Социально-профессиональная культура педагога в контексте личностного бытия.

Понятие личности, личностного бытия, личностной культуры. Специфика социально-профессиональной педагогической культуры: развертывание взаимностей человека в мире, развитие человеческого потенциала, стремление к достижению идеала, гибкости как способности к постоянному поиску возможностей формирования условий для проявления интеллектуальной и социальной инициативы.

Образ обучающегося в контексте личностного бытия – как субъект, создающий свое бытие через самореализацию.

Роль педагога в самоактуализации себя и учащегося, место рефлексии как способа создания личностного пространства внутреннего мира человека. Смыслотворчество педагога как условие его личностного и профессионального развития. Смысловая структура личностной культуры педагога: смыслы, уровни самоопределения в профессии, профессиональная идентичность, профессионализация (образ «Я»+ образ профессии), осознание своей миссии как инобытия в другом человеке.

Реализация личностного бытия педагога происходит в жизненном опыте, субъективной активности, личном общении, понимании другого, способности брать на себя ответственность, активной деятельности – воспитание этических основ жизни, обогащение ценностного мира человека, достижение универсальности, духовности.

Социально-профессиональные виды деятельности: переосмысление (выбор личностных и профессиональных стратегий профессионального развития), переоценивание (изменение ценностных ориентаций, смена личностной парадигмы), преображение (поиск нового образа «Я», проектирование преподавания в контексте требований общества, развитие внутренних ресурсов для инициативы, личностной позиции).

Модели самоопределения: инициативная, активно-поисковая, деятельностно-практическая, профессионально-смыслового саморазвития.

Интегративный характер личностной и профессиональной социально-профессиональной культуры.

Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого-педагогического образования.

Понятие системы, системного подхода, деятельностного подхода. Результаты внедрения в образование: личностный, метапредметный. Деятельностная форма результатов образования. Системно-деятельностный подход – цель развития личности, учет зоны ближайшего развития. Принципы системно-деятельностного подхода: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Субъект обучения в системно-деятельностном подходе: опирается на зону ближайшего развития, действует как активный субъект, нацелен на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания, самостоятельность и творческий потенциал.

Методы обучения: деловая игра, дискуссия, диспут, проблемная лекция, ИКТ, методы самоуправления учебными действиями, методы контроля и самоконтроля и др.

Системно-деятельностный подход обучения студентов в вузе: единство учебного, учебно-профессионального, научно-исследовательского и социо-культурного направлений.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.

Процесс стандартизации в профессиональном образовании.

Понятие стандарта. ИСО – организация, разработки координации, унификация международных стандартов. Роль ЮНЕСКО в принятии международной стандартной классификации.

Задачи стандартизации: диагностические и целевые ориентиры.

Функции стандартов: требования к структуре программы, условиям реализации, нормам учебной нагрузки, обеспечении единства образовательного пространства, государственные требования к минимуму требований к содержанию программы; перечень направлений и специальностей профессионального высшего образования; требования к образцам документов в профессиональном образовании.

Виды стандартов: международные, государственные, региональные.

Стандарт обеспечивает: переосмысление, поддержание образовательного разнообразия. Объективацию контроля, прогностического проектирования, демократизацию образовательной политики, поддержание общецивилизационного уровня образования.

Объекты стандартизации: направления профессиональной подготовки, требования к подготовленности специалистов, требования к государственному контролю.

Развитие образования в контексте глобализации.

Основные направления глобализации: возникновение глобального рынка образования, информатизация образования, слияние общественных и образовательных систем, интеграция, стандартизация. Болонский процесс – как элемент глобализации образования. Глобализация и современная цивилизационная интеграция России: Россия – часть европейской цивилизации, Россия – самостоятельная цивилизация, Россия – ядро славянской цивилизации, Россия – особая мультиэтническая цивилизация.

Глобализация предполагает: наличие универсального языка науки, общая в методике и технологиях преподавания, общая в функциях образования.

Национальные приоритеты в образовании и глобализация. Информатизация и глобализация образования.

Особенности национальных моделей образовательных систем и задачи их интернациональной гармонизации.

Виды национальных идей образования: либеральная, постадминистративная. Характеристика либеральной и постадминистративная моделей: классификации программ, показатели приема, платность или бесплатность получения образования, система оценки индивидуальных достижений. Национальные модели контроля качества: обеспечение соблюдения вузами стандартов, государственная и общественная экспертиза, разработка систем рейтингов вузов, внутривузовсковской рейтинговой системы студентов и преподавателей, международной экспертизы.

Национальные идеи стандартизации. Интернационализация образования: международное сотрудничество в научной и образовательных сферах, мобильный обмен студентами и преподавателями. Кооперация и партнерство в решении глобальных образовательных проблем.

Участие в разработке международных программ и проектов, создание новых технологий. Проведение международных конференций, приглашение международных специалистов, научные стажировки, использование мировых систем оценки качества образования. Влияние интернационализации на конкретную способность вуза, академическую мобильность, совместные гранты, интеграции в единое мировое образовательное пространство. Транснациональное образование.

Инновационность как условие конкурентоспособности образовательных учреждений.

Понятия: инновация, инновационная деятельность, иновантика. Условия развития инновационного потенциала образовательного учреждения: управленческие, кадровые, методические, экономические.

Инновации в управлении. Инновации в содержательно-технологическом аспекте образовательного процесса, методическая инноватика. Экономическая инноватика.

Виды инновационной деятельности: локальные, региональные, федеральные, международные. Готовность педагога к инновационной деятельности: диагностическая, организаторская, психологическая. Инновационная деятельность педагога в образовании, воспитании, развитии. Критерии инновационного потенциала образовательной деятельности: быстрое реагирование на запросы общества, обобщение передового опыта, ориентир на потребности личности и общества.

Преимущества инновационного образовательного учреждения в условиях конкуренции. Инновационные учреждения Ставропольского края и России.

Наши рекомендации