В соответствии с кодификатором
Конспекты по разделу
«Человек и общество»
Мировоззрение, его виды и формы
1. Внутренний (духовный) мир человека – создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2. Структура внутреннего мира:
· познание (интеллект) - потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – формирует интеллект человека, т.е. совокупность умственных способностей, прежде всего способность получать новую информацию на основе той, которая у человека уже имеется.
· эмоции – субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности (удивление, радость, страдание, гнев, страх, стыд и т.д.)
· чувства – эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предметный характер (нравственные, эстетические, интеллектуальные и др.)
· мировоззрение
· направленность личности
3. Мировоззрение– система взглядов человека на окружающий мир и его место в нем:
1. Структура мировоззрения: знания, принципы, идеи, убеждения, идеалы, духовные ценности
2. Пути формирования: стихийный, осознанный.
3. Классификация по эмоциональной окраске: оптимистическое и пессимистическое;
4. Основные типы: обыденное (житейское), религиозное, научное.
5. Роль в жизни человека. Мировоззрение дает: ориентиры и цели, методы познания и деятельности, истинные ценности жизни и культуры.
6. Особенности: всегда исторично (различно в разные исторические этапы становления общества); тесно связано с убеждениями.
4. Убеждения– устойчивый взгляд на мир, идеалы, принципы, стремление.
Типы мировоззрения:
· Обыденное (или житейское) – является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей
· Религиозное – связано с признанием сверхъестественного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в повседневной жизни. Основа – религиозные течения (буддизм, христианство, ислам)
· Научное – теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщенных итогов человеческого познания.
Мировоззрение играет значительную роль в жизни человека: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.
Своего рода итоговый «сплав», который и определяет духовный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой менталитет человека.
5. Менталитет – совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного жизненного опыта.
Виды знаний
Понятие истины, её критерии
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
1. В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний:
· Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон)
· Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
· Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
· Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
· Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина— это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
2. Истина – это знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Другие определения:
1. соответствие знаний действительности;
2. то, что подтверждено опытом;
3. некое соглашение, конвенция;
4. свойство самосогласованности знаний;
5. полезность полученного знания для практики.
Аспекты истины:
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества | |
Абсолютная истина | Относительная истина |
· исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; · знания, которые никогда не могут быть опровергнуты. | · неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания; · знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения. |
Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами |
3. Критерии истины– то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.
4. Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
1. материальное производство (труд, преобразование природы);
2. социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
3. научный эксперимент.
Функции практики:
1. источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
2. основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
3. цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
4. критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Мышление и деятельность
1. Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер)
2. Различия деятельности человека и активности животного
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
Деятельность человека | Активность животного |
Приспособление к природной среде путем ее масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды существования человека. Человек сохраняет свою природную организацию неизменной, поменяв в то же время свой образ жизни. | Приспособление к условиям среды прежде всего путем перестройки собственного организма, механизмом которой являются мутационные изменения, закрепляемые средой |
Целеполагание в деятельности | Целесообразность в поведении |
Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию (раскрывать причинно-следственные зависимости, предвидеть результаты, продумывать наиболее целесообразные способы их достижения) | Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы |
3. Субъект и объект деятельности
4. Структура деятельности: Мотив (совокупность внешних и внутренних условии вызывающих активность субъекта и определяющих на правленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; ин тересы; влечения и эмоции; идеалы) – Цель (это осознанный образ того резуль тата, на достижение которого направлено действие челове ка. Деятельность состоит из цепи действий) – Методы – Процесс (Действия) – Результат
5. Виды мотивов: потребности, соц. установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции (бессознательное), идеалы
Виды действий по М. Веберу:
· целерациональное (Характеризуется рационально поставленной и продуманной целью. Целенаправленно действует тот индивид, чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действий.);
· ценностнорациональное (Характеризуется осознанным определением своей направленности и последовательно планируемой ориентацией на него. Но смысл его состоит не в достижении какой-либо цели, а в том, что индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
· аффективное (Обусловлено эмоциональным состоянием индивида. Он действует под влиянием аффекта, если стремится немедленно удовлетворить свою потребность в мести, наслаждении, преданности и т. д.);
· традиционное (Основано на длительной привычке. Часто это автоматическая реакция на привычное раздражение в направлении некогда усвоенной установки)
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
6. Типы деятельности:
6.1 труд (направлен на достижение цели, практическая полезность, мастерство, развитие личности, преобразование)
6.2 игра (процесс игры важнее ее цели; двойственный характер игры: реальный и условный)
6.3 учение (познание нового)
6.4 общение (обмен идеями, эмоциями)
6.4.1 двустороннее и одностороннее (коммуникация); понятие диалога
6.4.2 структура: субъект – цель – содержание – средство – получатель
6.4.3 классификации: непосредственное – опосредованное, прямое – косвенное
6.4.4 типы субъектов общения: реальный, иллюзорный, воображаемый
6.4.5 функции: социализация (формирование и развитие межличностных отношений в качестве условия становления человека как личности); познавательная, психологическая, отождествления (выражение причастности человека к группе: «Я — свой» или «Я — чужой»); организационная
7. Виды деятельности:
7.1 Материальная (материально-производственная и социально-преобразовательная) и духовная (познавательная, ценностно-ориентированная, прогностическая)
7.2 По субъекту: индивидуальная – коллективная
7.3 По характеру: репродуктивная – творческая
7.4 По соответствию правовым нормам: законная – незаконная
7.5 По соответствию моральным нормам: моральная – аморальная
7.6 По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная
7.7 По зависимости от сфер общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная
7.8 По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя
8. Творчество – вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (характер самостоятельной деятельности или ее компонента).
9. Механизмы творческой деятельности:
· комбинирование,
· воображение,
· фантазия,
· интуиция
Потребности и интересы
В целях своего развития человек вынужден удовлетворять различные нужды, которые называются потребностями.
Потребность— это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования. В мотивах (от лат. movere — приводить в движение, толкать) деятельности проявляются потребности человека.
Виды потребностей человека
· Биологические (органические, материальные) — потребности в пище, одежде, жилище и др.
· Социальные — потребности в общении с другими людьми, в общественной деятельности, в общественном признании и др.
· Духовные (идеальные, познавательные) — потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного и др.
Биологические, социальные и духовные потребности взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека в отличие от животных становятся социальными. У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными: потребность в знаниях выступает нередко как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе.
Существуют и другие классификации потребностей, например, классификация разработана американским психологом А. Маслоу:
Базовые потребности | ||
Первичные (врожденные) | Вторичные (приобретенные) | |
• Физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, отдыхе и т. д. | • Социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности | |
• Экзистенциальные (лат. exsistentia — существование): в безопасности своего существования, комфорте, гарантии занятости, страховании от несчастных случаев, уверенности в завтрашнем дне и т. д. | • Престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте • Духовные: в самоактуализации, самовыражении, самореализации | |
Потребности каждого следующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности — это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Интерес (лат. interest — иметь значение) — целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности.
Интересы людей направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы, дрежде всего, материальные и духовные блага, обеспечивающие удовлетворение потребностей.
Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.
Существует несколько классификаций интересов:
по их носителю: индивидуальные; групповые; всего общества.
по направленности: экономические; социальные; политические; духовные.
От интереса следует отличать склонность. Понятие «интерес» выражает направленность на определенный предмет. Понятие «склонность» выражает направленность на определенную деятельность.
Не всегда интерес сочетается со склонностью (многое зависит от степени доступности той или иной деятельности).
Интересы человека выражают направленность его личности, которая во многом определяет его жизненный путь, характер деятельности и т. д.
Функции общества
· Производство материальных благ и услуг
· Распределение продуктов труда (деятельности)
· Регламентация и управление деятельностью и поведением
· Воспроизводство и социализация человека
· Духовное производство и регулирование активности людей
3. Общественные отношения — многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
Общество – совокупность общественных отношений. Сущность общества – в отношениях между людьми.
· Материальные отношения – возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него. Это:
· Производственные отношения
· Экологические отношения
· Отношения по детопроизводству
· Духовные (идеальные) отношения - формируются, предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. Это:
· Моральные отношения
· Политические отношения
· Правовые отношения
· Художественные отношения
· Философские отношения
· Религиозные отношения
4. Общество как динамическая саморазвивающаяся система.
Система – комплекс элементов и связей между ними.
Составные части системы | Понятие системы | Общество как система |
Элемент | Неразложимый далее компонент системы, принимающий непосредственное участие в ее создании. | · Отдельные индивиды · Социальные общности |
Элементы могут иметь сложное строение как подсистемы (более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система) | Основные подсистемы (сферы) общества: · Экономическая · Политическая · Социальная · Духовная | |
Связи между элементами ее подсистемами | Общественные отношения (см. предыдущий пункт) |
Свойства системы | ||
Целостность | Система – больше, чем сумма элементов и в ней есть свойства, выходящие за пределы отдельных элементов | Общество – это больше, чем толпа. |
Функционирование- развитие | Система может быть функционирующей (неизменной) или развивающейся | Саморазвивающаяся система: · саморегуляция, · самоструктурирование · самовоспроизведение · саморазвитие |
Открытость-закрытость | Система может быть закрытой (сохранение энгергии внутри системы) и открытой (обмен энергией со средой) | Открытая система |
Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами:
1.Оно отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем.
2.Общество не сводимо к людям, его составляющим, это система вне- и надиндивидуалъных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми.
3.Обществу присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.
4.Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек.
5.Общество выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие.
6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.
Основные институты общества
1. Социальный институт— это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности людей, реализующих определенные функции в обществе, главная из которых — удовлетворение социальных потребностей.
2. Цели и функции социальных институтов. Каждый социальный институт характеризуется наличием цели деятельности и конкретными функциями, обеспечивающими ее достижение.
Функции | Ключевые институты | Сферы общества | Основные роли | Физические черты | Символичес-кие черты | Другие институты данной сферы общества |
Забота, воспитание детей | Семья, Наследование | Социальная (семейно-брачные отношения) | · Отец · Мать · Ребенок | Дом Обстановка | Кольца Обручение Контракт | Брак, кровная месть, материнство, отцовство и др. |
Добывание пищи, одежды, жилья | Собственность | Экономичес-кая сфера | · Работодатель · Наемный работник · Покупатель · Продавец | Фабрика Офис Магазин | Деньги Торговля Реклама | Деньги, обмен, хозяйственные отношения и др. |
Поддержание законов, правил и стандартов | Власть Государство | Политическая сфера | · Законодатель · Субъект права | Общественные здания и места | Флаг Хартия | Власть, государство, разделение властей, парламентаризм, местное самоуправление, и др. |
Содействие соборным отношениям и установкам, углубление веры | Религия | Духовная сфера | · Священник · Прихожанин | Собор Церковь | Крест | |
Социализация людей, приобщение к базисным ценностям и практикам | Образование | Духовная сфера | · Учитель · Ученик | Школа Колледж Учебник | Диплом Степень | Общественное мнение, СМИ и др. |
В современном обществе существуют десятки социальных институтов, среди которых можно выделить ключевые: наследование, власть, собственность, семья.
Внутри фундаментальных социальных институтов существуют весьма отчетливые деления на мелкие институты. Например, экономические институты, наряду с базовым институтом собственности, вкл!очают множество устойчивых систем отношений — финансовые, производственные, маркетинговые, организационно-управленческие институты. В системе политических институтов современного общества, наряду с ключевым институтом власти, выделяются институты политического представительства, президентства, разделения властей, местного самоуправления, парламентаризма и т. д.
Социальные институты:
• организуют человеческую деятельность в определенную систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Например, такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и ученика, а семья — роли родителей и детей. Между ними складываются определенные ролевые отношения, которые регулируются специфическими нормами и предписаниями. Некоторые наиболее важные нормы закрепляются законодательно, другие поддерживаются традициями, обычаями, общественным мнением;
• включают систему санкций — от правовых до морально-этических;
• упорядочивают, координируют множество индивидуальных действий людей, придают им организованный и предсказуемый характер;
• обеспечивают стандартное поведение людей в социально типичных ситуациях.
3. Типы функций социальных институтов:
· Явные –заявлены официально, признаны и контролируются обществом
· Скрытые –выполняются скрыто или непреднамеренно (могут перерасти в теневые институты, например, криминальные).
Когда расхождение между этими функциями велико, возникает двойной стандарт социальных отношений, что угрожает стабильности общества. Еще более опасна ситуация, когда наряду с официальными институтами формируются так называемые теневые институты, которые берут на себя функцию регуляции важнейших общественных отношений (например, криминальные структуры).
4. Значение социальных институтов.Социальные институты определяют общество в целом. Любые общественные преобразования осуществляются через изменения в социальных институтах.
Образование, его значение для личности и общества
1. Образование – один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов как семья, школа, средства массовой информации. Цель – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранения ее культурного достояния.
Согласно Закону РФ «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания, обучения и развития в интересах человека, общества и государства.
2. Самообразование – знания, умения и навыки приобретаемые человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
3. Функции образования:
1. экономическая (формирование социально-профессиональной структуры общества);
2. социальная (осуществление социализации личности (социальная функция);
3. культурная (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида).
4. Сеть образовательных учреждений в России:
1. дошкольные (ясли, детские сады);
2. начального (4 класса), общего среднего (9 классов) и полного среднего (11 классов) образования (школы, гимназии, лицеи);
3. дополнительное образование (дома детского творчества, кружки, секции);
4. среднего специального образования (лицеи, техникумы, училища, колледжи);
5. высшего специального образования (вузы: институты, университеты, академии);
6. постдипломного образования (институты повышения квалификации, курсы);
7. подготовка научных кадров (магистратура, ординатура, аспирантура, докторантура);
8. духовные учебные заведения (семинарии, теологические факультеты, духовные академии).
Образование в современном мире отличает многообразие путей получения (школа, экстернат, домашнее обучение, дистанционное обучение, курсы самообразования и др.)
5. Общие тенденции в образовании:
· демократизация образования;
· рост продолжительности образования;
· непрерывность образования;
· гуманизация образования;
· гуманитаризация образования;
· интернационализация образования;
· компьютеризация образования.
6. Направления реформ в российском образовании – для ЕГЭ они соответствуют тенденциям, приведенным выше. Сайт министерства образования и науки РФ (2009) определяет следующие приоритеты государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования:
· Обеспечение доступности качественного общего образования
· Повышение качества школьной учебной литературы
· Повышение уровня оплаты труда работников образования
· Модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования
· Повышение качества профессионального образования
· Расширение общественного участия в управлении образованием
· Развитие сети общеобразовательных учреждений
· Переход на нормативное подушевое (бюджетное) финансирование общеобразовательных учреждений
7. Образовательная парадигма (от греч. paradeigma — пример, образец) — совокупность смыслообразующих характеристик, которые определяют сущностные особенности схем теоретической и практической педагогической деятельности и взаимодействия в образовании. Например, парадигма педагогики традиции, парадигмы научно-технократической и гуманитарной педагогики и др.
Религия
Религия – это
· вера в сверхъестественное, основанные на ней мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение;
· совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
· форма удовлетворения духовных потребностей.
2. Признаки религии: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта)
3. Элементы религии:
· вера – принятие истинности чего-либо без доказательств;
· культ – вид религиозной деятельности, религиозное почитание каких-либо предметов, святых отцов, бога или богов; религиозная обрядность;
· переживания;
· образ жизни (нравственные ценности и религиозные нормы);
· символы.
4. Церковь– социальный институт, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
5. Функции религии:
· мировоззренческая (Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание);
· регулятивная (Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность);
· терапевтическая (Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение);
· культуротранслирующая (Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению);
· коммуникативная (Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.);
· интегрирующая (Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии);
· легитимизирующая.
6. Формы ранних религий:
· анимизм (от лат. душа) – вера в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы;
· фетишизм (от фр. заколдованная вещь, идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам, наделенным сверхъестественными свойствами;
· тотемизм (от индийского тотем – его род) – поклонение животному или растению как своему мифическому предку и защитнику;
· магия (колдовство).
7. Религии современного мира:
· родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
· национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций (например, иудаизм, индуизм, конфуцианство и др.);
· мировые религии: буддизм (VI-V вв. до н.э. в Индии), христианство (I в. н.э. в Палестине), ислам (VIII в. н.э. в Аравии)
8. В Конституции РФ провозглашается свобода совести.
9. Мировые религии
Буддизм; Христианство (католицизм, православие, протестантизм); Ислам
Признаки мировых религий:
1. Объединение крупной общности людей
2. Наличие последователей во многих странах и среди различных народов
Искусство
1. Искусство:
· специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
· практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
· высокая степень мастерства.
2. Теории происхождения искусства: биологизаторская, игровая, магическая, трудовая.
3. Предмет искусства – человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Форма бытия искусства – художественное произведение.
4. Виды искусства: архитектура (зодчество), живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр, цирк, балет, кино, фотоискусство, эстрада.
5. Специфика искусства как формы художественного познания: образное и наглядное, специфические средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т.д.), большая роль воображения и фантазии познающего субъекта.
6. Функции искусства:
· общественно-преобразующая (оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества);
· художественно-концептуальная (анализирует состояние окружающего мира);
· воспитательная (формирует личность, чувства и мысли людей);
· эстетическая (формирует эстетические вкусы и потребности человека);
· утешительно-компенсаторная (восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности);
· предвосхищения (предвосхищает будущее);
· внушающая (воздействует на подсознание людей, на человеческую психику);
· гедонистическая (доставляет людям удовольствие);
· познавательно-эвристическая (отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке).
Мораль
1. Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. Подходы к происхождению морали: натуралистический, теологический, социологический, культурологический.
2. Развитие норм морали:табу – обычай – традиция – моральные правила.
3. Моральные требования и представления:
· нормы поведения («не лги», «не укради», «не убий», «почитай старших» и др.);
· моральные качества (доброжелательность, справедливость, мудрость и др.);
· нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и др.);
· морально-психологические механизмы (долг, совесть);
· высшие моральные це