Исследование звукопроизношения.
Инструкция: повторяй за мной слова:
· | Собака | - | Маска | - | Нос |
· | Сено | - | Василек | - | Высь |
· | Замок | - | Коза | ||
· | Зима | - | Магазин | ||
· | Цапля | - | Овца | - | Палец |
· | Шуба | - | Кошка | - | Камыш |
· | Жук | - | Ножи | ||
· | Щука | - | Вещи | - | Лещ |
· | Чайка | - | Очки | - | Ночь |
· | Рыба | - | Корова | - | Топор |
· | Река | - | Варенье | - | Дверь |
· | Лампа | - | Молоко | - | Пол |
· | Лето | - | Колесо | - | Соль |
При необходимости можно уточнить произношение других согласных звуков (Б, П, Д, Т, Г, К, Х) т Й. В целях экономии времени фразы и тексты с проверяемыми звуками на этом этапе не предъявляются, так как возможность уточнить произношение звука в разных позициях и при разной степени самостоятельности речи представляются в ходе дальнейшего обследования.
Оценка: предлагается условно разделить все звуки на пять групп: первые четыре – это наиболее часто подвергающиеся нарушениям согласные (первая группа – свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц; вторая - шипящие Щ, Ж, Ч, Ш; третья – Л, ЛЬ; четвертая – Р,РЬ) и пятая группа – остальные звуки, дефектное произношение которых встречается значительно реже; задненебные звуки Г,Х, К и их мягкие варианты, звук Й, случаи дефектов озвончения, смягчения, редкие нарушения произношения гласных звуков).
Произношения звуков каждой группы оценивается в отдельности по следующему принципу: 3 балла – безукоризненное произношение всех звуков группы в любых речевых ситуациях; 1,5 балла – один или несколько звуков группы правильно произносится изолированно и отраженно, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, то есть недостаточно автоматизированы; 1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы; 0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы. Баллы. Начисленные, за каждую из пяти групп, суммируются.
Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция: повторяй за мной слова:
· танкист
· космонавт
· сковорода
· аквалангист
· термометр
Слова предъявляются до первого воспроизведения .
Оценка: 1 балл - правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления; 0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение; 0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановка звуков и слогов внутри слова); 0 баллов невоспроизведение.
Серия II. Исследование грамматического строя речи.
Повторение предложение.
Инструкция: послушай предложение и постарайся повторить его можно точнее.
· Птичка свила гнездо.
· В саду много красных яблок.
· Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
· Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
· На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка: 1 балл – правильное и точное воспроизведение; 0,5 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения; 0,25 балла – пропуск частей предложения; 0.25 балла – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, замена на прямую речь, предложение не закончено; 0 баллов – невоспроизведение.
Верификация предложений
Инструкция: я буду называть предложения, и если в некоторых из них будут ошибки, постарайся их исправить.
· Собака вышла в будку.
· По морю плывут корабль.
· Дом нарисован мальчик.
· Хорошо спится медведь под снегом.
· Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка: 1 балл – выявление и исправление ошибки; 0,5 балла – выявление ошибок и исправление их с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка слов); 0,25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена, или предпринята аграмматичная попытка исправления ошибки; 0 баллов – ошибка не выявлена.
Составление предложений из слов, не предъявленных в начальной форме.
Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.
· мальчик, открыть, дверь
· сидеть, синичка, на, ветка
· груша, бабушка, внучка, давать
· Витя, косить, трава, кролики, для
· Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка: 1 балл – предложение составлено верно; 0,5 балла – нарушен порядок слов; 0,25 балла – наблюдаются пропуски, привнесения или замены слов, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности; 0 баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.