулировать его задачи.
9. Умение на основе задач исследования дифференцировать его этапы.
10. Умение для каждого этапа исследования отобрать методы, адекватные его целям и задачам.
Теоретические методы педагогического исследования:
1. Умения теоретического анализа и синтеза.
2. Умения абстракции и конкретизации.
3. Умения индукции и дедукции.
4. Сравнительно-сопоставительные умения.
5. Умения классификации.
6. Умения систематизации.
7. Умения обобщения.
8. Умения аналогий.
9. Умения идеализации.
10. Умения моделирования.
11. Умения формализации.
12. Понятийно-терминологические умения.
Эмпирические методы (способы) исследования:
1. Умение наблюдения и квалифицированного протоколирования.
2. Умение выполнить педагогический эксперимент.
3. Умение изучать и обобщать педагогический опыт.
4. Умение организовать опытную работу.
5. Умение изучать продукты деятельности обучаемых.
6. Умение изучать педагогическую документацию.
7. Умение провести опрос (анкетирование, беседу, интервью),
8. Умение выполнить социометрию.
9. Умение организовать экспертные оценки, педагогический консилиум, компетентное судейство.
10. Умение провести мониторинг.
11. Умение провести обследование.
12. Умение выполнить исследование методами логопедии, профессиональной педагогики и т.д.
13. Умение измерять педагогические явления.
14. Умения математической и статистической обработки результатов исследования.