Состояние звукопроизношения

Звуки Характер произношения звуков
Изолированно В словах Во фразах
[б]-[п]-[м]      
[в]-[ф]      
[д ]–[г]-[н]      
[г]-[к]-[н]      
[й]      
[с]      
[с¢]      
[з]      
[з¢]      
[ц]      
[ш]      
[ж]      
[щ]      
[ц]      
[л¢]      
[л]      
[р¢]      
[р]      

Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)

Анатомическое состояние артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в) челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);

д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры:

З а д а н и я:

- поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________

- нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________

- прищурить глаза ____________________________________________________________

- надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________

- втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляционной моторики

З а д а н и я:

Губы

«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)

а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________

б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________

в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________

г) переключение от одного движения к другому _____________________________________

д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________

______________

з) замены движения _____________________________________________________________

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________

Язык

Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ___________________

______________

Кончик языка поднять __________________________________________________________

опустить _________________________________________________________

«Маятник» ____

«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________

______________

«Цоканье»_____

а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________

б) тонус ______

в) темп _______

г) переключение от одного движения к другому ____________________________________

д) объём движения _____________________________________________________________

е) точность выполнения _________________________________________________________

ж) замены движения ____________________________________________________________

з) длительность удержания заданного положения ____________________________________

и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________

_______________

Мягкое нёбо

З а д а н и е: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________

_______________

_______________

Состояние дыхательной и голосовой функций

1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________

2.Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________

в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________

_______________

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный быстрый, медленный) _________________________________________

2. Ритм ________

3. Правильность употребления пауз ________________________________________________

4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) ________________________________________________________________

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

с 5 лет:

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник

скворечник

2.Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрёстке.

Состояние фонематического восприятия

(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

па-ба на-га

ба-на та-на

ва-та га-да

та-да ка-га

ма-мя ба-ма

с 6 лет:

ба-ба-па са-ша-са

та-да-та жа-за-жа

га-ка-га ча-ша-ча

ба-бя-ба за-са-за

2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

мишка - мышка бочка - почка

уточка - удочка трава - дрова

3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска – мишка цветик – Светик

крыса – крыша вечер – ветер

речка – редька косы – козы

чёлка – щёлка

Наши рекомендации