Просвещение родителей – наиважнейшее направление в деятельности педагога.
В связи с духовно–нравственным кризисом в стране, институт семьи перестал выполнять свою основную функцию по воспитанию детей, утеряны традиционные ценности семьи. На сегодняшний день семья нуждается в поддержке и в сопровождении.
Целью деятельности школы по педагогическому сопровождению семьи является содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Существует много различных направленийпо работе с родителями (например: просвещение, информирование, консультирование, обучение, совместная досуговая, а также совместная досуговая, проектная и трудовая деятельность).
Одним из главных направлений в работе педагога является просвещение родителей. Педагогу необходимо продумывать различные формы педагогического просвещения, например, такие как педагогический всеобуч, лектории, конференции, круглые столы, вечера вопросов и ответов.
Выдающиеся педагоги прошлого много внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического опыта. Классики педагогики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее основой и опорой. Педагогическая наука и народная педагогика вступили в сложное взаимодействие друг с другом и способствовали развитию друг друга, создавая единое пространство, которое может быть названо педагогической культурой. Педагогическая культура использовала народное творчество, развивала его и была неразрывной его частью. Народная педагогика, представляющая собой воспитание, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой во всесилие отца. Да и родительский дом – это своего рода храм семейной духовности. Любовь к детям – важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательнее к ним народ, тем выше его культура. По мнению А.С. Пушкина, прошлого нет только у дикарей.
Существует много источников педагогических знаний в области воспитания детей. Это и труды классиков педагогики (Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, Я.Корчак, В.А.Сухомлинский, А.М.Макаренко), а так же учения Свято–Отеческой литературы (Преподобный Сергий Радонежский, Святитель Стефан Пермский, схиархиомандрид Иоанн (Маслов) и многие другие). Их произведения являются сокровищницей накопленного веками опыта в воспитании подрастающего поколения, неисчерпаемым источником знаний, которым могут воспользоваться педагоги.
Основным принципом работы педагогов с родителями в современных условиях является отказ от авторитарного характера взаимоотношений. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их проступках с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций неприемлимо. В условиях рыночной экономики многие родители заинтересованы в качестве получаемых детьми знаний. Они могут быть непосредственными участниками учебно–воспитательного процесса. От них на сегодняшний день поступает заказ на выпускника, обладающего необходимыми знаниями, умениями, навыками для успешной социализации в обществе. Возникает противоречие: учитель не пытается организовать совместную деятельность, привлечь родителей к учебной–воспитательному процессу, но ждет поддержки родителей при возникающих трудностях и проблемах, связанных с конфликтными ситуациями с детьми, а также с низкой успеваемостью детей по школьным предметам.
Родительское собрание - это основная форма совместной работы с родителями, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности классного сообщества и воспитания учащихся в школе и дома. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка. Нередко родительские собрания используются и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активность их роли в жизни класса, ответственность за воспитание учащихся.
Главной функцией собраний является просвещение родителей, повышение их педагогической культуры. Классное родительское собрание проводится, как правило, один раз в четверть, но при необходимости может проходить и чаще. Его результативность во многом зависит от целенаправленности, продуманности и тщательности подготовительной работы учителя и членов родительского комитета.
Следует обратить внимание на формы проведения родительских собраний, а таковых на сегодняшний день в практике педагогов разработано крайне недостаточно, несмотря на то, что в методической литературе описаны формы родительских собраний, такие формы как:
· родительское собрание вместе с детьми;
· родительское собрание в форме презентации семей, их традиций, умений, взглядов на воспитание;
· родительское собрание в форме кафе;
· родительское собрание в форме пресс–конференции;
· родительское собрание мужчин;
· родительское собрание в форме деловой игры.
Избираемая для обсуждения на родительском собрании тема не должна быть случайной. Ее выбор обусловливается целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива, закономерностями развития личности школьника, особенностями протекания процессов обучения и воспитания, логикой формирования педагогической культуры родителей, стратегией построения и совершенствования взаимоотношений школы и семьи. Важно, чтобы тема отдельного родительского собрания была органично взаимосвязана с вопросами для обсуждения на предыдущих и последующих собраниях родителей.
Деятельность педагогического коллектива школы по организации работы с родителями реализует следующие цели:
1. просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми;
2. консультативная – выработать совместный психолого–педагогический метод эффективного воздействия на ребенка;
3. коммуникативная – организовать совместную деятельность с родителями и детьми, в результате которой возрастает опыт культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Целеобразование связано с выбором темы и вопросов для обсуждения на родительском собрании. Уже при выборе темы учитель отчетливо осознает, почему именно эту проблему в данный момент следует обсудить с родителями.
В качестве целевых ориентиров организаторами собраний могут быть избраны следующие:
- способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе;
- содействовать сплочению родительского коллектива, вовлечению родителей в жизнедеятельность классного сообщества;
- выработать коллективные решения и единые требования к воспитанию детей, обеспечить интеграцию усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка;
- пропагандировать опыт успешного семейного воспитания, предотвращать возможность совершения родителями неверных действий по отношению к своему сыну или дочери;
- подвести итоги совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей за четверть, полугодие или учебный год.