Дифференциация фонем и графем

Р-Л

На роликах Рома Катается дома. Папа у Ромы Мечет молнии-громы: — Сейчас же, Роман, Прекрати балаган!

***

Древние люди играли на лире,

Они звуки лиры прекрасной любили...

***

Если в доме мир и лад, То любой им очень рад.

Р-Л-С-3-Ц

Летом — трава, Осенью — листва, Зимой снег летит И льдинка блестит. Липа растет, Летом цветет. Липовый цвет! Его лучше нет!

Р-Л-Ш-Ж

Это была моя ошибка —

Пообещал я кошке рыбку.

Для этого ловкость нужна,

Ведь рыбка у самого дна.

Вот рыбка уже с червячком,

А что же с моим поплавком?

Клюет ведь, клюет!

В результате в ладошке —

Отличная рыбка на ужин для кошки.

ц-ч-щ

На цепи сидит щенок, Что такое сделать мог? Целый день пищит щенок, Сгрыз он щетку и чулок.

Ш-Щ

Очень тощий был Кощей, Никогда не ел он щей. Кашу тоже не любил




Целый день голодным был. Похудеть и я решил, Два часа не ел, не пил. Тут пришел ко мне Сашок Закадычный мой дружок, Он сказал мне: «Не худей. Ты ж мальчишка, не Кощей, Так и ешь побольше щей!»

Ф-С

Жила на свете Фекла, Она любила свеклу, И стали щечки Феклы, Как две большие свеклы.

ть-ч

Читает тихо ученик,

Учитель в гневе: «Что ты сник?

Ты полагаешь, что опять

Свой слух должны мы напрягать? »

Тетя читает, Тема мечтает, Тина качает В коляске котят.

Тихо в квартире Тридцать четыре:

Там тетя читает, Тема мечтает, Тина качает В коляске котят.

Б-П

Завелись у кошки блохи, Знать, дела у бедный плохи.

Б-П-Л-Р

Мы поехали на бал, Боря с лошади упал. Рома с Лерой подбежали Борю бережно подняли.

Г-К

Галя топила углями камин, А рядом озябший сидел господин. Он Гале сказал: «Как уютно, тепло, С камином, Галина, мне так повезло!»

**#

Кот и галка

Пошли к гадалке.

Сказала гадалка:

«Кот слопает галку».

А галка сказала: «Чем в зубы коту,

Уж лучше в живот залечу я к киту».

Дифференциация фонем и графем - student2.ru

ОРФОГРАММЫ

УРОК 4

ЖИ-ШИ — пиши через И

Если забудешь правило: ЖИ-ШИ пишичерез И, Поступишь ты очень неправильно, Поскольку получишь не три — Законную двойку, а может быть, кол, И дома все скажут: «Ну ты отколол!

Все знают, и даже совсем малыши, Так надо: «ЖИ-ШИ— напиши через И».

•А**

ЧА-ЩА — пиши через А

Роща, чаща и свеча — Мы напишем с буквой А.

***

Прилетела саранча, Станцевала ЧА-ЧА-ЧА.

Чайка пьет Горячий чай, Букву «А» — Не забывай!

ЧУ-ЩУ — пиши через У

Запомни!

Слоги ЩУ и ЧУ

Нельзя писать «как захочу»,

Где ЩУ и ЧУ — лишь буква У,

Здесь не бывает буквы Ю

Чушка — попросту свинья, Научу я вас, друзья. Чурка — дерева кусок, А у щуки нет чулок. И так далее, ребятки. Я надеюсь, все в порядке?

***

ЖИ-ШИвсегда при букве И, Так их спокойно и пиШИ. ЧА-ЩАвсегда при букве А, И ни к чему здесь вовсе Я, ЧУ-ЩУвсегда при букве У, А Ю уйти я попрошу.

Дифференциация фонем и графем - student2.ru

УРОК 5 Безударные гласные

У слов есть КОРНИ,в них вся суть,

Они подставить рады грудь,

Чтоб похвалы все и нападки

Достались им. В своей тетрадке

На корни в оба посмотри —

Не притворились ли они?

Есть среди них опасные,

Что прячут безударные гласные.

К примеру, — хочешь посИдеть,

А написал, что посЕдеть,

Есть корень СИД, а есть и СЕД,

Так пусть седеет твой сосед,

Ему уже немало лет,

А потому-то корень СЕД

Ему подходит в самый раз,

Такой вот, мой дружок, тут сказ!

В корне слова — главный смысл, Хочу, чтоб каждый корни грыз, Тогда дойдет до сути слов. Скажи, ты к этому готов? Так как же слово написать? Не беспокойтесь, буквы эти Послушней будут всех на свете! Мой метод прост, хотя и стар: Поставьте букву под удар! (ударение)

Бом, бом, бом, бом, Бездомным — дом,

Безродным — род, Котенку — кот,

Сонливым — сон, Слонятам — слон,

Светящим — свет, Следящим — след,

Речушкам — реки, Гречанкам — греки,

Плясуньям — пляски, Глазуньям — глазки.

В столовой — стол, В долине — дол,



Нора — не норка, Гора — не горка,

Лесник — не лес, Бесенок — бес...

\

Теперь, друзья,

Замолкну я, Чтоб посидеть И посмотреть, Кто из детей Сам грамотей!

Дифференциация фонем и графем - student2.ru

УРОК 6

Оглушение на конце слова

Еще есть таинство одно, Занятное такое: Глазами вижу я одно, А слышится другое.

Это зуб, а слышу зуп, Это чуб, а слышу чуп, Это куб, а слышу куп. (Может, я немножко глуп?)

Это сад, а слышу сат, Это рад, а слышу рат, Мир и лад, а слышу лат. (Что-то тут неладно, брат!)

Много роз, а слышу рос, Десять коз, а слышу кос. (Может быть, я не дорос?)



Успокойся, все в порядке,

Я скажу тебе отгадку:

На конце стоит согласный,

Ты же сделай, чтоб был гласный:

Встанет он возле него,

И поймешь, что от чего:

САД — САДЫ; ДУБ — ДУБЫ,

ЛАД — ЛАДЫ; ЧУБ — ЧУБЫ,

КУБ — КУБЫ И ...

Только, милый мой, смотри, Слишком не перемудри, А то друг с другом начнут бороться Слова нормальные и слова-уродцы:

НОС — НОЗЫ; КОТ — КОДЫ; КВАС — КВАЗЫ; ПЛОТ — ПЛОДЫ; РОТ — РОДЫ...

Нет таких на свете слов, Ты будь к этому готов!

Возмутятся кот, плот, рот Никто из них на это не пойдет, Чтоб рот стал вдруг родом, А плот — спелым плодом,

Да и кот — совсем не код, Он в шпионы не пойдет,

Не кодировать он хочет,

А гулять по крышам ночью.

Так, дружок, не учуди, В толк, что сказано, возьми, В слове главное — их корни, ПОСТОЯННЫЕ, запомни!

Кот — коты, котенок, котик, Рот — все рты и просто ротик, Час — часы и просто часик, Бас — басы и хилый басик, Мак — цвет маковый и маки, Лак — блеск лаковый и лаки.

Дифференциация фонем и графем - student2.ru

УРОК 7 Йотированные гласные

Есть буквы, в которых запрятались две, Сидят себе там, как в саду на траве, Сидят и прекрасно себя ощущают. При этом писать детям в школе мешают. Вот Я, например: слышно два чистых звука, А буква — одна у вот такая наука! Звук И плюс звук А получается Я, Помочь тут ничем не могу даже я.

Не стоит две буквы трудиться писать,

Когда можно только одну.

Зачем неразумно, друзья, поступать,

Скажите, зачем? Не пойму!

К примеру, вы пишете: ЙАблоко, ЙАма,

ЙАмайка и ЙАстреб, и что-то еще, Зачем это делать, подумайте сами, Когда обойтись можно буквой одной: И плюс А — это Я, И плюс О — это Ё, И плюс У— это Ю, И плюс Э — это Е, Вот тебе проблемы все.

Нет, я не стану, как слышу, писать, А буду вот так я всегда поступать: Й + А = Я,Й + О = Ё,Й + У = Ю,Й + Э = Какие трудности? Они исчезли все!

А правильно как? А вот как:

ЙАблоко — это Яблоко, ЙАма — это Яма, ЙАстреб — Ястреб,

Или такие вот накладки, Их я увидела в тетрадке Одной несносной ученицы, Вы ж не хотите так учиться?

Она писала ЙА лЬУблЬУ, Когда так просто Я ЛЮБЛЮ, И подписала «Это тайна. Твоя соседка слева ТанЬЙА».




А тот, кому она писала, Понять не смог ее сначала, Потом он как-то догадался, Но только сильно испугался: Что б это значило? Зачем? Она с ума сошла совсем!

Нет, я ее не полюблю,

Пока ошибки не исправит.

Пусть снова мне письмо отправит

И пишет правильно слова,

Чтоб не болела голова

От этих сущих безобразий,

Тогда скажу: Вот это праздник,

Все буквы на своих местах,

А это так прекрасно — ах!

Я ей отвечу: «Здравствуй, ТАНЯ...»

И подпишусь — твой верный САНЯ.

***

В лесу большая ЙОлка — Колючие иголки, По веткам вьЙОтся белка Как рыженькая стрелка.

А теперь правильно:

В лесу большая ёлка Колючие иголки,

По веткам вьётся белка Как рыженькая стрелка

***

ЙОжик, ЙОжик, У тебя сколько ножек? С ЙЭжатами вместе — Их сто или двести.

А теперь правильно:

Ёжик, ёжик, У тебя сколько ножек? С ежатами вместе — Их сто или двести.

Дифференциация фонем и графем - student2.ru

УРОК 8

Слова

Наши рекомендации