В рамках интегрированного модуля «ФИЛОСОФИЯ»
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ОСНОВАМ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
В рамках интегрированного модуля «ФИЛОСОФИЯ»
1. Психология как наука: предмет, структура, задачи, методы.
2. Сознание и бессознательное как уровни психики.
3. Ощущение как психический познавательный процесс: виды, свойства.
4. Восприятие как психический познавательный процесс: виды, свойства.
5. Внимание, виды и свойства внимания.
6. Память психический познавательный процесс. Классификация видов памяти.
7. Мышление как высший познавательный процесс. Умственные операции.
8. Речь как инструмент мышления и средство общения. Виды речи.
9. Воображение как высший познавательный процесс. Приёмы творческой деятельности.
10. Психические состояния и их классификация.
11. Общая характеристика эмоциональной сферы человека. Классификация эмоциональных состояний.
12. Понятие и свойства темперамента. Типы темперамента и их характеристика.
13. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера.
14. Понятие о способностях. Виды способностей. Уровни развития способностей.
15. Понятие личности. Индивид, субъект, индивидуальность, личность. Развитие личности.
16. Мотивационная сфера личности. Направленность личности. Я-концепция личности.
17. Понятие о группе. Виды групп. Развитие малой группы.
18. Феномены групповой жизнедеятельности.
19. Руководство и лидерство в малой группе, их общие и отличительные особенности.
20. Личностные особенности руководителя. Власть и авторитет руководителя, их виды.
21. Понятие общения. Виды и средства общения. Структура общения.
22. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и возможности их преодоления.
23. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.
24. Перцептивная сторона общения. Эффекты восприятия
25. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Способы управления конфликтными ситуациями.
26. Педагогика как наука, основные категории педагогики.
27. Современное состояние образования в Республике Беларусь. Позитивные и негативные тенденции и особенности функционирования системы образования.
28. Воспитание как фактор развития. Методы, приёмы и средства воспитания.
29. Понятие и функции семьи. Общая характеристика семейного воспитания. Модели семейного воспитания.
30. Самоактуализация и самосовершенствование личности. Творческий потенциал личности и его развитие.
ОТВЕТЫ
1. Психология как наука: предмет, структура, задачи, методы.
Слово «психология» впервые появилось в 18 веке в трудах немецкого философа Христиана Вольфа. Оно образовано из двух греческих слов: «psyche» - душа, logos – наука, учение.
Таким образом, психология – это наука о душе.
Если обобщить все существующие взгляды на предмет психологии, то можно прийти к выводу о том, чтопредметом психологии является психика человека и животных, основные законы её формирования и функционирования.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ
Психические процессы Психология личности
· память, восприятие, речь темперамент, воля, способности
· воображение, мышление, характер, эмоции
· внимание, ощущения
Деятельность
Мотивация
Задачи психологии
· научиться понимать сущность явлений и их закономерности
· научиться управлять ими
· использовать полученные знания в системе образования, в управлении, на производстве с целью повышения эффективности различных отраслей практики
· быть теоретической основой деятельности психологической службы
Психология является интегратором большинства научных дисциплин. Она взаимосвязана:
- с естественными науками (физиологией, биологией, анатомией)
- с общественными науками (историей, экономикой, юриспруденцией, социологией, искусствоведением).
Особенно важна связь психологии с педагогикой. Без знания психологии невозможна грамотная разработка содержания образования, подбор наиболее эффективных методов и приёмов обучения и воспитания.
Методологическим фундаментом для психологии является философия. Она определяет мировоззрение учёного и выбор им стратегии научного исследования.
2. Сознание и бессознательное как уровни психики.
Психика – особая внутренняя реальность; свойство высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира
Структура психики
- психические процессы обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности (познавательные: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, речь; эмоциональные, волевые);
- психические свойства – наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности (темперамент, характер, способности, направленность);
- психические состояния – определённый уровень работоспособности и качества функционирования психики человека в каждый отдельный момент времени
Сознание– высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми
Характеристики сознания:
- рефлексивная способность
- произвольное мысленное представление и воображение действительности
- способность к коммуникации
Бессознательное– те явления, процессы, свойства и состояния, которые актуально человеком не осознаются, но могут воздействовать на поведение человека.
Личностные проявления бессознательного (неосознаваемые человеком качества, интересы, потребности) проявляются в ошибочных действиях, непроизвольном забывании имён, обещаний, намерений, в сновидениях, мечтах, грёзах.
3. Ощущение как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Ощущение – отражение отдельного чувственного качества предмета или недифференцированные, неопредмеченные впечатления от окружающего.
Физиологическим механизмом ощущений является деятельность специальных нервных аппаратов – анализаторов, каждый из которых состоит из трёх частей: 1) периферический отдел (рецептор); 2) афферентные (центростремительные) нервы; 3) корковые отделы анализатора.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ
- По модальности: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
- Систематическая классификация:
Интероцептивные ощущения сигнализируют о состоянии внутренних процессов организма (ощущения боли, температурные, химического состава жидкостей и т.д.)
Проприоцептивные ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве, о положении опорно-двигательного аппарата, регулируют движения. Рецепторы в мышцах и суставах. Ощущение равновесия (рецепторы в каналах внутреннего уха).
Экстероцептивные ощущения доводят информацию из внешнего мира. Их подразделяют на:
- контактные, вызываются воздействием непосредственно приложенным к поверхности тела и соответствующего воспринимаемого органа(вкус, осязание)
- дистантные вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии(обоняние, слух, зрение)
СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ
- Качество (модальность) – основная особенность данного ощущения, отличающая его о других видов ощущений.
- Интенсивность – количественная характеристика, определяемая силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора. Основной психофизический закон Г.Т. Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.
- Длительность определяется временем действия раздражителя. Ощущение возникает не сразу, а через некоторое время (латентный период ощущения). Ощущение не исчезает сразу после прекращения действия раздражителя (последействие).
Адаптация - изменения чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и продолжительности действующего раздражителя
Изменения чувствительности под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Три вида: Сенсибилизация/Синестезия/Контраст
Компенсация: нарушения в деятельности одного анализатора способствуют развитию других органов чувств.
4. Восприятие как психический познавательный процесс: виды, свойства.
Восприятие (перцепция) – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств.
Отличия восприятия от ощущений:
- Ощущение – отражение отдельных свойств предмета, восприятие - отображение объекта реального мира во всей совокупности его свойств
- Восприятие основывается на ощущениях, однако не не сводится к простой их сумме
- Помимо ощущений в процессе восприятия задействованы память и мышление
- Восприятие является очень сложным процессом, требующим аналитико-синтетической деятельности
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ
- По модальности (зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, вкусовое, кинестетическое)
- По форме существования материи:
- восприятие пространства, включающее восприятие формы предмета, его величины (протяжённости), глубины, удалённости от субъекта, направления, в котором находится объект восприятия;
- восприятие времени – как отражение объективной временной длительности, скорости протекания и последовательности явлений действительности;
- восприятие движения – как изменение положения объекта в пространстве и времени, т.е. направления и скорости.
- В зависимости от цели восприятия: непреднамеренное и преднамеренное (наблюдение)
СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ
- Предметность: объект воспринимается нами, как обособленное в пространстве и времени физическое тело
- Целостность: всякий объект или пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое.
- Структурность – свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные и сравнительно простые структуры
- Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий
- Осмысленность (категориальность): перцептивные образывсегда имеют определённое смысловое значение.
- Апперцепция – зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей личности
Иллюзии восприятия – явления ошибочного (ложного) восприятия
Ощущения и восприятия представляют собой только более или менее точные копии, отражения реальной действительности. Не следует забывать, что наши восприятия являются только первой ступенью познания, углубляемого мышлением и проверяемого практикой.
5. Внимание, виды и свойства внимания.
Внимание – это избирательная направленность и сосредоточенность сознания на определённых объектах и определённой деятельности при отвлечении от всего остального
Признаки внимания:
1) преобладание одного вида деятельности над другим
2) повышение умственной, сенсорной и двигательной активности
Внимание не является особым психическим процессом, но оно включено во все остальные психические процессы и неотделимо от них, обеспечивает их успешную и четкую работу
Непроизвольное внимание - пассивное, не связанное с целями и намерениями человека.
Его причины:
1) Характер и качество раздражителя:
– сила и интенсивность;
– контраст между раздражителями;
– новизна и необычность.
2) Внешние раздражители, соответствующие внутреннему состоянию человека и имеющимся у него потребностям .
3) Общая направленность личности. То, что интересно, привлекает непроизвольное внимание.
Произвольное внимание управляется сознательной целью, тесно связано с волей и выработалось в результате трудовых усилий. Это внимание волевое, активное, преднамеренное. Интересует только результат, но не процесс деятельности
Послепроизвольное (постпроизвольное) внимание носит целенаправленный характер, требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы «входит в работу», интересными и значимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только результат. Наиболее продуктивный вид внимания
СВОЙСТВА ВНИМАНИЯ:
- Устойчивость проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.Противоположна отвлекаемости внимания.
- Сосредоточенность (концентрация) проявляется в удержании внимания на одном объекте или на одних действиях при отвлечении от всего остального . Противоположное сосредоточенности свойство внимания - рассеянность.
- Переключаемость – сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта, одного вида деятельности на другой.
- Объем определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (средний – 5-9 единиц информации).
- Распределение – способность человека рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или несколько различных действий.
Отвлекаемость – непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Может быть внешней и внутренней.
Отвлекаемость может перейти в рассеянность – неспособность человека сосредотачиваться на чем-то определенном в течение длительного времени.
Мнимая («профессорская») рассеянность («липкое внимание»): человек крайне сосредоточен на каком-либо объекте и вследствие этого – невнимателен к окружающим предметам или явлениям.
Подлинная рассеянность («порхающее внимание») заключается в следующем: человек с трудом удерживает произвольное внимание на объекте, действии, легко отвлекается.
6. Память психический познавательный процесс. Классификация видов памяти.
- Память – форма психического отражения действительности, заключающаяся в запечатлении, сохранении, узнавании и воспроизведении следов прошлого опыта
Память – сложный психический процесс, включающий в себя 4 частных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание
Виды памяти
1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности
Двигательная, эмоциональная, словесно-логическая, образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная). Эйдетическая память – особое качество образной памяти, «фотографическая память»
2. По характеру целей деятельности
Произвольная, непроизвольная
3. По продолжительности закрепления и сохранения материала
Мгновенная, кратковременная, долговременная, оперативная, генетическая
4. По качеству запоминания и воспроизведения материала
Механическая, логическая
ФУНКЦИИ ПАМЯТИ
- отражательная: память отражает прошлое, создает его мнемический образ и позволяет сохранять и передавать опыт;
- регулятивная: память является основой любой деятельности и поведения субъекта, лежит в основе обучения и развития, обеспечивает целостность человеческой личности.
Запоминание – процесс запечатления воспринимаемой информации с целью последующего сохранения.
- По степени активности – два вида запоминания: преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное).
- Непроизвольное запоминание носит избирательный характер : лучше всего запоминается то, что связано с интересами и потребностями, с целями и задачами деятельности человека.
- Произвольное запоминание представляет собой сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить, и включает разнообразные действия. К одним из таких действий относится заучивание – многократное повторение материала до его полного и безошибочного запоминания.
- По степени осмысления материала: осмысленное и механическое запоминание.
- Механическое: запоминание без логической связи между различными частями воспринимаемого материала, в основе - ассоциации по смежности.
- Осмысленное: запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Связано с процессами мышления и опирается на обобщенные связи между частями материала на уровне второй сигнальной системы.
- Осмысленное запоминание во много раз продуктивнее механического. Произвольное запоминание продуктивнее непроизвольного.
Сохранение бывает динамическим (в оперативной памяти) и статическим (в долговременной памяти)
Сохранение зависит от:
- установок личности (профессиональная направленность памяти в познавательной деятельности),
- условий и организации заучивания,
- влияния последующей информации,
- мыслительной обработки материала,
- переходов от сохранения в сознании к вытеснению вбессознательное
ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ ТРИ ФОРМЫ
· Узнавание какого-либо объекта происходит в момент его восприятия на основе личных впечатлений или словесных описаний. Различается по степени полноты и точности. Возможно“deja vu” - мнимое узнавание
· Собственно воспроизведение – процесс воссоздания образа, воспринятого нами ранее, но не в данный момент. Осуществляется вне восприятия, в отсутствии оригинала
· Припоминание – это произвольное воспроизведение, требует волевых усилий
Забывание протекает по времени неравномерно (Кривая Эббингауза).
Закон забывания Эббингауза; в течение часа забывается 60% информации, а через 6 дней остается менее 20% информации.
Факторы, способствующие забыванию:
- характер материала (большой по объему, трудный, неинтересный);
- ретроактивное торможение, т.е. отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием (она труднее предшествующей или сходна с ней);
- возраст
7. Мышление как высший познавательный процесс. Умственные операции.
Особенности мышления как познавательного процесса:
- Является обобщенным и опосредствованным отражением человеком действительности в ее существенных связях и отношениях
- Выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности
- Это социально обусловленный процесс: развивается и совершенствуется в человеческом обществе
- Всегда связано с действием
ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
- По степени развернутости (интуитивное и дискурсивное)
- По характеру решаемых задач
· Теоретическое (понятийное и образное)
· Практическое (наглядно-образное и наглядно-действенное)
ФОРМЫ МЫШЛЕНИЯ
ü Понятие – символическое обобщённое представление предметов, людей или событий, имеющих, по крайней мере, хотя бы одну общую черту, которая проявляется независимо от частных ситуаций. Выделяют житейские и научные понятия
ü Понятия объединяются в суждение, которое отражает связь между предметами и явлениями, их свойствами и признаками
ü Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, такая связь между мыслями (понятиями, суждениями), в результате которой мы получаем новое суждение, извлекая его из содержания исходных суждений (посылок)
ü Может быть дедуктивным (от общего к частному) или индуктивным (от частного к общему)
Мыслительные операции
Ø Анализ – мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств
Ø Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое
Ø Сравнение – установление сходства или различия между предметами, явлениями, их отдельными признаками
Ø Абстракция – мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей групп предметов и явлений
Ø Конкретизация – возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание
Ø Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по общим и существенным признакам
Ø Классификация – это разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям
Ø Систематизация – разделение и последующее объединение групп, классов объектов (а не отдельных объектов, как при классификации)
ВИДЫ ВООБРАЖЕНИЯ
Пассивное Активное Мечта
-преднамеренное (грезы) -воссоздающее(по описан.)
-непреднамеренное (сны, галлюц.) -творческое (новые образы)
Свойства темперамента
· Сензитивность – чувствительность к воздействиям окружающей среды
· Реактивность – импульсивность, непроизвольность реакций
· Активность – настойчивость, целеустремленность
· Соотношение реактивности и активности
· Пластичность – легкость приспособления к внешним воздействиям и ригидность – инертность, косность в поведении
· Темп реакций – скорость протекания различных психических реакций и процессов
· Эмоциональная возбудимость – насколько слабое воздействие необходимо для возникновения реакции, с какой скоростью она возникает
· Экстраверсия – направленность на внешний мир, интроверсия – направленность личности на внутренний мир
Генотип - прирожденный тип нервной системы, фенотип – склад ВНД, который образуется в результате комбинации врожденных особенностей и условий воспитания.
Генотип Павлов связал с понятием «темперамент», а фенотип – с понятием «характер».
Классификация малых групп
- деление малых групп на первичные и вторичные,
- деление на «формальные» и «неформальные»,
- на «группы членства» и «референтные» (референтометрия определяет степень авторитетности)
- по уровню развития: высокоразвитые – слаборазвитые
Личность в группе → статус прописанный или достигнутый (Кто он?) →роль формальная или неформальная (Что он делает?)
Для выявления статуса в группе, степени популярности – социометрическая методика.
Стратометрическая концепция (А. В. Петровский)
Страта – слой; в группе максимум три слоя:
- эмоциональные отношения
- наличие совместной деятельности
- ценностно –ориентационное единство → коллектив
Коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности
Два критерия типологии групп:
1) наличие или отсутствие опосредования межличностных отношений содержанием групповой деятельности (X)
2) общественная значимость групповой деятельности (Y)
18. Феномены групповой жизнедеятельности.
· Конформизм – изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы (внешний – уступка, внутренний - одобрение) (С.Аш, Ст. Милграм)
· Социальная фасилитация (Н.Трипплетт, Р.Зайонц) – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида в присутствии соперника или наблюдателя. Если реальное или воображаемое присутствие других людей создаёт воздействия тормозящего характера, приводит к ухудшению результатов деятельности, то говорят о социальной ингибиции.
· Социальная леность (М. Рингельманн): люди прилагают меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои анонимные усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности
· Феномен деиндивидуализации (Л.Фестингер): утрата самосознания и боязнь оценки, когда нормативное сдерживание значительно ослабевает
· Феномен огруппления мышления (И. Джанис) заключается в том, что для группы интересы групповой гармонии часто важнее принятия реалистических решений.
· Феномен групповой поляризации (С.Московичи, М. Заваллони): обсуждение актуальных проблем в группе зачастую усиливает изначальные установки её членов, как положительные, так и отрицательные; происходит смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы.
19. Руководство и лидерство в малой группе, их общие и отличительные особенности.
Лидерство – естественный социально- психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Общее лидерство в группе складывается из компонентов:
· эмоциональный лидер (сердце группы) ориентирован на взаимоотношения
· деловой лидер (руки группы) ориентирован на дело, может его организовать, наладить деловые связи
· информационный лидер (мозг группы) – эрудит, к нему обращаются за информацией, он всё знает и может объяснить
Стороны общения
· Коммуникация (обмен информацией)
· Интеракция (организация взаимодействия и совместной деятельности)
· Социальная перцепция (восприятие и познание партнёрами по общению друг друга)
Виды общения
- по содержанию:
- материальное (обмен предметами и продуктами деятельности)
- когнитивное (обмен информацией, знаниями)
- кондиционное (влияние на физическое или психическое состояние друг друга)
- мотивационное (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями)
- деятельностное (обмен действиями, операциями, умениями, навыками)
- по целям:
- биологическое (необходимо для поддержания, сохранения и развития организма)
-социальное (развитие межличностных отношений, личностный рост участников общения)
- по средствам:
- непосредственное (с помощью естественных органов человека) или опосредованное (с использованием специальных орудий и средств)
- прямое (непосредственные личные контакты) или косвенное (осуществляется через посредников).
22. Общение как коммуникативный процесс. Коммуникативные барьеры и возможности их преодоления.
Общение нельзя понимать лишь как отправление информации какой-то передающей системе и ее прием другой системой, так как в отличие от простого движения информации мы имеем дело с отношением двух активных индивидов, и взаимное информирование их предполагает налаживание совместной деятельности.
Обмен информацией предполагает воздействие на поведение партнера.
Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой
или сходной системой кодификации (все должны говорить «на одном языке»). Тезаурус – общая система значений, понимаемых всеми членами группы.
Коммуникативные барьеры понимания:
1) фонетический (речь-скороговорка, много слов-паразитов);
2) семантический (различие в системах значений участников общения);
3) стилистический (несоответствие стилей общения);
4) логический (логика коммуникатора либо сложна, либо неверна, либо противоречит присущей реципиенту манере доказательства)
Барьеры социально-культурных различий вызываются социальными, возрастными, культурными, профессиональными различиями между людьми.
Барьер отношения: неприязнь, недоверие к коммуникатору распространяется на передаваемую им информации.
Вербальная коммуникация
Речь выполняет следующие функции:
- выражения
- воздействия
- сообщения
- обозначения
Совокупность специальных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия называется «убеждающей коммуникацией».
Невербальная коммуникация
Включает следующие знаковые системы:
- Оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика).
- Паралингвистическая – система вокализации (качество голоса, диапазон, тональность). Экстралингвистическая – включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.
- Организация пространства и времени коммуникационного процесса. Проксемика (Э. Холл) – специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения.
- Визуальный контакт (контакт глаз)
Невербальные средства общения необходимы для того, чтобы: создавать и поддерживать психологический контакт; придавать новые оттенки словесному тексту; выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации
Невербальные средства тонко скоординированы между собой и словами в целом.
23. Интерактивная сторона общения. Типы и стили взаимодействия.
Интерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику
компонентов общения, которые связаны со взаимодействием людей, с их непосредственной организацией совместной деятельности
Типы взаимодействия
1. Кооперация – координация единичных сил участников.
2. Конкуренция – взаимодействие, расшатывающее совместную деятельность.
Стили взаимодействия
· Ритуальный стиль: преувеличенное внимание к форме общения, к соблюдению правил и пренебрежение содержанием.; главная задача - поддержание связей с социумом, представления о себе как о члене общества.
· Манипулятивный стиль: человек стремится использовать партнёра в качестве средства для достижения собственных целей; другой рассматривается как совокупность функциональных качеств, которые могут пригодиться при достижении какой-либо цели.
· Гуманистический стиль предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих, конгруэнтность опыта, осознания и поведения. Результатом общения является совместное изменение представлений партнёров, определяемое глубиной общения
24. Перцептивная сторона общения. Эффекты восприятия
Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия и понимания одним человеком другого.
Перцепция может быть:
- социальной (восприятие социальных объектов: людей, социальных групп, больших социальных общностей) или
- межличностной (межличностное восприятие человека человеком)
МЕХАНИЗМЫ ВОСПРИЯТИЯ
Идентификация – отождествление себя с другим, уподобление себя другому (поставить себя на его место)
Рефлексия – осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнёром по общению (как другой будет понимать меня)
Каузальная атрибуция - приписывание партнёру причин поведения, а также чувств, намерений и качеств личности.
Модели семейного воспитания
Модель поведения 1. Авторитетный родительский контроль. Родители, дети которых оказались в 1-ой группе, набрали наибольшее количество баллов по всем 4-м признакам. Они относились к своим детям нежно, с теплотой и пониманием, доброжелательно, много с ними общались, контролировали детей, требовали осознанного поведения. Родители прислушивались к мнениям детей, уважали их независимость, хотя не исходили только из желания детей. Родители придерживались своих правил, прямо и ясно объясняя мотивы собственных требований. Родительский контроль сочетался с безусловной поддержкой желания ребенка быть самостоятельным и независимым.
Модель поведения 2. Властная. Родители, дети которых оказались во 2-й группе, получили более низкие оценки по выделенным параметрам. Они больше полагались на строгость и наказания, относились к детям с меньшей теплотой, сочувствием и пониманием, редко общались с ними. Жестко контролировали своих детей, легко применяли свою власть, не побуждали детей выражать свое собственное мнение.
Модель поведения 3. Снисходительная. Родители снисходительны, нетребовательны, неорганизованны, плохо налажен семейный быт. Дети не поощряются, относительно редкие и вялые замечания, не обращается внимание на воспитание независимости ребенка и его уверенности в себе.
Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей. Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Однако не следует преувеличивать: гиперболизация идеи о «замещении родителей» группой сверстников мало соответствует реальной психологической картине.
30. Самоактуализация и самосовершенствование личности. Творческий потенциал личности и его развитие.
Проблемы самосовершенствования и реализации творческого потенциала человека изучает акмеология.
Акмеология (от греч. акме — вершина) — наука о развитии и реализации творческого потенциала человека как субъекта профессионального труда и целостной жизнедеятельности.
Акмеологической основой самосовершенствования личности выступает потребность в активном саморазвитии, продуктивной самореализации, продвижении к собственным вершинам совершенства.
Самосовершенствование определяется взаимодействием человека с конкретной социальной средой, в ходе которого он вырабатывает у себя такие качества, которые дают успех в профессиональной деятельности и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование — явление личностно-социальное. Оно может развертываться на протяжении всего жизненного пути.
Самосовершенствование — это сознательный процесс повышения уровня своей компетентности и развития значимых качеств в соответствии с социальными требованиями и личной программой развития. Достигнув определенного уровня саморазвития, человек приобретает возможность управлять текущими событиями, формировать хорошие и открытые отношения с другими, достигать успеха в профессиональной деятельности, быть компетентной и конкурентоспособной личностью, а также воспринимать жизнь во всей ее полноте.
Цель самосовершенствования недостижима никогда, она ускользает как линия горизонта. Следовательно, предела развития личности не существует.
В настоящее время в акмеологии выделилось два основных направления: профессиональная акмеология (Н.В. Кузьмина, Н.В. Кухарев и др.) и акмеология личности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Д. Брунер, Ж. Пиаже и др.).
Предметом профессиональной акмеологии является познание закономерностей становления профессионализма личности на всех этапах ее жизнедеятельности, начиная с профессионального самоопределения.
Структурно процесс самосовершенствования состоит из следующих этапов:
· самопознание (осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки);
· самопобуждение (использование мотивов и приемов внутреннего стимулирования к саморазвитию профессиональному и личностному);
· программирование профессионального и личностного роста (формулирование целей самосовершенствования, определение путей, средств и методов этой деятельности);
· самореализация (осуществление программы самосовершенствования; самореализация как способ жизнедеятельности).
Точкой отсчета лично