Изменение регулирующей функции центрального банка в рамках интегрированного подхода к финансовому регулированию

В экономической литературе и на практике чаще всего выделяют следующиеосновные подходы к организации финансового регулирования:

1)дифференцированный подход, который можно подразделить на:

- институциональный подход ― регулирование дифференцировано в зависимости от видов финансовых институтов, т.е. существуют отдельные регуляторы для банков, страховых компаний, участников рынка ценных бумаг и т.п.;

- функциональный подход ― существует специфика регулятивных требований и методов для различных видов деятельности на финансовом рынке или групп финансовых инструментов;

2)интегрированный подход ― объединение регулятивных функций государственных органов, их направленность не на установление специфических регулятивных правил для различных типов финансовых посредников, а на решение более общих задач — обеспечение ста­бильности финансового рынка и ограничение рисков его участников независимо от выполняемых ими функций и принадлежности к тому или иному типу.

Одной из важнейших проблем государственного регулирования финансовой сферы на современном этапе является проблема перехода от дифференцированного к интегрированному регулированию финансовых рынков, в частности, создание мегарегуляторов и повышение эффективности их деятельности.

Это обусловлено следующим.

В большинстве развитых стран вплоть до середины 1990-х гг. регули­рование осуществлялось отдельно на каждом секторе финансового рынка. Характерными чертами данной модели были:

- наличие множества регулирующих органов;

- применение различных подходов к лицензированию и различных ре­жимов регулированиядля разных типов финансовых посредников.

Однако за последние два десятилетия финансовые рынки развивались в условиях глобализации и интеграции, либерализации, финансовых инноваций и внедрения интернет-технологий. Эти тенденции повысили эффективность финансовых рынков, значительно расширили спектр продуктов и услуг, сделали их более доступными для всех категорий инвесторов. Вместе с тем они значительно усложнили деятельность регуляторов, поставили перед ними новые сложные задачи.

Глобализация последовательно ограничивает возможности государств по реализации национальных интересов в экономической сфере. Особенно ярко проблема снижения эффективности инструментов регулирования проявляется на финансовых рынках, темпы глобализации которых значительно опережают скорость адаптации национальных государств к соответствующим изменениям. Усложняющаяся финансовая система и появление новых продуктов привели к тому, что системные риски, в том числе глобального характера, начали порождать отдельно взятые структуры, такие как ТНК и ТНБ, поскольку они одновременно ведут свою деятельность на разных сегментах финансовых рынков в разных странах. Это привело не только к повышению уровня существовавших рисков, но и к изменению качественных и количественных характеристик рисков, принимаемых на финансовых рынках. Локальные системные риски, возникшие на каком-либо из сегментов финансового рынка отдельно взятой страны, оказались способными мигрировать на другие сектора финансового рынка и на другие сегменты экономики как данной страны, так и других стран.

Кроме того, под воздействием возросшей конкуренции, технологических иннова­цийи других факторовна финансовых рынкахусилились такие тенденции, как:

- нивелиро­вание различий между отдельными видами финансовых посредников, универсализация их деятельности на открытых и либерализированных рынках;

- финансовая конгломерация, включающая создание многопрофильных финансовых холдингов, фи­нансовых супермаркетов и интегрированных финансовых продуктов;

- перекрестные предложения финансовых продуктов разными видами финансовых посредников, секьюритизация финансовых продуктов, создание банкоподобных продуктов и т.д.

В связи с этим модель финансового регулирования, основанная на дифференцированном подходе, перестала соответствовать изменившимся требованиям в данной области, поскольку:

- не учитывает новых тенденций развития финансовых рынков;

- является дорогой и излишне усложненной;

- способствует постепенному перемещению рыночной активности от наиболее регу­лируемых посредников (банков) к наименее регулируемым (инвести­ционным компаниям, хеджевым фондам и т.п.). Это явление получило название «регулятивный арбитраж».

Наши рекомендации