Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Новизна образовательной программы заключается в том, что в данной программе представлен тематический план занятий кружка и готовые образцы изделий. В соответствии с планом разработаны конспекты занятий с сопровождающим материалом (презентации, шаблоны, рисунки и т.п.)
Актуальность программы.Программа «Подвижная игрушка» создает условия для развития творческих и конструкторских способностей ребенка, способствует самовыражению через создание своими руками различных изделий, которые в дальнейшем могут стать подарком, игрушкой, возможно, поделкой, которую можно продать на школьной ярмарке, а значит приносить радость не только себе, но и окружающим. Выполняя какую-либо работу, ребенок добивается результата, радость успеха рождает у него уверенность в своих силах.
Человек, создающий что - то своим трудом, будет ценить и то, что создано другими людьми. Он преодолевает барьер нерешительности, робость перед новыми видами деятельности. У детей воспитывается готовность к проявлению творчества в любом виде труда.
В основе программы лежит без оценочная концепция, дающая: радость общения; удовлетворение результатами своего труда; исключение боязни неудачи (любой результат положителен);создание обстановки взаимопомощи, понимания, поддержки.
Педагогическая целесообразностьпрограммы объясняется тем, что предлагаемые в программе принципы обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность); формы и методы обучения (групповое и индивидуальное обучение, занятия, конкурсы, соревнования, экскурсии, и т.д.); методы контроля и управления деятельностью детей (анализ результатов занятий, конкурсов, выставок и др.);
средства обучения доступные для детей (необходимое наглядное и раздаточное оборудование, инструменты, материалы и приспособления) действенны в формировании и развитии умений детей, посещающих кружок «Подвижна игрушка», конструировать, оформлять и использовать подвижные игрушки и игрушки с подвижными деталями.
1.3 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цельобразовательной программы:
Деятельностная цель:обучение учащихся 4 класса изготовлению подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталями из различных материалов; организация их плодотворного досуга.
Содержательная цель:углубление знаний учащихся об игрушке, ее истории возникновения и разновидностях.
Задачиобразовательной программы:
Образовательные (предметные результаты):
- расширить знания об истории возникновения игрушки;
- закрепить знания, полученные на уроках технологии, о видах материалов, используемых для конструирования игрушек, и их свойствах;
- закрепить знания и умения о способах разметки по шаблонам, линейке, кальке, копировальной бумаге и т. п.;
- формировать у детей умения ручного труда, практических приемов и навыков конструирования;
- формировать умение выстраивать весь процесс выполнения задания (от замысла или анализа готового образца до практической его реализации или исполнения);
- познакомить с основными технологическими приемами и особенности изготовления различных видов подвижных игрушек и игрушек с подвижными деталям;
- формировать умения находить и выбирать рациональные технико-технологические решения и приёмы;
- развивать умения реализовывать творческий замысел в создании целостного образа в единстве формы и содержания;
- научить приёмам и правилам пользования инструментами ручного труда (ножницы, канцелярский ножик, пинцет, шило и т. д.);
- научить различным способам соединения (проволокой, бумагой, клеем, клепками и т.п.) деталей из бумаги, картона и др.;
- развивать умение проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.
Развивающие (метапредметные результаты):
Коммуникативные:
- развивать умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- развивать умение сотрудничать, выполнять различные изделия в группе и совместном выполнении;
-развивать умение слушать и вступать в беседу с руководителем и с классом;
- формировать уважительное отношение к взрослым и обучающимся;
- развивать умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные:
- развивать новые знания в процессе наблюдения, рассуждения и обсуждения материала;
- развивать наблюдательность и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы;
- развивать активность и самостоятельность;
- развивать мелкую моторику рук, глазомер, внимание, память, воображение и фантазию ребенка, образное;
- развивать пространственные и логическое мышление, изобретательность, умение выразить свою мысль с помощью эскиза;
- развивать творческих и конструкторских способностей;
- развивать поиск нестандартных решений, творческое мышление, технические способности.
Регулятивные:
- формировать умение предлагать свои конструкторско-технологические приёмы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий;
- формировать умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
- формировать умение совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему на занятии;
- формировать умение проверять поделки в действии, вносить необходимые конструктивные доработки;
- формировать умение отыскать недостатки в ходе работы, выяснить, что следует изменить;
- формировать умение искать наиболее рациональных способов выполнения изделия;
- формировать умение работать с информацией предложенной от учителя;
- умение определять последовательность промежуточной цели с учетом конечного результата;
- формулировать и удерживать учебную задачу.
Воспитательные (личностные результаты):
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- воспитывать культуры общения, умение работать в коллективе;
- воспитывать стремления довести начатое дело до конца;
- воспитывать свои чувства и ощущения от изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
- воспитывать умение принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
- воспитывать умение опираться на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, предлагать способы реализации предложенного или собственного замысла.
Отличительные особенности
В ходе работы на занятиях кружка создается необычная среда и атмосфера творчества, дружелюбия, поддержки и направленности на успех. Весь процесс деятельности кружковцев направлен на реализацию их знаний, умений, опыта при изготовлении полезных и интересных игрушек. Ребенок находится в постоянном контакте и сотрудничестве с самим собой, с другими детьми - кружковцами и руководителем, при этом у всех единая цель, что способствует наиболее эффективному процессу. Создание благоприятных условий ведет к формированию практических умений, мотивации познания, творчеству, к развитию фантазии профессиональному самоопределению, повышению уровня самооценки ребенка.
Самодельные игрушки, изготовленные на кружке, не просто могут украсить интерьер, их можно использовать в качестве подарка, что, в свою очередь, способствуют развитию самых добрых, теплых чувств к родным и близким, друзьям и детям детского сада, дома ребенка, интерната и т.п. Разнообразная декоративная отделка, отход от привычных способов решения различных задач, помогают детям проявить себя с разных сторон, игрушки, выполненные своими руками, становятся забавными, живыми. И как показывает практика, увлечение ребят поначалу непосредственным изготовлением предлагаемых образцов игрушек постепенно перерастает в стремление придумать свой образ будущей игрушки и воплотить его.
Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала отводится практическим занятиям, которые включают в себя изготовление подвижных игрушек их оформление и декор, выполнение графических зарисовок, шаблонов и т.п.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей развития учащихся педагог может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми изделиями, иногда и, по желанию учащихся.