Создание высокого давления топлива
Электрический топливный насос низкого давления подаёт топливо к ТНВД (рис. 1) под давлением 0,3...0,5 МПа (3...5 бар). В зависимости от режима работы двигателя (крутящий момент и частота вращения) ТНВД создаёт необходимое высокое давление в топливной системе и подаёт топливо под этим давлением в топливный аккумулятор 4, где оно находится до момента впрыска в цилиндр.
Давление топлива измеряется датчиком 6 и регулируется в пределах 5... 12 МПа клапаном-регулятором давления 8.
Форсунки высокого давления 5 установлены на аккумуляторе топлива (как и в системе «Common Rail»), и по сигналу от электронного блока управления двигателя впрыскивают топливо непосредственно в камеры сгорания цилиндров двигателя.
Образование топливовоздушной смеси
Благодаря очень высокому давлению впрыска имеет место тонкое распыливание топлива, которое вместе с поступающим в цилиндр воздухом образует в камере сгорания топливовоздушную смесь. В зависимости от эксплуатационного режима работы двигателя топливо может впрыскиваться таким образом, что во всём пространстве камеры сгорания образуется равномерно распределённая богатая смесь с X < 1 (работа на гомогенной топливовоздушной смеси) или послойный заряд топливовоздушной смеси с А <1 вокруг свечи зажигания (работа на бедной смеси). При работе двигателя с послойным зарядом остальное пространство камеры сгорания заполнено или поступившим в цилиндр свежим воздухом с возвращёнными системой рециркуляции (EGR) отработавшими газами, или очень бедной топливовоздушной смесью. Общий коэффициент избытка воздуха такой топливовоздушной смеси X >1. Работа двигателя с перечисленными выше способами образования топливовоздушной смеси определяется конкретным эксплуатационным режимом. С одной стороны, выбор режима работы является функцией крутящего момента и частоты вращения, а с другой стороны, зависит от таких требований, как регенерация каталитического нейтрализатора аккумуляторного типа.
Крутящий момент
Во время работы на послойном заряде топливовоздушной смеси решающим фактором является масса впрыскиваемого топлива. Количество избыточного воздуха при работе на частичных нагрузках обеспечивается работой при полном открытии дроссельной заслонки, что уменьшает насосные потери и, следовательно, снижает расход топлива.
При работе на бедных (X >1) гомогенных топливовоздушных смесях полное открытие дроссельной заслонки также позволяет снизить расход топлива, хотя и не в такой степени, как при работе с послойным зарядом топливовоздушной смеси. При работе на гомогенных смесях с X < 1 двигатели с непосредственным впрыском бензина ведут себя практически так же как и двигатели с впрыском топлива во впускной коллектор.
Очистка отработавших газов
Каталитический нейтрализатор служит для удаления из отработавших газов вредных веществ. Для обеспечения максимальной эффективности трёхкомпонентный каталитический нейтрализатор требует стехиометрического состава топливовоздушной смеси. Работа двигателя на бедной смеси, то есть с избытком воздуха, приводит к повышенному уровню образования оксидов азота NOX, которые временно аккумулируются в каталитическом нейтрализаторе аккумуляторного типа. После этого азот, диоксид углерода и вода удаляются при кратковременной работе с избытком воздуха.
Топливный коллектор
Топливный коллектор хранит топливо, поступившее от ТНВД, и распределяет его по форсункам высокого давления. Объём топливного коллектора достаточен для компенсирования колебаний давления в топливной системе.
Обычно используются топливные коллекторы из алюминиевого сплава. Конструкция топливного коллектора (объём, размеры, масса и т.д.) определяется конструкцией двигателя и топливной системы.
Топливный коллектор оснащается соединениями для различных компонентов системы впрыска (ТНВД, датчик высокого давления, регулятор давления топлива, топливные форсунки). Конструкция топливного, коллектора гарантирует отсутствие утечек топлива как в самом коллекторе, так и в его соединениях.
Топливный насос высокого давления (ТНВД)
Назначение
Топливный высокого давления (ТНВД) служит для сжатия топлива, подаваемого к нему электрическим подкачивающим насосом под давлением 0,3... 0,5 МПа (низкое давление), до давления 5... 12 МПа, необходимого для впрыска топлива форсункой высокого давления насос
Вначале, сразу после пуска двигателя, топливо впрыскивается под низким давлением. Высокое давление создаётся, когда двигатель разгоняется до высокой частоты вращения. Минимальный уровень пульсаций давления в потоке означает, что колебания давления в топливном коллекторе практически отсутствуют. Для того чтобы предотвратить смешение топлива со смазочным маслом, ТНВД охлаждается и смазывается топливом.
Рис.2
1-Эксцентриковый кулачок 2-Контактный блок 3-Втулка насосного элемента с плунжером 4-Плунжер 5-Выпускнойшаровой клапан 6-Впускной клапан 7-Соединение с топливным коллектором 8-Выход топлива (высокое давление) 9-Впуск топлива 10-Контактное кольцо эксцентрика 11-Уплотнитель 12-Фиксатор 13-Вал привода
Рис.3
Номера позиций идентичны рис. 2.
1-Эксцентриковый кулачок 2-Контактный блок 3-Втулка насосного элемента с плунжером 4-Плунжер 5-Впускной клапан 6-Соединение с топливным коллектором
7-Контактное кольцо эксцентрика
Трёхплунжерный ТНВД HDP1
Существует много разных типов ТНВД. На рис. 2 и 3 показаны продольный и поперечный разрезы трёхплунжерного ТНВД типа HDP1. Вал привода 13 насоса от распределительного вала двигателя вращается вместе с эксцентриком 1, который создаёт возвратно-поступательное движение плунжеров 4 в их втулках 3. При движении плунжера вниз топливо из линии низкого давления (0,3- • -0,5 МПа) через полые плунжеры и впускной клапан 6 поступает в цилиндр насосного элемента. Когда плунжер движется вверх, объём топлива сжимается, и после того как достигнуто высокое давление (выше, чем в топливном коллекторе), выпускной шаровой клапан открывается, и топливо поступает в линию высокого давления 7 (соединение с топливным коллектором). Применение трёхплунжерного ТНВД с расположением цилиндров под углом 120° обеспечивает очень низкий уровень остаточных пульсаций в топливном коллекторе. Количество подаваемого топлива пропорционально частоте вращения вала насоса. Таким образом, всегда имеется достаточное количество топлива, и для того чтобы ограничить нагрев топлива в топливном коллекторе, ТНВД подаёт несколько больше топлива, чем это требуется при максимальной подаче в двигатель. Регулятор давления топлива «сбрасывает» избыточное давление, и направляет лишнее топливо в линию возврата.
Одноплунжерный ТНВД HDP2
Одноплунжерный ТНВД HDP2 является радиальным поршневым насосом с приводом от кулачка. При движении плунжера вниз топливо из линии низкого давления (0,3...0,5 МПа) через впускной клапан поступает в цилиндр насоса. Когда плунжер движется вверх, данный объём топлива сжимается, и после того как достигнуто высокое давление (выше, чем в топливном коллекторе), выпускной шаровой клапан открывается, и топливо поступает в топливный коллектор.
Камера сжатия насоса и канал впуска топлива соединены между собой через клапан управления подачей топлива с внешним управлением. Если при получении пускового сигнала клапан открывается до конца хода нагнетания, то давление в камере сжатия падает, и топливо вытекает обратно на вход насоса. Это означает, что клапан управления подачей выполняет те же функции, что и клапан регулирования давления в трёхцилиндровом ТНВД HDP1. Для того чтобы регулировать величину топливоподачи, клапан управления подачей топлива остаётся закрытым от НМТ до завершения данного активного хода поршня. Как только достигается необходимое для топливного коллектора давление, клапан открывается и предотвращает дальнейшее повышение давления в коллекторе.
Максимальная величина подачи топлива (l/h) есть функция частоты вращения, числа кулачков и величины подъёма кулачка. Величина подачи топлива может регулироваться, чтобы соответствовать пусковым сигналам клапана управления подачей.
Обратный клапан между камерой давления ТНВД и топливным коллектором предотвращает падение давления во время открытия клапана управления подачей.
Рис.4
1 Электрический разъём 2-Пружина 3-Катушка электромагнита 4-Якорь
2 5-Уплотнительноекольцо 6-Выходной канал 7
3-Шаровой клапан 8-Седло клапана 9-Впуск с сетчатым фильтром
Регулятор давления топлива
Назначение
Регулятор давления топлива устанавливается между топливным коллектором и линией низкого давления ТНВД HDP1. Этот клапан служит для регулирования давления в топливном коллекторе путём изменения своего проходного сечения. Избыточное топливо направляется ТНВД HDP1 в линию низкого давления.