Дифференциация фонем, имеющих

АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЕ СХОДСТВО

Гласные Ё — Ю (О - У)

Эти согласные смешиваются по акустико-артикуляционному сходству. Для облегчения их дифференциации надо выделить простые гласные звуки, лежащие в основе этих сложных гласных.

Дети знакомятся с таблицей. Проверяют ее протяжным произнесением гласных и записывают в тетрадь.

Я – ЙА Е – ЙЭ Ё – ЙО Ю - ЙУ

Внимательное рассмотрение артикуляции гласных о и у.

Сравнение их по степени раскрытия рта и сужения губ.

1. Рассмотреть табличку: ё=йо | ю=йу

Сравнить по артикуляции гласные о и у, входящие в состав ё и ю (подчеркивается различная степень раскрытия рта — дополнительный контроль рукой под подбородком и сужения губ) у (ю) — «узкий» звук, подбородок не опускается,

о (ё) — раствор рта примерно на один палец между зубами (соответственно опускается подбородок).

2. Прочитать, затем записать под диктовку слоги:

а) от — ут ну — но

ум - ом ро — ру

ус - ос гу — го

ох - ух то — ту

б) ёт - ют юм — ём юн — ён ёс - юс

мё — мю тю - тё рю – рё лё — лю

3. Дифференциация гласных о — у в словах (отраженное проговаривание с подниманием соответствующих букв):

сор, сук, пух, сох, сок, сух, спорт, суп, гусь, сом, стул, стол, лось, круг, слон, лук, спор, звон, звук, стук, стон, куст, кость, хор, спуск, спорт, стучу, урок, клоун, пустой, укол, пушок, шнурок, кусок, густой, усну, сурок, отпуск.

4. Сопоставить по смыслу и звучанию слова:

гол - гул сток - стук точка - тучка сук - сок ход - худ трос - трус стол - стул струйка - стройка

5. Дифференциация ё и ю в словах (поднять соответствующую букву):

ёлка, ёжик, южный, юла, юбка, приём, таёжный, союз, орёл, юрта, каюта, каёмка, салют, юный, бельё, ружьё, приют, прилёг, уютный, съёжился, плёнка, плюшевый, клён, клюшка, плёл, плюс, цвёл, любит, повсюду, лётчик, ключ, далёкий, водоём.

6. Сопоставить по значению и звучанию слова:

клюв — клёв плюс — плёс

7. Изменить слова по образцу, наблюдая чередование ё — ю в окончаниях глаголов.

Образец: Я даю - он даёт Мы даём - они дают

Я пою - ... Мы поём - ...

Я шью - … Мы шьём - …

8. Изменить слова по образцу. Гласные ё и ю подчеркнуть цветными карандашами.

Образец: я даю – мы даём; он даёт – они дают.

я пою – мы … он поёт – они …

я полью – мы … он польёт – они …

я шью – мы … он шьёт – они …

я вью – мы … он вьёт – они …

я бью – мы … он бьёт – они …

я клюю – мы … он клюёт – они …

9. Записать предложения, вставляя подходящие слова из скобок:

Подай... полотенце и ... расчёску (мою, моё).

Возьми... мыло и ... щётку (своё, свою).

Погладь ... платье и ... кофту (твою, моё).

10. Составить предложения с данными словами и слово­сочетаниями. Подчеркнуть буквы ё, ю:

на землю, над землёй; всё поле, всю речку;

всё море, всю землю; всю дорогу, всё время;

всю сметану, всё масло.

11. Тексты для комментированного письма, для записи под диктовку:

Хор поёт песню. Хорошо поют школьники. Люк ведёт в тёмный трюм. Солнце льёт лучи на землю.

Осенью льют дожди. Пастушок вьёт кнут. Весной грачи вьют гнёзда. Охотник берёт ружьё. Мы соберём

спелую клюкву.

Тексты для зрительно-предупредительных диктантов.

У школы клён. Мы любим сидеть у клёна. Гудят пчёлы. Поют птицы.

Юра и Лёва были у тёти Оли. Тётя купила им коня и юлу. Коня она даёт Юре, а юлу - Лёве.

Бедный ёжик ёжится. Туча по небу идёт, бочка по морю плывёт.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

ПО АКУСТИКО-АРТИКУЛЯЦИОННОМУ СХОДСТВУ

В данном разделе дается дифференциация звонких и глу­хих согласных, свистящих и шипящих, соноров, аффрикат. Речевой материал (слова, предложения для анализа) логопед может использовать выборочно в зависимости от уровня рече­вого развития и года обучения детей, а также подбирать аналогичный материал для закрепления темы, если данного объ­ема оказалось недостаточно.

Дифференциация всех пар согласных дается по одной ста­бильной системе, что позволяет детям пройти последовательно весь комплекс упражнений по различению звуков по слуху и на письме.

В случае необходимости логопед рассматривает с учащи­мися дифференциацию твердых и мягких фонем обособленно. Раздельная дифференциация твердых и мягких фонем пока­зана на примере звуков т - д и т' -д'.

Дифференциация каждой пары звуков заканчивается дик­тантами (зрительно-предупредительным и контрольным).

Рассматриваются попутно грамматические темы, например тема «Оглушение звонких согласных», которая до дифферен­циации звонких и глухих согласных на логопедическом пункте оказывается не под силу учащимся с нарушением письма в классе.

Заданияэтого типа (…) нужно выполнять следующим образом: слоги читать последовательно слева направо, затем ту же колонку справа налево, затем тройными слогами: па-ба-па, ба-па-ба, следя за указкой логопеда.

Наши рекомендации