Формы местного самоуправления.

Формами местного самоуправления следует понимать организацию системы местного самоуправления, через которые осуществляется местная власть, решаются вопросы местного значения. К ним относятся формы непосредственной и представительной демократии, через которые осуществляется народовластие. Раскрывая формы местного самоуправления, ст. 130 Конституции Российской Федераций устанавливает, что оно осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямо от волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Формы осуществления местного самоуправления закрепляются в Федеральном законе "06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", других федеральных законах, конституциях, уставах, законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

Организационно-правовыми формами волеизъявления граждан являются: - местный референдум; - муниципальные выборы; - голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования; - сходы граждан; - правотворческая инициатива граждан; - территориальное общественное самоуправление; - публичные слушания; - собрания граждан; - конференция граждан (собрание делегатов); - опрос граждан; - обращения граждан в органы местного самоуправления; - другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

В своей совокупности эти формы образуют систему местного самоуправления в рамках муниципальных образований.

Порядок назначения и проведения, принятия и изменения решения местного референдума, как правило, должен устанавливаться уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Муниципальные выборы должны проводиться в соответствии с уставом муниципального образования на основе ФЗ. Собрания (сходы) граждан проводятся для решения вопросов местного значения. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Правотворческая инициатива граждан состоит в разработке и принятии решений самоуправления. Порядок реализации этого права должен быть установлен уставом муниципального образования.

Обращение граждан в органы местного самоуправления - это предложения, заявления, жалобы, ходатайства (в том числе коллективные) граждан, изложенные в устной или письменной форме. Территориальное общественное самоуправление - это объединение граждан на части муниципального образования с правом решения местных вопросов под свою ответственность.

Муниципальные образования могут объединяться в ассоциации и союзы.

К формам осуществления местного самоуправления непосредственно жителями относятся: местный референдум, муниципальные выборы, сход жителей муниципального образования, отзыв выборных лиц местного самоуправления, голосование жителей по выявлению мнения населения по вопросу изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

К формам участия населения в осуществлении местного самоуправления относятся: обращения жителей муниципального образования в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, иные формы инициативного участия жителей в осуществлении местного самоуправления.

Местный референдум.

Статья 22. Местный референдум – голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, отнесенным законодательством к компетенции М.с. Референдум проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Федерации, а также уставами муниципальных образований.

Местный референдум назначается представительным органом местного самоуправления. Подготовку и проведение местного референдума осуществляют муниципальные (территориальные) комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Подсчет голосов участников референдума осуществляется открыто и гласно членами участковой избирательной комиссии. Результаты референдума обнародуются в сроки предусмотренные законами субъектов РФ, но не позднее одного месяца. Решение принятое на референдуме не требует утверждения органами государственной власти . Голосование граждан по вопросам местного значения и является высшим непосредственным актом выражения власти народа (ст.3 Конституции РФ. ФКЗ «О референдуме», ФЗ № 124).

Решение, принятое на референдуме, обязательно к исполнению и опубликованию в СМИ.

Субъектами выдвижения инициативы о проведении местного референдума являются: а) граждане Российской Федерации; б) избирательные или иные общественные объединения; в) представительный орган муниципального образования и глава местной администрации при условии выдвижения ими совместной инициативы. Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию, которая действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы. Процесс подготовки местного референдума представляет собой совокупность этапов и действий, которые можно назвать стадиями референдумного процесса, включающими в себя. — формирование комиссий референдума, — составление списков участников референдума; — образование участков референдума, — агитацию при проведении референдума; — финансирование референдума; — организацию голосования; — подсчет голосов участников референдума; — установление

результатов референдума и их опубликование. Подготовку и проведение местного референдума, защиту права граждан на участие в местном референдуме осуществляют муниципальные (территориальные} комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Решения, принятые на местном референдуме, обладают приоритетом по сравнению с иными нормативными правовым актами муниципального образования. Решение, принятое на местном референдуме, является обязательным и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными яйцами или органами цветного самоуправления.

Решение может быть признано недействительным:

1. при нарушении процедуры проведения референдума.

2. при опротестовании решения судом.

3. новым референдумом (по истечении 2 лет).

На референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти субъекта Российской Федерации или органов местного самоуправления, персональном составе органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

Муниципальные выборы.

В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на проведение референдума граждан Российской Федерации" выборы определяются следующим образом:"форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица".

Голосование в рамках выборов должно в обязательном порядке быть всеобщим, равным, прямым, тайным. Данное требование воспроизведено и в ст. 23 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Важнейшей характеристикой выборов как формы волеизъявления граждан является их периодичность. Стартовым моментом выборов является прекращение полномочий ранее избранных выборных лиц. Полномочиями на назначение муниципальных выборов обладает представительный орган муниципального образования. Вместе с тем имеется ряд особенностей, присущих исключительно муниципальным выборам. 1. Избирательными правами при муниципальных выборах могут обладать иностранцы.

2. Участие в муниципальных выборах военнослужащих имеет свою специфику. 3. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов допускается досрочное голосование.

4. При проведении муниципальных выборов, в отличие от иных выборов, допускается безальтернативное голосование.

Итоги муниципальных выборов подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Правовую основу выборов в органы М.с. составляют: КРФ ; закон об общих принципах местного самоуправления; Закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме гр. РФ, законы о выборах в

органы местного самоуправления, принимаемые органами государственной власти субъектов РФ; уставы М.О.Всеобщее избирательное право означает право гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 18 лет, избирать, участвовать в иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного законом, — быть избранным в органы местного самоуправления.

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся а местах лишения свободы по приговору суда.

Устанавливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21 гада на выборах в органы местного самоуправления. Установление максимального возраста кандидата не допускается.

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

Голосование может быть назначено только на календарный выходной день. Не допускается назначение голосования на праздничный день.

Подготовка и проведение муниципальных выборов включает ряд этапов и действий, которые в своей совокупности можно определить как стадии избирательного процесса, включающие в себя:

— составление списков, избирателей;— образование избирательных округов;— образование избирательных участков; — формирование избирательных комиссий; — выдвижение кандидатов, — регистрацию кандидатов; — статус зарегистрированных кандидатов; — предвыборную агитацию; — финансирование выборов; — организацию и порядок голосования;— подсчет голосов избирателей; — установление результатов выборов и их опубликование.

Наши рекомендации