Формы и методы обучения в высшей школе.

Общее понятие о методе. Метод как многомерное явление (прием, объективная, субъективная части метода), его структура. Требования, предъявляемые к методам обучения. Классификация методов обучения: по источникам знаний, по назначению, по типу познавательной деятельности, по дидактически целям, бинарные, полинарные, учитывающие целостный подход к процессу обучения и т.д. Сущность и содержание методов организации и осуществление учебно-познавательной деятельности: словесных, наглядных, практических, индуктивных, дедуктивных, репродуктивных и проблемно-поисковых, самостоятельная работа. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: интереса к учению, долга и ответственности в учении. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Функции методов в учебно-воспитательном процессе. Выбор методов обучения. Творческое применение активных методов обучения: вербальные, псевдовербальные, самостоятельного обучения и изучения материала, методы игрового имитационного моделирования и прочие.

Понятие о формах организации обучения, основные функции форм обучения: образующая, воспитывающая, развивающая, организующая, интегрирующе-дифференцирующая, системообразующая, компенсирующая, координирующая, психологическая.

Основные формы организации учебного процесса в высшей школе (лекции, семинары, самостоятельная работа студентов, лабораторные работы и контроль).

Понятие и история возникновения лекции. Виды и типы лекций. Структура лекции. Основные этапы подготовки и проведения лекции. Основные требования к лекции. Требования к педагогу при подготовке и проведении лекции. Анализ лекции.

Понятие и история становления семинарской формы обучения. Цели и задачи семинара. Психологические аспекты семинара. Функции семинара. Характеристика основных типов семинарских занятий (просеминар, семинар, спецсеминар). Формы семинарских занятий (семинар-беседа, семинар-доклад (реферат и пр.), семинар-дискуссия, семинар-деловая игра, семинар-шоу, ролевой семинар, семинар-аукцион, семинар-круглый стол, комбинированный семинар и др.). Методика организации и проведения семинарских занятий в различных формах. Требования к проведению семинара. Анализ семинарского занятия.

Содержание понятия «самостоятельная работа» в педагогике, ее значение в учебном процессе. Цели и задачи СРС. Функции СРС. Принципы организации СРС. Формы организации СРС (аудиторная, внеаудиторная, промежуточный (консультпункт)). Уровни (репродуктивный, реконструктивный, поисковый) и формы СРС. Виды СРС (теоретические, комбинированные, практические). Реферат, доклад, конспект, аннотация, курсовые и дипломные работы как виды СР студента педагогического колледжа и вуза, методические рекомендации к их выполнению. Формы контроля за выполнением СРС во внеучебное время. Научно-методические средства по обеспечению СРС. Условия эффективности СРС. Приемы активизации СРС. Роль научно-исследовательской работы (НИРС) в процессе подготовки специалиста. Цели НИРС. Формы организации НИРС. Учебно-исследовательские умения. Формы студенческих научных работ. Методы контроля НИРС. Факторы повышения результативности НИРС.

Воспитание в ССУЗе.

Первостепенные задачи воспитания: формирование гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. Воспитание как органическая составляющая педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития в ссузе. Главная задача воспитательной работы в ссузах – подготовка человека к самореализации в основных сферах жизнедеятельности: познавательной, профессиональной, семейной, духовно-культурной, общественно-политической. Проблемы повышения качества воспитательной работы. Обновление содержания воспитания: формирование гуманистических и социально значимых ценностей, образцов гражданского поведения, модернизация системы воспитательной работы с учетом конкретных условий и возможностей ссуза. Базовая культура личности студента – основа воспитательного процесса в ссузе. Создание условий для самовоспитания и саморазвития. Основные компоненты воспитательной работы в ссузе: воспитательная деятельность преподавателей в процессе обучения, внеучебная деятельность студентов, внеучебная работа преподавателей со студентами, система управления внеучебной деятельностью. Государственные документы, регламентирующие основные направления и содержание воспитательной работы в ссузе. Приоритетное направление воспитательной работы в современном ссузе: внедрение здоровьесберегающих технологий; создание условий для пропаганды здорового образа жизни; гражданское воспитание студентов, внедрение систем поддержки социальных инициатив молодежи, ориентация на принятие семьи как ценности, формирование профессиональной компетенции, развитие воспитывающей информационной среды. Уровни организации воспитательной работы: бытовой, поведенческий, профессионально и личностно формирующий, социально-гражданский. Основные формы организации управленческого обеспечения внеучебной работы: студенческий совет, профсоюзный комитет, совет по профилактике нарушений, совет общежития, психологическая служба, совет студентов научного общества, профориентационная служба, совет по культурно-массовой и спортивной работе. Распространенные формы воспитательной работы: студенческие отряды, общественно-трудовая практика, клубная работа, краеведческая работа, спортивно-массовый туризм, студенческие организации, центры социальной и психологической поддержки, музейная работа, творческая самодеятельность, культурно-досуговая деятельность, участие в различных формах хозяйствования, благотворительная деятельность. данское воспитание студентов ( на принятие семьи как ценности, формирование профессиональной компетенции, развитие воспитывающ



Наши рекомендации