Дифференциация фонем, имеющих
АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО
Гласные Ё — Ю (О - У)
Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных.
Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь.
Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ
Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у.
Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.
1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу
Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается,
о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок).
2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги:
а) от — ут ну — но
ум - ом ро — ру
ус - ос гу — го
ох - ух то — ту
б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс
мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю
3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):
сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.
4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова:
гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка
5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):
ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём.
6. Сопоставить по значению и звучанию слова:
клюв — клёв плюс — плёс
7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов.
Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают
Я пою - ... Мы поём - ...
Я шью - … Мы шьём - …
8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами.
Образец: я даю – мы даём; он даёт – они дают.
я пою – мы … он поёт – они …
я полью – мы … он польёт – они …
я шью – мы … он шьёт – они …
я вью – мы … он вьёт – они …
я бью – мы … он бьёт – они …
я клюю – мы … он клюёт – они …
9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:
Подай... полотенце и ... расчёску (мою, моё).
Возьми... мыло и ... щётку (своё, свою).
Погладь ... платье и ... кофту (твою, моё).
10. Составить предложения с данными словами и словосочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:
на землю, над землёй; всё поле, всю речку;
всё море, всю землю; всю дорогу, всё время;
всю сметану, всё масло.
11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:
Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю.
Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём
спелую клюкву.
Тексты для зрительно-предупредительных диктантов.
У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.
Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве.
Бедный ёжик ёжится. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
ПО АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОМУ СХОДСТВУ
В данном разделе дается дифференциация звонких и глухих согласных, свистящих и шипящих, соноров, аффрикат. Речевой материал (слова, предложения для анализа) логопед может использовать выборочно в зависимости от уровня речевого развития и года обучения детей, а также подбирать аналогичный материал для закрепления темы, если данного объема оказалось недостаточно.
Дифференциация всех пар согласных дается по одной стабильной системе, что позволяет детям пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков по слуху и на письме.
В случае необходимости логопед рассматривает с учащимися дифференциацию твердых и мягких фонем обособленно. Раздельная дифференциация твердых и мягких фонем показана на примере звуков т - д и т' -д'.
Дифференциация каждой пары звуков заканчивается диктантами (зрительно-предупредительным и контрольным).
Рассматриваются попутно грамматические темы, например тема «Оглушение звонких согласных», которая до дифференциации звонких и глухих согласных на логопедическом пункте оказывается не под силу учащимся с нарушением письма в классе.
Заданияэтого типа (…) нужно выполнять следующим образом: слоги читать последовательно слева направо, затем ту же колонку справа налево, затем тройными слогами: па-ба-па, ба-па-ба, следя за указкой логопеда.