Семья как объект социально-педагогического воздействия.
Семья как социокультурный институт. Основные функции и задача семьи. Социальный статус семьи и ее типология. Психолого-педагогические основы семейного воспитания: особенности, негативные факторы, родительские установки, принципы, условия, стили (традиционные и аномальные), классификация детей по результатам семейного воспитания, типы неадекватного родительского отношения к ребенку. Содержание семейного воспитания. Особенности воспитания детей в разных по структуре семьях: особенности и проблемы воспитания детей в однодетных семьях, преимущества и проблемы воспитания детей в многодетных семьях, проблемы воспитания детей в неполных семьях.
Семья как социальная группа. Ее генезис в социально-экономических формациях.
Международные и отечественные документы защищающие права семьи и детей. Декларация К.Н. Вентцель. Декларация о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка (ООН). Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 гг.
Благополучные семьи и нуждающиеся в психолого-педагогической поддержке. Дети, нуждающиеся в социально-психолого-педагогической поддержке. Категории семей нуждающиеся в поддержке.
Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Задачи деятельности социально-психолого-педагогических служб.
Модели помощи современной семье: педагогическая, социальная, психологическая, диагностическая, медицинская.
Активные методы обучения.
Понятие «активные методы обучения», их основная характеристика. Классификация активных методов обучения (имитационные, неимитационные). Разновидности имитационных методов активного обучения (игровые, неигровые). Методы активного обучения в системе высшего образования (игровое проектирование, метод анализа конкретных ситуаций, решение конкретных ситуационных задач или научных проблем и др.), их характеристика.
Дискуссия как метод интерактивного обучения, ее значение. Возможности метода групповой дискуссии. Виды дискуссии (спонтанная, поведенческая, учебная; «эволюционная», «саморганизующаяся», с учащимся в роли ведущего). Формы дискуссий и методика их организации («круглый стол», «форум», «судебное заседание», «техника аквариума» и др.). Методические приемы по управлению дискуссией на занятии. Требования к дискуссии. Дискуссия-спор и подходы к его ведению (эвристический, логический, софический, авторитарный, критикующий, прагматический, демагогический). Принципы и правила ведения спора.
Понятие «деловая игра». Учебная деловая игра, ее признаки. Отличительные особенности деловых игр от оргдеятельностных (ОДИ) и ролевых. Задачи использования деловых игр. Педагогические функции деловой игры. Общие принципы организации деловой игры. Психолого-педагогические принципы деловой игры (А.А.Вербицкий). Структурные компоненты деловой игры (А.А.Вербицкий, др. подходы). Этапы деловой игры. Достоинства и недостатки применения деловых игр. Методика проведения учебных деловых игр: «Урок в педагогическом колледже», «Педагогический совет», «Родительское собрание», «Лекция», «Конференция по обмену опытом» и др.
Методы эвристического обучения, их классификация (когнитивные, креативные, оргдеятельностные). Краткая характеристика эвристических методов обучения. Метод «мозгового штурма», его разновидности. Психологические аспекты «мозгового штурма» как метода обучения. Методика проведения занятий в форме «мозгового штурма». Правила «мозгового штурма».
Понятие тренинга как метода активного обучения (Л.А. Петровская, А.С. Прутченков, Б.Д. Парыгин и др), его особенности. Цели тренинговой группы (К. Рудестам и др.). Основные правила поведения участников. Принципы работы тренинговой группы (активности, творческой позиции, объективации поведения, партнерского общения), их сущность. Отличие тренинга от других методов активного обучения (деловая игра и др.).
Концепция образования до 2020 г.
Роль образования в развитии российского общества. Российское образование и тенденции мирового развития. Новые социальные требования к системе российского образования. Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации. Цели и основные задачи модернизации образования (создание механизмов устойчивого развития системы образования; обеспечение государственных гарантий доступности получения образования; достижение современного качества образования; формирование нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения внебюджетных ресурсов; повышение социального статуса образования и профессионализма работников; развитие образования как открытой государственно-общественной системы). Приоритеты образовательной политики. Проблема повышения качества образования. Принципы реализации политики в области качества. Система менеджмента качества – гарантия качества высшего образования.
Развитие образования в эпоху античности.
Образование и педагогическая мысль в Древней Греции. Значение произведений Гомера для формирования образа совершенного человека. Спартанская и Афинская система воспитания молодежи. Учебные учреждения Афин. Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель о воспитании граждан. Просвещение в эпоху эллинизма: элементарные и грамматические школы. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Цицерон, Сенека, Квинтилиан о философии воспитания. Зарождение христианской традиции воспитания.