Тема 4. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование»

Педагогическое проектирование - комплексная задача, решаемая с учётом социокультурного контекста рассматриваемой проблемы. Опосредующая роль социокультурного контекста в процессе педагогического прогнозирования и проектирования инновационных образовательных систем. Психолого-педагогические компетенции педагога как условие становления проектной культуры, атмосферы творческой активности членов проектной команды. Образовательный процесс как объект инновационных преобразований средствами проектов. Педагогическое проектирование – средство обеспечения условий эффективного обучения, воспитания, введения педагогических технологий развивающего характера; форма организации конструктивно-продуктивного взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Тема 5. Ребенок и педагог как субъекты совместной проектной деятельности

Совместная проектная деятельность как эффективная развивающая технология. «Метод проектов». Дети субъекты проектной деятельности при условии: «самостоятельного обнаружения» проблемы, её анализа, совместной разработки плана действий, его реализации и презентации результатов проекта. Проектирование в области физкультурно-оздоровительной, познавательно-речевой и др. областей образовательной работы с детьми.

Тема 6. Проектирование образовательного процесса, тематические и календарные проекты.

Вариативные подходы к проектированию образовательного процесса ДОО; разработке образовательного содержания в форме тематических образовательных проектов. Анализ рекомендаций по проектированию в контексте примерных ООП ДО и проектирования содержания образовательных программ в практике дошкольных образовательных организаций.

Тема 7. Проектирование НОД интегрированного характера

Вариативные подходы к проектированию НОД (в рамках реализуемых примерных образовательных программ ДО). Технология разработки конспектов НОД интегрированного характера.

Тема 8. Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста.

Анализ причин выбора «качеств личности ребёнка дошкольного возраста» и условий предполагаемых изменений на примере создания технологических моделей организации «процессов» содействия становлению качеств личности детей разного дошкольного возраста. Структура и примерное содержание проектов.

Содержание практических занятий

Раздел 2. Практика педагогического проектирования как фактор повышения профессиональных компетенций педагога.

Занятие № 1 (6 час. / 0,45 з.е.).

Тема 2.1 Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование»; анализ и толкование ключевых понятий дисциплины

Задачи: совершенствовать умения моделировать концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы); анализировать и выделять существенные характеристики ключевых понятий; обогащать практику умений толковать, аргументировать высказывания по предмету изучения; конкретизировать и обобщать ясные знания в форме выводов, суждений, умозаключений.

Основные понятия: «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «метод проектов», «жизненный цикл проекта», «планирование проекта»; «модель», «моделирование» и пр.

Содержание подготовки к занятию:

- Самостоятельно обогатить знания по теме (см. обязательную литературу), структурировать исходную и дополнительную информацию в форме содержательной модели - блок-схемы.

- Сформировать «словарь» ключевых и рабочих понятий области изучения (тезаурус).

- Быть способным к анализу ключевых понятий, аргументации их «места» в блок-схеме (содержательной модели).

Базовый учебник:

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М. АСАДЕМА 2005. (288 С.) Рекомендуемые фрагменты: «Проектирование содержания образования» (стр183-188); «Программирование и планирование хода проекта (стр. 102- 114); «Концептуализация» (стр.90-102), «Принципы проектной деятельности» (и далее на выбор студента).

Учебно-методическая литература:

1. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).

2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.).

3. Грибанова М.В., Дёмина С.Е. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование // Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: материалы краевой научно-практической конференции 25 марта 2011 года, г. Краснокамск, Пермь: Краевой центр инновационного опыта Университетского округа ПГПУ, 2011.

4. Грибанова М.В. Проектирование в образовательных системах Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: материалы краевой научно-практической конференции 25 марта 2011 года, г. Краснокамск, Пермь: Краевой центр инновационного опыта Университетского округа ПГПУ, 2011.

5. Проектирование, моделирование и планирование как основные функции организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 5.1). Основы дошкольной педагогики: учебник / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (142-157 с.)

6. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 2.5.). Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (108-126 с.)

Интернет-ресурсы:

http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-21.shtml#book_page_topКолесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. —— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. В каталоге: Педагогика

Формы отчётности: словарь ключевых понятий (тезаурус), блок-схема - содержательная модель учебной дисциплины.

Занятие № 2 (6 час. / 0,18 з.е.).

Наши рекомендации