II. Организация разработки тематики и выполнения выпускных квалификационных работ
Выпускная квалификационная работа (дипломная работа) по специальности 42.02.06 Профессиональное обучение (профиль подготовки «Информационные системы») состоит из трех основных частей:
- теоретической (анализ информационных источников по проблеме педагогического исследования со ссылками на первоисточники)
- опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы (апробация форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе);
- практической (разработка различных продуктов творческой деятельности по профилю подготовки «Информационные системы», методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу).
Тему дипломной работы студент выбирает и формулирует самостоятельно. Студенту предоставляется право выбора темы из перечня примерных тем дипломных работ, который разрабатывают преподаватели колледжа и баз практик, специалисты в области информационных технологий и профессионально-педагогической деятельности, работодатели - социальные партнеры колледжа.
После обсуждения и согласования актуальности и практической значимости выбранной темы с предполагаемым руководителем дипломной работы, студент пишет заявление на имя заведующего отделением об утверждении выбранной темы и назначении руководителя (с визой руководителя о его согласии работать со студентом по данной теме).
Закрепление за студентами тем дипломных работ и назначение руководителей производится приказом директора колледжа не менее, чем за месяц до начала преддипломной практики.
Руководитель выпускной квалификационной работы (дипломной работы) несет ответственность за качество представленной к защите работы. Основными функциями руководителя дипломной работы являются:- разработка индивидуального задания студенту по утвержденной теме дипломной работы;- консультирование по вопросам содержания и последовательности выполнения работы;- оказание помощи студенту в подборе необходимых информационных источников;- контроль хода выполнения дипломной работы;- подготовка письменного отзыва о выполнении дипломной работы.По отдельным частям (вопросам) выпускной квалификационной работы кроме основного руководителя могут быть назначены консультанты (при необходимости).
Задания на выпускную квалификационную работу рассматриваются предметными методическими объединениями, подписываются руководителем
работы и утверждаются заместителем директора по методической работе. Образец задания на выполнение выпускной квалификационной работы представлен в ПРИЛОЖЕНИИ А.
Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее, чем за две недели до начала преддипломной практики. Задания на выпускную квалификационную работу сопровождаются консультацией, в ходе которой разъясняются назначение, задачи, структура, объем работы, принципы разработки и оформления, примерное распределение времени на выполнение отдельных частей выпускной квалификационной работы.
Процесс выполнения дипломной работы состоит из следующих этапов:
1. Подготовительный этап: выбор темы, выявление проблемного поля, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач.
2. Основной, практический этап: обоснование эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы и полученных результатов в ходе опытно-поисковой работы при апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов электронно-вычислительных машин; описание методики или педагогической технологии; разработка продуктов творческой деятельности, методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в соответствии с заданием на дипломную работу.
3. Заключительный этап: проведение самоанализа, формулирование выводов о проделанной работе; обоснование полученных результатов на каждом этапе деятельности; оформление материалов дипломной работы в соответствии с установленными требованиями; подготовка материалов и доклада к защите; получение отзыва руководителя выпускной работы.
Успешная подготовка дипломной работы во многом зависит от чёткого соблюдения установленных сроков, которые студент и руководитель обсуждают и планируют совместно по каждому этапу выполнения работы. Контроль соблюдения сроков и качества последовательного выполнения этапов работы студентом осуществляет руководитель выпускной дипломной работы.
Примерный календарный план выполнения дипломной работы
1. | Выбор темы дипломной работы, обоснование актуальности темы, формулирование цели и задач работы, изучение и анализ нормативных документов, литературных источников и других материалов, необходимых для раскрытия темы, выбор эффективных способов решения профессионально-педагогических задач | За 2 месяца до преддипломной практики |
2. | Заявление студента о закреплении темы дипломной работы и назначении руководителя | 1,5 месяца до преддипломной практики |
3. | Получение задания на выполнение дипломной работы | 2-3 недели до преддипломной практики |
4. | Прохождение преддипломной практики, проведение опытно-поисковой работы по проверке эффективности предлагаемых решений педагогической проблемы, сбор материалов к дипломной работе | 1 месяц (4 недели) до подготовки дипломной работы |
5. | Отчет о результатах апробации форм, методов, средств, технологий в образовательном процессе в ходе преддипломной практики | по расписанию в последний день преддипломной практики или первую неделю после завершения практики |
6. | Написание дипломной работы, оформление материалов, иллюстрирующих текст работы | в течение месяца до защиты дипломной работы по графику консультаций |
7. | Представление готовой дипломной работы научному руководителю, получение отзыва о проделанной работе. | 3 недели до защиты дипломной работы |
8. | Представление и регистрация готовой дипломной работы на отделении, прохождение нормоконтроля. Решение о допуске дипломной работы к защите. | За 10 дней до защиты дипломной работы |
9. | Оформление материалов дипломной работы к защите, Подготовка доклада. | 1 неделя до защиты дипломной работы |
10. | Рецензирование дипломной работы | не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты |
11. | Предварительная защита дипломной работы | не менее чем за 3 дня до назначенного срока защиты |
12. | Защита дипломной работы | По расписанию ГИА с 19.06.2017 -30.06.2017 |
По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель выпускной работы подписывает ее и вместе с заданием и своим письменным отзывом передает студенту для ознакомления.
Дипломная работа подлежит обязательному рецензированию. К рецензированию привлекаются преподаватели колледжа, специалисты профильных профессиональных образовательных организаций, учреждений и предприятий–баз практики (ПРИЛОЖЕНИЕ Б).
Приказ о допуске обучающегося к защите выпускной квалификационной работы подписывается директором колледжа.
III. Структура и содержание выпускной
Квалификационной работы
Структура выпускной квалификационной работы (дипломной работы) должна быть согласована с темой, целью и задачами работы, а также должна отражать основные положения по разрешению обозначенной педагогической проблемы. Объем выпускной квалификационной работы должен составлять не более 60-70 страниц без учета приложений.
Текст дипломной работы должен быть написан с использованием профессиональной научной терминологии, структурирован в соответствии с выделенными выше последовательными этапами дипломной работы. Выпускная квалификационная работа не пишется от первого лица, исключаются формулировки типа «Я рассмотрел», «Целью моей работы», «Я считаю» и т.д. Работа должна быть написана с применением нейтральных формулировок: «Можно сделать вывод…», «Было проведено исследование…».
В выпускной квалификационной работе должно быть соблюдено единство стиля изложения, обеспечена орфографическая, синтаксическая и стилистическая грамотность в соответствии с нормами современного русского языка.
Структура дипломной работы включает:
1. Титульный лист (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
2. Содержание (ПРИЛОЖЕНИЕ 4).
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Заключение.
6. Список информационных источников.
7. Приложения.
Введение -вступительная часть выпускной квалификационной работы.
Во введении указываются:
· актуальность и значимость темы, степень ее разработанности в психолого-педагогической литературе, в т.ч. определяются существующие в науке и педагогической практике подходы к проблеме, сформулированной в теме выпускной квалификационной работы;
· формулируются цель и задачи работы, соответствующие количеству глав работы, расписывается структура работы (количество таблиц, диаграмм, схем, рисунков и т.д.);
· характеризуются (раскрываются) используемые автором педагогические понятия.
Объем введения должен быть небольшим – 2-3 страницы.
При формулировании цели дипломной работы можно использовать следующие примеры: «Цель выпускной квалификационной работы – …» или «Целью данной работы является изучение (описание, определение, установление, исследование, разработка, раскрытие, освещение, выявление, анализ, обобщение и т.п.).
Задачивыпускной квалификационной работы – это способы достижения цели. В соответствии с основной целью следует выделить 3–4 задачи, которые необходимо решить для достижения главной цели дипломной работы. Каждая из задач формулируется в соответствии с главами работы. Пример, «Для достижения цели, поставленной в выпускной квалификационной работе, были определены следующие задачи:
1. Изучить информационные источники по проблеме исследования (по теме дипломной работы)
2. Провести анализ существующих проблем в практике подготовки операторов ЭВМ в контексте……(развития творчества, формирования компетенций, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.)…
3. Разработать….(или предложить, обосновать) …..… (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.).
4. Апробировать предлагаемые решения по решению педагогической проблемы (методику технологию, активные формы обучения, комплект учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные подходы, сценарий или план мероприятия и т.п.) для ……. (развития творчества, формирования компетенций, самостоятельности, применения технологий, учебно-программного и учебно-методического обеспечения образовательного процесса и т.п.) на занятиях производственного обучения операторов ЭВМ
5. Провести анализ полученных результатов опытно-поисковой работы по ….., доказать эффективность предлагаемых решений педагогической проблемы.
Объект и предмет исследования. Объект– это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет более узок и конкретен. Он находится в границах объекта и отражает какую-либо сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую изучению. Например: «Объектом исследования является – процесс производственного обучения операторов ЭВМ (процесс развития …., формирования …, обеспечения…. и т.п.)». Предмет
исследования – активные формы производственного обучения как условие развития (формирования)……».
Методы, используемые при выполнении выпускной квалификационной работыпредставляют собой способы достижения поставленной цели и задач, направленных на решение проблемы. Основным ориентиром для выбора методов исследования должны служить задачи. При исследовании той или иной темы применяются общие научные и специальные методы: наблюдение, изучение документов, анкетирование, тестирование, эксперимент, экспертные оценки, статистические и др.
Основная частьработы включает теоретическую и практическую части работы.
В теоретическом разделевыпускной квалификационной работы излагаются теоретические вопросы по теме на основе анализа литературы, педагогических исследований и других информационных источников. В этом разделе даются обзор основных информационных источников по проблеме исследования, дается сравнительный анализ концепций (подходов к решению выделенной проблемы) разных авторов. На основе анализа литературы необходимо отразить и собственную точку зрения относительно данной проблемы. Можно описать тенденции развития и совершенствования педагогической практики по решению выделенной проблемы в течение определенного периода времени. Содержание теоретической главы должно строго соответствовать теме выпускной квалификационной работы.
В теоретической части дипломной работы автор при необходимости также рассматривает направления и тенденции в современной практике (технологическом процессе) в сфере информационных технологий и оформляет это в отдельный параграф.
В практической части работы студент описывает основные подходы по разрешению педагогической проблемы средствами производственного обучения при подготовке операторов ЭВМ (формы, методы, средства обучения, методику или педагогическую технологию и т.п.). Описывает прядок опытно-поисковой работы, включающей апробацию выбранных способов решения педагогической проблемы. Анализирует полученные результаты в ходе апробации предлагаемых форм, методов, средств в процессе подготовки операторов ЭВМ; делает выводы и пишет обоснование эффективности предлагаемых решений.
Далее практическая часть работы включает описание процесса разработки продуктов творческой деятельности или методических пособий, рекомендаций, дидактических средств обучения в строгом соответствии с заданием на дипломную работу.
Текст основной части дипломной работы по необходимости иллюстрируется таблицами, схемами, рисунками, графиками и т.п.
Заключение подводит итог решения тех задач, которые были поставлены в дипломной работе. Поэтому студент на основе проведенного самоанализа формулирует основные выводы о проделанной работе с обоснованием полученных результатов на подготовительном и основном практическом этапах выполнения дипломной работы. Выводы должны отражать актуальность выбранной темы и ее практическую значимость.Объем заключениядолжен составлять 3-5 стр.
Список информационных источников, является важной частью выпускной квалификационной работы, отражающий самостоятельность и творческий подход студента. Список должен включать просмотренные информационные источники по теме и цитируемые в дипломной работе. В список не включают те источники, на которые нет ссылок в основном тексте работы и которые фактически не использованы.
Список информационных источников включает:
- законодательные и нормативные документы;
- учебную, методическую и научную литературу, периодические издания; педагогические исследования;
- интернет – источники.
Информационные источники в списке распределяются в алфавитном порядке. На материалы, заимствованные из литературных и других источников, в тексте должны быть сделаны ссылки в соответствии с современным библиографическим ГОСТ 7.1 - 2003; ГОСТ 7.0.5 – 2008.
Вспомогательные или дополнительные материалы помещают в приложения.
Приложенияоформляются отдельными страницами, нумеруются, но не учитываются в общем объеме выпускной квалификационной работы. Слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» пишется заглавными буквами по центру.
IV. Требования к оформлению выпускной
Квалификационной работы
Требования к оформлению текста.
Выпускную квалификационную работу следует оформлять только на одной стороне белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм)
· поля: левое – 30 мм, верхнее – 20 мм, правое – 10 мм, нижнее – 20 мм;
· ориентация: книжная;
· шрифт: Times New Roman;
· кегель : 14 пт (пунктов) в основном тексте, 12 пт в таблицах, 10 пт. в сносках;
· междустрочный интервал: полуторный в основном тексте, одинарный в подстрочных ссылках;
· расстановка переносов – автоматическая;
· форматирование основного текста и ссылок – в параметре «по ширине»;
· цвет шрифта – черный;
· красная строка – 1,5 см.
Все страницы заполняются текстом, в котором выделяются абзацы. Каждая новая глава, а также Введение, Заключение, Список используемых источников и Приложения начинаются с новой страницы, параграфы идут сплошным текстом внутри главы.
Требования к нумерации страниц:
· страницы дипломной работы следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.
· начинать нумерацию последовательно, начиная с введения (титульный лист и содержание не нумеруются, но считаются). Задание, Отзыв и рецензия, лист нормоконтроля не считаются и не нумеруются;
· далее последовательная нумерация всех листов, включая главы, Заключение, список используемых источников и приложения (если они имеются в работе);
· нумерация страниц, на которых даются приложения, является сквозной и продолжает общую нумерацию страниц основного текста;
· номер страницы располагается в нижнем правом углу.
Требования к заголовкам (названия глав и параграфов):
· заголовки структурных элементов ВКР следует располагать в середине строки без точки в конце и печатать прописными буквами (не подчеркивая). Заголовки параграфов следует начинать с отступа («красной строки») с прописной буквы (последующие буквы - строчные) и печатать не подчеркивая, без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Переносы слов в заголовках не допускаются;
· каждая новая глава и другие структурные элементы работы кроме параграфов, входящих в состав глав начинаются с новой страницы.Параграфы на составные части не подразделяются;
· главы должны быть пронумерованы арабскими цифрами в пределах всей дипломной работы и записываться с абзацного отступа. После номера главы ставится точкаи пишется название главы. Количество глав, разделов в них не может быть четко регламентировано, так как зависит от специфики той или иной темы.
· набираются полужирным шрифтом (шрифт 14 пт.);
· выравнивание по центру;
· точка в конце заголовка не ставится;
· заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один междустрочный интервал;
· заголовок не имеет переносов, то есть на конце строки слово должно быть обязательно полным.
Требования к оформлению таблиц схем, рисунков:
· название таблицы помещают над таблицей справа, без абзацного отступа в одну строку с ее номером (при сквозной нумерации Таблица 1, при привязке таблицы к разделу Таблица 1.1);
· в конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся;
· при переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят;
· при заимствовании таблиц из какого-либо источника, после нее оформляется сноска на источник в соответствии с требованиями к оформлению сносок;
· таблицы, схемы и рисунки, занимающие страницу и более, помещают в приложение, а небольшие - на страницах работы;
· схема и рисунок подписываются снизу по центру.
Требования к оформлению уравнений и формул:
· выделяются из текста в отдельную строку;
· выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки;
· если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (x), деления (:), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют;
· при переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак (X);
· формулы и уравнения, помещаемые в приложениях, нумеруются отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например, (5.1);
· ссылки в тексте на порядковые номера формул даются в круглых скобках, например, «в формуле (1)»;
· пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.
Требования к оформлению ссылок и сносок:
· при цитировании или использовании каких-либо положений из других работ даются ссылки на автора и источник, из которого заимствуется материал;
· если в работе приводится цитата для подтверждения рассматриваемых положений, то в её тексте сохраняются все особенности документа, из которого она взята: орфография, пунктуация, расстановка абзацев, шрифтовые выделения. Цитата внутри текста заключается в кавычки. Все цитаты, а также заимствованные из различных документов аргументы или статистические данные, подтверждаются библиографической ссылкой на источник.
Вариант оформления ссылок:
1. В квадратных скобках должен быть указан номер источника, который содержится в «Списке литературы» и номер страницы, на которой находится цитата или данные из этого источника. Например, [15] или [15, стр.8-12].
2. Подстрочная ссылка, содержащая фамилию и инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, страницу, приводят внизу страницы. Ссылка обозначается цифрой.
Требования к оформлению списка используемых источников:
· список используемых источников представляет собой перечень тех документов и источников, которые использовались при написании дипломной работы;
· список используемых источников включает в себя не менее 20 наименований, расположенных в алфавитном порядке или по разделам в следующей последовательности:
-нормативно-правовые источники (акты органов законодательной и исполнительной власти, ведомственные правовые акты в хронологической последовательности);
- учебники, монографии, брошюры;
- диссертации и авторефераты диссертаций;
- периодические издания;
- иностранная литература;
- электронные ресурсы.
Пример оформления использованных источников:
Константинов,А.В., Меркулов,Ю.К. Основы парикмахерского дела/ А.В.Константинов.- Москва: Легкая индустрия,2014.- 238с.
Требования к оформлению перечня принятых сокращений:
· в дипломной работе используются общепринятые текстовые сокращения или аббревиатуры, например, РФ;
· если в работе принята особая система сокращений слов или наименований, то во Введении приводится перечень принятых сокращений, используемых в работе.
Требования к оформлению приложений:
Материал, дополняющий текст работы, допускается помещать в приложениях. Приложением могут быть формы бухгалтерской отчетности, приказ об учетной политике, положение об отделе, график документооборота, результаты аудиторских проверок, данные различных подразделений организации.
· приложения используются только в том случае, если они дополняют содержание основных проблем исследования или носят справочный характер;
· характер приложения определяется автором работы самостоятельно, исходя из содержания;
· в тексте работы на все приложения должны быть ссылки;
· перед началом перечня приложений должен быть лист «Приложения»;
· приложения оформляют как продолжение работы на последующих листах формата А 4 и располагаются в порядке ссылок на них в тексте работы;
· каждое приложение начинается с новой страницы по центру листа, пишется заглавными буквами «ПРИЛОЖЕНИЕ» и имеет тематический заголовок;
· при наличии в дипломной работе более одного приложения они нумеруются буквами, например, «ПРИЛОЖЕНИЕ А», «ПРИЛОЖЕНИЕ Б» и т.д.
По окончании работы необходимо тщательно отредактировать рукопись, поскольку наличие орфографических, стилистических, оформительских ошибок может отрицательно сказаться на оценке выпускной квалификационной работы.
Все листы работы следует скрепить или сброшюровать в жесткий переплет, на лицевой стороне переплета поместить титульный лист выпускной квалификационной работы.
В Государственную аттестационную комиссиюпредставляется готовая выпускная квалификационная работа в печатном виде, в твердом переплете, в одном экземпляре.
Выпускная квалификационная брошюруется в следующей последовательности:
1. Титульный лист (не нумеруется);
2. Содержание работы;
3. Введение (начало нумерации);
4.Главы 1, 2, 3;
5.Заключение;
6.Список использованных источников (сквозная нумерация страниц);
7. Приложения (не входят в общий объем нумерации);
8. Файловая папка, в которую вкладывают:
-задание на ВКР
- рецензию на выпускную квалификационную работу;
- отзыв научного руководителя на ВКР студента;
- лист нормоконтроля.