Педагогическое проектирование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

Рабочая программа дисциплины

Педагогическое проектирование

(ФРАГМЕНТ)

Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование

Профили подготовки: Дошкольное образование, Дополнительное образование

Квалификация (степень) выпускника: прикладной бакалавр

Пермь

Автор-составитель:_Грибанова М.В.

Авторский знак Педагогическое проектирование: рабочая программа дисциплины / Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование. Профили: Дошкольное образование, Дополнительное образование. Квалификация: прикладной бакалавр / авт.-сост. М.В. Грибанова; Перм. гос. гум.-пед. ун-т. – Пермь, 2017. – ___ с.

Рабочая программа дисциплины «Педагогическое проектирование» составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование». Дисциплина относится к вариативной части учебного плана. Материалы издания раскрывают содержание курса; цели и задачи изучения дисциплины; средства, формы и методы их реализации. Рабочая программа дисциплины предназначена для преподавателей и обучающихся по направлению «Педагогическое образование», слушателей курсов.

Утверждено на заседании кафедры дошкольной педагогики и психологии: протокол № от « » марта 2017 г.

Зав. кафедрой_____________ (Коломийченко Л.В.)

© Грибанова М.В., 2017

© ФГБОУ ВПО «Пермский государственный

гуманитарно-педагогический университет», 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Цель изучения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2. Место дисциплины в структуре ОП. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3. Требования к результатам освоения дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4. Объем дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.1.Объем дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

4.2.Распределение часов по темам и видам учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . .

5. Содержание дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.1. Программа дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.2.Содержание семинарских и практических занятий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5.3.Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) . . . . . . . . . . . .

6. Структура и содержание самостоятельной работы студентов. . . . . . . . . .

7. Фонд оценочных средств. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Учебно-методическое, информационное и материально-техническое

обеспечение дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.1.Основная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.2.Дополнительная литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.3.Рекомендуемая литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.4.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети

"Интернет" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8.5.Материально-техническое обеспечение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1. ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ:профессиональные компетенции в области теории и практики использования технологий педагогического проектирования в организации образовательных процессов ДОО. Дисциплина вносит вклад в процесс овладения проектной культурой и осуществления профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования в области проектирования вариативных форм организации и видов образовательной содеятельности с детьми дошкольного возраста; использования «метода проектов» в обучении.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОП

Дисциплина относится к вариативной части учебного плана основной образовательной программы, входит в модуль «Проектная деятельность» (Б1.В.03.01)

Перечень дисциплин, предшествующих изучению данной дисциплины:

1. «Современные технологии управления качеством образования» (Б2.В.ДВ.1.1),

2. «Педагогические технологии» (Б3.В.ОД.13),

3. «Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования» (Б3.Б.4),

Освоение дисциплины Педагогическое проектированиеявляется необходимой основой для изучения последующих дисциплин:

1. «Моделирование, проектирование и планирование образовательных процессов»

2. «Личностно-ориентированные образовательные технологии»

3. «Социально-педагогическое прогнозирование и проектирование», а также для проведения «управленческой практики» и «практики в группах дошкольного возраста».

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине в терминах компетенций, вклад учебной дисциплины в их формирование.

Компетенция Вклад дисциплины в формирование компетенции
ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения способен к восприятию образовательной информации, её анализу, обобщению, структурированию; постановке цели проекта, определению задач, традиционных и специфических средств достижения цели, результатов проекта
ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; организации процесс разработки, презентации и защиты образовательных проектов
ПК-8 способен проектировать образовательные программы   Знает: требования ФГОС ДО к содержанию, структуре и условиям реализации образовательных программ (в т.ч. дополнительных); закономерности организации образовательного процесса. Принципы деятельностного подхода; приемы современных педагогических технологий; современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания; принципы создания информационных материалов. Направления достижения и способы оценки образовательных результатов. Особенности организации педагогической диагностики; условия развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся на занятиях (в т.ч. по дополнительным образовательным программам). Умеет: использовать методы обучения в проектной деятельности; применять технологии развития личности. Применить культурно-исторический, деятельностный и развивающий подходы в проектировании программ дополнительного образования; планировать циклы занятий с учетом особенностей образовательной программы; запросов учащихся (детей, их родителей); условий их удовлетворения в процессе освоения программы. Учитывать индивидуальные особенности учащихся (в том числе одаренных и с ограниченными возможностями здоровья). Использовать способы фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы. Анализировать занятия для установления соответствия содержания целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности. Организовывать взаимодействие с родителями с целью повышения понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы. Владеет: технологией проектирования и планирования учебных занятий; способами анализа эффективности и контроля учебных достижений, результатов освоения детьми основной и\или дополнительной образовательной программы. Постановкой воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера; проектированием воспитательных программ; ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка. Приёмами определения ценностного аспекта учебного знания (образовательной информации) обеспечивать его понимание и переживание обучающимися; инструментарием диагностики показателей динамики развития ребенка. Планированием взаимодействия с родителями. Способами определения педагогических целей и задач, планирования циклов занятий, направленных на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования). Приёмами разработки системы контроля достижений и планируемых результатов освоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ.  
   

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Формы обучения
Очная заочная
Общая трудоемкость: часы / зачетные единицы   144 / 4
Номера семестров:   V, VI
Аудиторные занятия (всего): В том числе:   36 / 0,92
Лекции (Л)   4/ 0,30
Практические занятия (ПЗ)   32 / 0,89
Семинарские занятия (СЗ)    
Лабораторные работы (ЛР)    
Самостоятельная работа (СРС) (всего) 102 / 2,63
Форма промежуточной аттестации   (экзамен, зачет) - № семестров экзамен, VI (6/0,45)

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Программа дисциплины

Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Педагогическое проектирование»

Содержание практических занятий

Занятие № 1 (6 час. / 0,45 з.е.).

Тема 2.1 Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование»; анализ и толкование ключевых понятий дисциплины

Задачи: совершенствовать умения моделировать концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы); анализировать и выделять существенные характеристики ключевых понятий; обогащать практику умений толковать, аргументировать высказывания по предмету изучения; конкретизировать и обобщать ясные знания в форме выводов, суждений, умозаключений.

Основные понятия: «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «метод проектов», «жизненный цикл проекта», «планирование проекта»; «модель», «моделирование» и пр.

Содержание подготовки к занятию:

- Самостоятельно обогатить знания по теме (см. обязательную литературу), структурировать исходную и дополнительную информацию в форме содержательной модели - блок-схемы.

- Сформировать «словарь» ключевых и рабочих понятий области изучения (тезаурус).

- Быть способным к анализу ключевых понятий, аргументации их «места» в блок-схеме (содержательной модели).

Базовый учебник:

1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. М. АСАДЕМА 2005. (288 С.) Рекомендуемые фрагменты: «Проектирование содержания образования» (стр183-188); «Программирование и планирование хода проекта (стр. 102- 114); «Концептуализация» (стр.90-102), «Принципы проектной деятельности» (и далее на выбор студента).

Учебно-методическая литература:

1. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).

2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.).

3. Грибанова М.В., Дёмина С.Е. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование // Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: материалы краевой научно-практической конференции 25 марта 2011 года, г. Краснокамск, Пермь: Краевой центр инновационного опыта Университетского округа ПГПУ, 2011.

4. Грибанова М.В. Проектирование в образовательных системах Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении: материалы краевой научно-практической конференции 25 марта 2011 года, г. Краснокамск, Пермь: Краевой центр инновационного опыта Университетского округа ПГПУ, 2011.

5. Проектирование, моделирование и планирование как основные функции организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 5.1). Основы дошкольной педагогики: учебник / Л.В. Коломийченко, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (142-157 с.)

6. Проектирование образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения (парагр. 2.5.). Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник / Л.В. Коломийченко, Ю.С. Григорьева, М.В. Грибанова, Н.А. Зорина, Л.С. Половодова, О.В. Прозументик, Т.Э. Токаева; ПГГПУ. – Пермь, 2013. (108-126 с.)

Интернет-ресурсы:

http://pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-21.shtml#book_page_topКолесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб. пособие для высш. учеб. заведений / И.А.Колесникова, М.П.Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. —— М: Издательский центр «Академия», 2005. — 288 с. В каталоге: Педагогика

Формы отчётности: словарь ключевых понятий (тезаурус), блок-схема - содержательная модель учебной дисциплины.

Занятие № 2 (6 час. / 0,18 з.е.).

Занятие № 3 (6 час. / 0,18 з.е.).

Тема 2.3. Проектирование образовательного процесса, тематические и календарные проекты.

Задачи: совершенствовать умения разрабатывать тематические образовательные проекты, работать в группе коллег, принимать чужое мнение; упражнять в умении строить аргументированные и убедительные высказывания.

Основные понятия: тематическое проектирование, тематический образовательный проект

Содержание подготовки к занятию:

1. Разработка содержания образовательного тематического проекта на примере организации образовательного процесса своего ДОУ (актуальность, своеобразие, цель, задачи, формы и содержание организации образовательной содеятельности с детьми, предполагаемый результат, мониторинг достижений детей).

2. Провести анализ реализации принципа минимизации объёма образовательной информации; форм трансляции образовательной информации, условия освоения детьми способов познания и содержательных обобщений в рамках темы; умений детей наполнять содержательное обобщение конкретным содержанием (наглядное моделирование, изобразительная деятельность и др.).

Базовый учебник:

Учебно-методическая литература:

1. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования // Материалы региональной научно-практической конференции (Добрянка, 24 февраля 2010 г.).

2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.)

3. Грибанова М.В. Тематический блок «Мебель». Примерное содержание образовательной деятельности познавательно-эстетического характера с детьми 3-7 лет Перм. гос. Гумант.-пед. ун-т. – Пермь, 2013.

Интернет-ресурсы:

Формы отчётности: тематический проект образовательной работы с детьми (разных возрастов), презентация проекта, методические рекомендации к его использованию в практике.

Занятие № 4 (6 час. / 0,18 з.е.).

Занятие № 4 (6 час. / 0,18 з.е.).

Содержание лабораторных работ (лабораторный практикум) – НЕ ПРЕДУСМОТРЕН

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Наименование раздела дисциплины   Тема Формы самостоятельной работы   Учебно-методическое обеспечение
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Педагогическое проектирование» 1.1. Концептуальные основы и актуальность предмета изучения 1. Изучение рекомендованной литературы. 2. Структурирование содержания изученного материала в форме блок-схемы См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; конспект лекций
Раздел 2. Практика педагогического проектирования как фактор повышения профессиональных компетенций педагога. 2.1. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование» 1. Составление тезауруса 2. Разработка содержательной модели ключевых понятий дисциплины. 1. Словари, тексты первоисточников (см. 2. Учебно-методическая литература к пр. занятию)
  2.2. Ребенок и педагог как субъекты совместной проектной деятельности 1. Разработка проекта образовательной содеятельности детей и педагога (тема проекта на выбор студента). См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; пример проекта содеятельности детей и педагога.
  2.3. Проектирование образовательного процесса (календарные и тематические проекты) 1. Разработка тематического проекта образовательной работы с детьми разного возраста (возраст детей – на выбор студента). 2. Презентация проекта и методических рекомендаций к его использованию в практике. См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; пример тематического образовательного проекта.
  2.4. Проектирование НОД интегрированного характера 1. Разработка конспекта НОД интегрированного характера (тема и содержание - выбор студента). См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; примеры НОД.
  2.5.Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста. 1. Выделение дефиниции изучаемого качества личности. 2. Разработка технологической модели организации процесса содействия становлению качества личности детей.. (качество личности дошкольника и возраст по выбору студента). См. Учебно-методическая литература к пр. занятию; примеры разработки технологической модели.  

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

Разделы, темы дисциплины Код формируемой компетенции Оценочное средство
Раздел 1. Предмет и объект изучения дисциплины «Педагогическое проектирование»
1.1. Концептуальные основы и актуальность предмета изучения ОК-1   Концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы)
1.2. Анализ и толкование ключевых понятий дисциплины (категориальный аппарат). ОК-8 Тезаурус ключевых и рабочих понятий области изучения; умение анализировать и использовать ключевые понятия в содержательной модели области изучения.
1.3. Место и функции педагогического проектирования в образовательном процессе ОК-8 Содержательная модель области изучения (блок-схема).  
Раздел 2. Практика педагогического проектирования как фактор повышения профессиональных компетенций педагога.
2.1. Концептуальный формат понятия «педагогическое проектирование» ОК-8 Концепт предмета изучения в форме содержательной модели (блок-схемы)
2.2. Ребенок и педагог как субъекты совместной проектной деятельности ОК-8 План организации содеятельности детей и педагога в создании проекта (тема проекта на выбор студента)
2.3. Проектирование образовательного процесса (календарные и тематические проекты) ОК-8, ОК-7 Тематический проект образовательной работы с детьми (разных возрастов), презентация проекта, методические рекомендации к его использованию в практике.
2.4. Проектирование НОД интегрированного характера ОК-8 Презентация разработанных НОД интегрированного характера; мастер класс
2.5.Психолого-педагогическое проектирование условий становления качеств личности детей дошкольного возраста. ОК-8 Презентация технологической модели «содействия развитию качеств личности ребёнка дошкольного возраста».  

Примерные вопросы для контроля освоения учебной дисциплины (экзамен)

Вариант 1.

(РЕКОМЕНДУЮ ВСЕМ ГОТОВИТЬСЯ К СДАЧЕ ЭКЗАМЕНА ПО ПЕРВОМУ ВАРИАНТУ – ГРИБАНОВА 2017)

1. Проектная деятельность как средство усовершенствования окружающей действительности и профессионально-личностного развития специалиста образования.

2. Понятия «проект», «проектирование», «проектная деятельность», «педагогическое проектирование», «метод проектов».

3. Сущность педагогического проектирования. Программирование, проектирование, конструирование образовательного процесса.

4. Структура образовательного проекта для детей дошкольного возраста (на примере презентации проекта общеразвивающей или специальной направленности: продуктивная деятельность; формирование пространственной ориентировки детей; формирование этики речевых коммуникаций; развитие общения и вариативных форм взаимодействия детей младшего дошкольного возраста; формирование предметных действий в игре детей третьего года жизни и пр. на выбор студента).

5. Толкование содержательной модели учебной дисциплины «Педагогическое проектирование» (блок-схема).

6. План организации содеятельности детей и педагога в процессе создания проекта (тема и презентация проекта на выбор студента)

7. Календарный тематический проект образовательной содеятельности педагога с детьми разного дошкольного возраста. Презентация проекта, методическое оснащение и рекомендации к использованию в практике.

8. Принципы разработки НОД интегрированного характера. Анализ конспекта НОД интегрированного характера (возраст детей на выбор студента).

9. Презентация и толкование технологической модели «содействия развитию качества личности» ребёнка дошкольного возраста (возраст детей на выбор студента).

10. Анализ проблем организации образовательного процесса (на примере Вашего ДОО), выявление причин возникновения и возможных путей преодоления.

11. Пример использования педагогического проектирования в организации образовательной деятельности ДОО (воспитание развитие, обучение деятельности и пр.).

12. Предметно - ориентированные технологии обучения, особенности их применения.

13. Личностно – ориентированные технологии воспитания, особенности их применения.

14. Индивидуально-ориентированные технологии развития, особенности их применения.

15. Проектирование содержания образования в рамках любой образовательной области.

16. Технологии проектирования содержания образования в рамках ООП и дополнительных образовательных программ, используемых в Вашем ДОУ.

ВСЕ ВОПРОСЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРОИЛЛЮСТРИРОВАНЫ ПРИМЕРАМИ!

Т.Е. ОТВЕТ НА ЭКЗАМЕНЕ ОСНОВАН НА ПРИМЕРАХ ИЗ ПРАКТИКИ.

Вариант II

1. Написание и защита тематического образовательного проекта.

(НЕ РЕКОМЕНДУЮ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕН ПО II –у варианту – ГРИБАНОВА 2017)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

8.1. Основная литература

№ п/п Автор, название, выходные данные Краткая аннотация
1. Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия 2007.   В пособии рассматриваются научно-практические основы проектирования как особого вида профессионально-педагогической деятельности. Представлено многообразие областей, видов и проблем проектирования в сфере современного образования. Авторы раскрывают природу, логику и содержание социально-педагогического, образовательного, психолого-педагогического проектирования. Текст содержит много примеров. Задания и материалы рассчитаны на организацию различных форм самостоятельной работы студентов ВУЗа.
2. Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении // Материалы научно-практической конференции (Краснокамск 25 марта 2011 г.).   В сборник вошли научные и практико-ориентированные публикации отражающие вариативные подходы к использованию проектной деятельности в ДОУ. Проектная деятельность педагогов дошкольной ступени направлена на реализацию целевых, содержательных и технологических аспектов организации современного педагогического процесса. Проектно-деятельностный подход опосредует модернизацию образовательной среды в формате новых федеральных государственных требований к дошкольному образованию. Представленные материалы раскрывают инновационный потенциал педагогов детских садов Перми, Добрянки, Краснокамска, Губахи и прочих регионов края. Авторы статей и практико-ориентированных материалов делятся опытом работы в области проектирования, моделирования и планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Сборник может быть интересен специалистам-практикам в области дошкольной педагогики, студентам педагогических образовательных учреждений.
3. Совершенствование педагогического процесса ДОУ: аспекты моделирования, проектирования и планирования: материалы региональной научно-практической конференции 24 февраля 2010 года, г. Добрянка/ науч. ред. Л.С. Половодова, М.В. Грибанова. – Добрянка: Управление образования администрации Добрянского муниципального района Пермского края, 2010. – 100. Представленные материалы отражают целевые, содержательные и технологические аспекты современных направлений оптимизации педагогического процесса в ДОУ Пермского края. В сборник вошли материалы, раскрывающие инновационный потенциал педагогов г.г. Перми, Добрянки, Краснокамска, Губахи, пос. Полазна. Авторы статей и практико-ориентированных материалов делятся опытом работы в области моделирования, проектирования и тематического планирования образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Сборник может быть интересен специалистам-практикам в области дошкольной педагогики, студентам педагогических образовательных учреждений.  

8.2. Дополнительная литература

№ п/п Автор, название, выходные данные Краткая аннотация
1. Грибанова М.В. Моделирование и проектирование воспитательно-образовательной работы в контексте принципов и форм технологии блочно-тематического планирования// Инновации в дошкольном образовании: теория, опыт, проблемы//Материалы региональной юбилейной Научно-практической конференции г. Чайковский, 14-15 декабря 2005 года. Чайковский 2005 (стр.94-108). В статье изложены концептуальные подходы к использованию моделирования, проектирования и тематического планирования как средств инновационной деятельности ДОУ. Приводятся примеры ОЭР и инновационной деятельности образовательных учреждений Пермского края использующих технологию блочно-тематического планирования в качестве средства оптимизации образовательного процесса.  
2. Бэгьюли, Ф. Управление проектом/ Фил Бэгьюли. – Пер. с англ. В.Петрашек. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002.   В доступной и содержательной форме автор подробно разъясняет все аспекты управления проектами (особенно малыми), подкрепляя их диаграммами, примерами, практическими рекомендациями, соответствующими определённой деловой ситуации.
3. Грибанова, М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет: учеб.пос. / М.В. Грибанова. – Пермь, 2003.   В публикации представлен нетрадиционный подход к организации планирования работы ДОУ, фрагмент методики развития познавательно-эстетических способностей детей средствами изобразительной деятельности, амплификации содержания разнообразных видов деятельности детей, организации эстетического познания окружающего мира детьми 3–7 лет.
4. Новикова, Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах/ Т.Г. Новикова. – М.:ACADEMIA, 2002.   В работе рассматриваются теоретические подходы к проектированию образовательных систем, использованию разных видов моделей в инновационных процессах. Особое внимание отводится методам педагогического исследования.
5. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе (психологические основы проектирования образования): автореф. дис ….док.псих.наук. /В.И. Слободчиков. - М., 1994.   В автореферате представлены концептуальные подходы к определению основных разделов педагогики развития, условия развития субъективной реальности, значение проектирования индивидуальных траекторий развития индивидуальности. Особую ценность представляет теоретическая модель проектирования образовательных процессов и институций в соответствии с ценностями развития человека.
6. Фридман Л.М. Наглядность и моделирование в обучении/ М.: Знание, 1984.   Использование в педагогической практике средств наглядности имеет важное значение для повышения качества обучения. Излагается современная трактовка дидактического принципа наглядности, раскрывается рель моделей в повышения эффективности усвоения учащимися знаний и умений, а также в совершенствовании управленческой деятельности учителя.
7. Грибанова М. В. Тематические блоки «Звери», «Строение», «Транспорт», «Мебель» и пр. Примерное содержание занятий по познавательно-эстетическому развитию детей 3-7 лет. Пермь 2003, 2015.   В публикациях представлено примерное содержание занятий по познавательно-эстетическому развитию детей 3-7 лет. Тематический блок представляет собой вариант организации «максимума» образовательной информации для детей разного возраста в рамках темы (области познания).
8. Грибанова М. В. Средства оптимизации системы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2003. В публикации представлены аспекты развития познавательных и художественных способностей детей дошкольного возраста посредством тематического проектирования образовательного процесса.
9. Хозиев В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников. М. 2002 Автор представляет оригинальный подход к формированию продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников посредством реализации исследовательских проектов, включения дошкольников в совместную со взрослым проектную деятельность и исследования особенностей трансформации детского восприятия, мышления, группового и индивидуального развития.

8.3. Рекомендуемая литература

№ п/п Автор и название литературного источника Выходные данные Ссылки на электронные библиотечные системы и базы данных
       
       

8.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (базы данных, информационно-справочные и поисковые системы и др.)

Название Ссылка (адрес) Краткая аннотация
Методика профессионального обучения (Скибицкий Э.Г., Толстова И.Э., Шефель В.Г.) Новосибирск: НГАУ, 2008. - 166 с.   (Проектирование педагогического сценария учебного занятия) http://txtb.ru/88/index.html   http://txtb.ru/88/18.html В учебном пособии рассматриваются теоретические основы методики профессионального обучения. Описываются методические аспекты деятельности педагога и методики преподавания учебных дисциплин. Дается краткое описание методов, организационных форм обучения, современных педагогических технологий и основ педагогического контроля. Для запоминания терминологии приводится глоссарий. Предназначено педагогам, работающим со слушателями курсов по подготовке, повышению квалификации муниципальных служащих сельских поселений.
Ананишнев В.М. Моделирование в сфере образования   http://systempsychology.ru/journal/2010_1_2/36-ananishnev-vm-modelirovanie-v-sfere-obrazovaniya.html В статье рассматриваются теоретические проблемы моделирования в сфере образования. Приводится сравнительный анализ российской модели образования с известными мировыми моделями образования, исследуется моделирование образовательных процессов и условий образовательной системы.
Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование/И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская.- М.: Академия 2007. Колесникова И. А. Педагогическое проектирование: Учеб ... pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-1.shtml Проектирование содержания образования - Педагогическая ... pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-183.shtml стр 183 -188 Программирование и планирование хода проекта www.pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-102.shtml стр.102-114 Концептуализация - Педагогическая библиотека www.pedlib.ru/Books/3/0212/3_0212-90.shtml стр 90-102   В учебном пособии представлен глубокий качественный анализ современного состояния теории и практики в области педагогического проектирования. Обратившись к ссылкам «базового учебника» изучаемой дисциплины вы получаете возможность работы с текстами первоисточника (в рамках рекомендованных для изучения параграфов)
Педагогическое проектирование http://ryabov-kozel.narod.ru/html/fifth6.htm   В статье «педагогическое проектирование» раскрывается как механизм разработки вариативных технологий в педагогической теории и практике. Особый интерес представляет научное толкование ключевых терминов и понятий в области проектирования.
Методические материалы Педагогическое проектирование - student2.ru Учебно-методические материалы для преподавателей и студентов педагогических...Педагогическое проектирование образовательного процесса
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/016e0000-0000-fadf-80a3-80ef82b62bcf/?   Содержание спецкурса направлено на содействие формированию специальной компетентности в педагогическом проектировании учебных материалов, определяющей способность студента, будущего учителя, решать профессиональные задачи использования цифровых образовательных ресурсов и информационных и коммуникационных технологий в образовательной сфере.  
Алисов Е.А. Педагогическое проектирование экологически безопасной образовательной среды Share on vk Share on facebook Share on twitter Share on mymailru Share on odnoklassniki_ru Share on livejournal Share on surfingbird More Sharing Services   В автореферате представлены результаты научного исследования проблемы проектирования экологически безопасной образовательной среды (проводится анализ противоречий, причин их возникновения, условия снятия противоречий посредством использования возможностей проектирования).
Педагогическая энциклопедия http://www.otrok.ru/teach/enc/txt/cont1.html Энциклопедия содержит более 2000 терминов, оформлена с использованием гиперссылок, включающих различные педагогические понятия, фамилии известных педагогических деятелей, названия педагогических феноменов.
З.И.Лаврентьева Словарь терминов HR http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.html   В статье представлен авторский вариант современного толкования ключевых понятий по теме педагогическое проектирование

ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ.

  1. Приоритетные национальные проекты http://www.rost.ru/
  2. Социальное проектирование. Эффективные инструменты реализации http://www.socialproject.ru/socialproj/theory.php

3. Колесни

Наши рекомендации