Актуальность и новизна учебной программы.

Актуальность программы заключается в том, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, краеведческий материал. Программа способствует социально-психологической адаптации школьников и подготовке их к самостоятельной жизни, способствование профессиональному самоопределению.

Новизна программы заключается в применение проектного метода, адаптация к программе развития школы, её традиционных праздников и мероприятий.

В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введён региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Рязанской области, краеведческого материала.

Межпредметные связи

Межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, животного, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов, выполнение выкройки, раскладка выкройки, конструирование), информатикой (компьютерная графика).

Место предмета в базисном учебном плане.

Рабочая программа составлена с учётом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённому приказом Минобразования РФ.

Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в V- IX классах по 34 часа в год, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Программа «Изобразительное искусство» рассчитана на 170 учебных часов.

Методы и формы организации учебной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

Индивидуальные,

Коллективные,

Групповые,

Классные,

Внеклассные.

Виды организации учебной деятельности:

Экскурсия, видеоэкскурсии

Путешествие, видеопутешествия

Выставка.

Методы и формы обучения.

В своей работе для выполнения поставленных задач я использую различные методы и приёмы обучения.

Метод наглядности,демонстрация репродукций, видеонаблюдение, педагогический рисунок на доске.

Метод наглядности учит детей не только смотреть на окружающую действительность, но и видеть. Я учу наблюдательности, внимательному отношению к натуре, учу подмечать незаметные на первый взгляд детали. Учу конструктивному построению предметов. Только научившись видеть, можно грамотно изображать. В композиции на историческую тему для того, чтобы нарисовать лошадь дети на предшествующем уроке рассматривают фотографии, таблицы, рисуют схему движения, а затем только изображают лошадь. Это изучение натуры позволяет детям почувствовать себя увереннее в работе над сложной композицией. Также учимся с детьми смотреть картины и воспринимать их содержание. Смотрим фильмы с использованием ПК и мультимедийных учебников.

Словесные методы, метод объяснения, рассказа, работа с книгой, повествования, бесед. Такие методы я использую при объяснении нового материала, при повторении и закреплении изученного, во время практической работы. Дети любят общаться, делиться своими переживаниями, мыслями, они «одевают» свои зрительные представления в словесную оболочку, им становится легче создавать образы на бумаге. Также используются литературные произведения для создания иллюстраций, или изображения образов героев.

Метод описания. Методикой предусмотрено стандартное объяснение учебного материала с демонстрацией образца выполненного учителем на доске, с порядком и этапами выполнения, демонстрацией детских работ. В результате дети получают конкретные образы, которые порой перерисовывают, потому, что думать не надо. Часто такой метод у детей ограничивает фантазию, заставляет действовать по шаблону. Я прибегаю к словесному описанию работы. Словесное описание требует работы ума и фантазии. В результате применения такого метода дети делают порой очень интересные композиционные решения.

Практические методыприменяются при изучении изобразительной грамоты, изучении приёмов работы художественными материалами, во время фронтальной и самостоятельной работы детей: рисование с натуры, по памяти, представлению, тематическое, декоративное рисование и т.д.

Создание ситуации успеха

Используется на каждом уроке. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению, а для того чтобы интерес появился необходимо создавать ситуацию успеха. Прежде всего, я стараюсь подобрать задания такие, чтобы у ребёнка все получилось, и он почувствовал радость от творчества. Но обучение процесс трудный и порой случаются неудачи, а дети очень требовательны к своим рисункам, и чем старше они становятся, тем критичное отношение к своим работам возрастает, так как дети знакомятся с работами художников, сравнивают рисунки одноклассников и видят свои ошибки и неудачи. Моя задача – подержать, приободрить, успокоить. Мой девиз: дорогу осилит идущий. Если у ребёнка не получился рисунок, не нужно отчаиваться, нужно попробовать ещё раз.

Метод поэтапного ведения работы.Этот метод очень сложен в освоении. В работе над конструктивным построением предметов, в работе над натюрмортом, сюжетной композицией, работе в определённой художественной технике требуется знание определённой последовательности действий. Знание этих действий и применение их на практике обеспечит продуктивную работу и успешный результат.

Метод сотрудничества.Атмосфера сотрудничества вызывает положительные эмоции, а это в свою очередь положительно отражается на учебном процессе.

Метод свободного творчества. Работа по плану тяготит и сдерживает творческое начало, мы стремимся подвести детей к определённому стандарту. Чтобы этого не случилось, чтобы дети не утратили интерес к изобразительному искусству, индивидуальность, и стремились к самовыражению, я по возможности предоставляю право выбора сюжета, композиции и т.д.

Метод проблемного изложения материала, частично поисковый.Во время

объяснения нового материала я не даю детям сразу готового решения. Мы вместе ищем ответы на вопросы. Это способствует развитию самостоятельности, активности.

Метод интеграции.На своих уроках я использую интегрированные связи с литературой, биологией, физикой, математикой, географий, историей, а также использую краеведческий материал. Это позволяет детям выстроить целостную картину мира, взаимосвязи различных областей между собой.

Метод визуализации.Дети знакомятся с мировым и отечественным искусством рассматривают репродукции, слады с картин художников, скульптур, архитектурных памятников. Учатся анализировать произведения искусства по плану. Отвечают на вопросы учителя, задают друг другу вопросы по . Работа ведётся индивидуально, фронтально, по группам.

Метод наблюденияиспользуется для развитиязрительной памяти. Дети рассматривают предметы, изображения, иллюстрации и используют накопленные зрительные образы в практической работе.

Метод сравненияиспользуется при встрече с произведениями искусства различных видов и жанров, анализируем образный язык, его специфику. Анализируем работы художников, выполненных на одну тему, но имеющих разное эмоциональное звучание, сравниванием манеру живописи, почерк, видение и чувствование образа разными художниками.

В своей работе я применяю различныеформы и приёмы:

Организация самоанализа и анализа детских работ «Экспертом»;

Организация помощи ученикам в проектной деятельности;

Коррекция межличностных отношений в коллективной и групповой деятельности учеников;

Игровые ситуации;

Анализ картин художников;

Наши рекомендации