Рассматривание и обсуждение иллюстраций
а) Вывешивается картинка «Белый медведь».
— Кто это? Назовите внешние признаки.
— Как передвигается? Чем питается?
— Какой медведь? Опишите? (Белый, неуклюжий, большой, мох
натый и т.д.)
Образование сложных прилагательных:
У медведя толстые лапы — ... , короткие уши — ... , длинная шерсть — ... , широкие лапы — ....
Образование существительных с суффиксом -ищ: лапы — ... , усы — ... когти — ... и т.д.
— Среди хищных зверей Севера самым крупным является бе
лый медведь. Тело покрыто белой длинной шерстью. У него строй
ное туловище, удлиненная шея, небольшая вытянутая голова. Тол
стый слой подкожного жира и густая шерсть предохраняют от пе-
Реохлаждения и позволяют долго находиться в воде. Подошвы лап
покрыты длинными жесткими волосками, поэтому медведь не
5 Е. В. Кузнецова
скользит, взбираясь на льдины. Белый цвет делает его незаметным на фоне снега, льда, это облегчает ему охоту за тюленями. Чутье у медведя очень тонкое, и он обнаруживает пищу под толстым слоем снега. В начале декабря у медведицы рождаются медвежата. Питается медведь рыбой, тюленями, моржами, б) Вывешивается картинка «Морж».
— Какой морж? Назовите членов семьи (морж, моржиха, мор
жонок).
Образование сложных прилагательных:
у моржа длинные усы — ... , толстая шея — ... ,
широкие ласты — ... , длинные клыки — ....
— У моржа есть туловище, голова, шея, клыки, ласты. Тол
стая кожа покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цве
та. Ласты лишены волос, но задние ласты могут подворачиваться
под туловище и при передвижении помогают отталкиваться от
поверхности льда и земли. Ласты помогают им плавать и нырять.
Моржи не боятся холода, в ледяной воде не замерзают, потому
что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой подкожно
го жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море; во
время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но имеют
хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасно- \
сти. Моржиха рождает по одному детенышу. Новорожденный мор
жонок держится возле матери, пока у него не вырастут клыки —
орган добывания пищи. Пдтаются рыбками, моллюсками, червя
ми, рачками.
в) Вывешивается картинка «Тюлень».
— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается? ,
Чем питается? Назовите членов семьи. Какой тюлень?
— Тюлени хорошо приспособлены к жизни в воде. У них вере- j
тенообразное тело, короткая шея. Большую часть времени прово
дят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Перед
ние ласты у них действуют, как весла, а задние — как руль. В воде
тюлени издают неслышные сигналы, при помощи которых они об
наруживают добычу. Тело тюленя покрыто шерстью, состоящей из
коротких жестких волос. У тюлених рождается по одному белому
детенышу. Вскармливают они их молоком. Тюлени питаются вод-1
ными организмами, рыбами.
г) Вывешивается картинка «Северный олень».
— Кто это? Назовите внешние признаки. Как передвигается?:
Чем питается?
Образование притяжательных прилагательных: Рога оленя — Чьи рога? — Оленьи. Копыта — .... Морда — ... и т.д.
— В тундре водятся дикие северные олени. Они хорошо при
способлены к суровым условиям жизни. На голове — длинные рога,
тело покрыто волосяным покровом, защищающим оленя от сту
жи, особенно сильно развит он на шее. К зиме олени жиреют, это
им помогает переносить сильные морозы. В морозную погоду они
сбиваются в плотные стада. В июне олениха рожает одного детены
ша, который в тот же день уже может бегать. Питаются лишайни
ком, ягелем. Летом кормятся всевозможными травами, грибами,
побегами карликовых ив и берез.
д) Вывешивается картинка «Песец».
— Песец напоминает лисицу, но по размеру немного меньше.
Песцы бывают белые и голубые. Подошвы лап у них покрыты щет
кой жестких волос, это предохраняет от обмораживания при пере
движении по снегу и льду. Закругленные короткие уши почти скры
ваются в шерсти, это их спасает от переохлаждения. К зиме песцы
жиреют, летом питаются полевками, поедают яйца птенцов, даже
взрослых птиц — куропаток. Также на берегу питаются крабами,
морскими ежами.
3. Итог занятия Материал для закрепления
I. Знать внешние признаки животных. Чем питаются, как пере
двигаются, где обитают. Уточнить, почему называются «животные
Севера». Подобрать эпитеты к каждому животному. Составить опи
сательный рассказ о любом животном.
Вопросы к описанию животного: Кто это? Где живет? Какого цвета? Как передвигается? Чем питается?
II. Грамматический строй речи и словообразование.
1. Образование существительных множественного числа имени
тельного и родительного падежей.
Например: тюлень — тюлени — тюленей и т.д.
2. Образование сложных прилагательных.
Например: У моржа длинные усы. Морж какой? — Длинноусый. У оленя длинные рога. — ... У медведя толстые лапы. — ... У песца острые зубы. — ...
3. Образование притяжательных прилагательных.
Например: Рога оленя. Чьи рога? — Оленьи.
Шкура медведя. Чья шкура? — ...
Хвост песца. Чей хвост? — ... Клыки моржа. Чьи клыки? — ... Ласты тюленя. Чьи ласты? — ...
4. Закрепить употребление предлогов на, с (со), под, из-под, за,
из-за.
Придумать предложения с этими предлогами по данной теме.
Мамин день — 8 Марта — Отмечает вся страна. И пускай еще морозы И сосульки под окном, Но пушистую мимозу Продают уже кругом. Брызги солнечного света, Брызги солнечного лета Мы несем с мимозой в дом. Дарим бабушкам и мамам, Поздравляем с Женским днем! Это праздник такой, словно у всех мам 8 Марта общий день рождения. Мамы получают подарки, поздравления. 3. Рассматривание и обсуждение картинок «Помощники» 4. Рассказы детей «Как я помогаю маме, бабушке» 5. Физкультминутка Мы стираем, мы стираем, Полоскаем, полоскаем. Мы белье прополоскали И ни капли не устали, А теперь его отжали, Стряхнули и повесили. |
Имитация движения стирки и полоскания. |
ЗАНЯТИЯ ВЕСНОЙ
Тематический план
Март | Темы недели |
I неделя | 8 Марта |
II неделя | Семья |
III неделя | Животные жарких стран |
IV неделя | Ранняя весна |
Апрель | |
I неделя | Наша столица |
II неделя | Космос |
III неделя | Хлеб |
IV неделя | Птицы |
Май | |
I неделя | Школа |
II неделя | Лето |
III неделя | Насекомые |
IV неделя | Ягоды |
Занятие 26. «8 Марта»
Цели: закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Марта; составить творческие рассказы; развивать словарь по данной теме; воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке, сестре.
Оборудование: демонстрационный материал — сюжетные картинки и картинки из серии «Помощники».
Ход занятия
Организационный момент
Логопед выставляет сюжетные картинки, дети должны назвать только те, которые относятся к весне и празднику 8 Марта.
Как вы думаете, к какому времени года можно отнести эти картинки? (К весне.)
— После какого времени года наступает весна?
— Как называется первый месяц весны?
— Какой праздник мы отмечаем в марте?
— Чей это праздник?
Чтение стихотворения
Движения отжимания, стряхивания и развешивания.
6. Дидактическая игра «Красивые слова о маме»
Мама — какая? — добрая, красивая, терпеливая, нарядная, скромная, веселая, ласковая, умная, нежная.
7. Дидактическая игра «Запомни и повтори»
Мама, бабушка, дочка.
Сосулька, подснежник, ручей. Солнце, мимоза, цифра восемь. Цветы, торт, духи. Греет, светит, тает. Деревья, почки, листочки. Капает, журчит, набухает. Теплый, яркий, солнечный. Распускается, бежит, плывут.
Рассказы детей о маме
— Как зовут маму?
— Где работает? Кем?
— Какую работу выполняет?
— Чем занимается дома?
— Как ты помогаешь маме?
— Какой подарок приготовил маме?
Итог занятия
Занятие 27. «Семья»
Цели: уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи; закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражнять в составлении предложений; развивать словарь по данной теме.
Оборудование: демонстрационный материал — картинка «Семья на прогулке».
Ход занятия
1. Организационный момент
Вывешивается картинка «Семья на прогулке».
— Как вы думаете, о ком сегодня будем говорить? (О семье.)
— С какой стороны относительно других находится каждый член
семьи?
— Кого вы видите на ней? (Папа, мама, бабушка, дедушка, сын,
дочка.)
— Как назовем их одним словом? (Семья.)
— Сколько в этой семье человек?
— Кто самый старший?
— Кто самый младший?