Прочитайте следующие высказывания в СМИ. Обсудите в группе.

Прочитайте следующие высказывания в СМИ. Обсудите в группе. - student2.ru

Прочитайте следующие высказывания в СМИ. Обсудите в группе. - student2.ru

Прочитайте следующие высказывания в СМИ. Обсудите в группе. - student2.ru

Системное внедрение практики инклюзивного образования происходит в России крайне медленно и достаточно неравномерно. В отдельных регионах (Москва, Самара, Архангельск) достигнуты большие успехи, в других регионах эта практика только начинает складываться.

Прочитайте определения, обсудите в группах, найдите общее и различие двух понятий:

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. "Об образовании в Российской Федерации" Статья 2.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Виды инклюзии.

Полная инклюзия в системе массового образования (наименее ограниченная альтернатива).Ребенок с особенностями развития обучается по общей школьной программе вместе с нормативно развивающимися сверстниками.

Полная инклюзия с тьютором .Ребенка в обычном детском саду (школе) будет сопровождать тьютор — для оказания помощи только в тех случаях, в которых ребенок испытывает затруднения. Цель — полная самостоятельность ребенка и функционирование на уровне сверстников.

Частичная инклюзия.Коррекционная система образования – основная для ребенка, а в обычной системе ребенок находится несколько часов, в соответствии с индивидуальной программой обучения. Цель – обобщение навыков, которые приобрел ребенок в процессе индивидуального обучения, а также привыкание и приспособление к среде, в которой обучаются нормативные сверстники.

Обратная инклюзия. Ребенок продолжает находиться в коррекционном учреждении, а в коррекционную систему включаются нормативно развивающиеся сверстники и в рамках занятия с коррекционным педагогом участвуют в совместной деятельности с ребенком. Цель — обучение навыкам социального взаимодействия и общения со сверстниками, подготовка к частичной инклюзии.

Обучение в коррекционном саду.Ребенок, ранее находившийся на индивидуальном обучении, поступает в коррекционную систему. Цель-обучение сотрудничеству с педагогом, выполнение требуемых действий, обучение в группе.

Роль тьютора в процессе инклюзии.Тьютор играет ключевую роль в программе инклюзии, он координирует взаимодействие между основными участниками инклюзивного процесса - самим ребенком, сверстниками, воспитателем (учителем) и родителями ребенка. С одной стороны, тьютору важно обучить ребенка приспособиться к социальным правилам, распорядку дня, а с другой стороны, научить окружающих (взрослых, сверстников) с пониманием относиться к особенностям ребенка.

Подготовка к инклюзии.Тьютор до начала процесса обучения производит оценку начальных навыков ребенка:

- Навык обращения и общения

- Навык понимания речи

- Навык диалогической речи

- Навыки игры

- Академические навыки (счет, письмо, чтение)

- Навыки обучения

- Проблематичное поведение

Тьютор, под руководством опытного специалиста, осуществляет оценку и подготовку инклюзивной среды: предварительная встреча тьютора с воспитателем (учителем), изучение инклюзивной среды (распорядок дня, требования), предоставление информации о ребенке, начиная с его сильных сторон. Уточнение обязанностей тьютора, воспитателя (учителя), других членов персонала по отношению к ребенку, к группе детей.

Планирование часов инклюзии.Возможность привлечения сверстников в совместную деятельность с ребенком.

Конфиденциальность.Тьютор выбирает цели для обучения, эффективные поведенческие стратегии, а так же готовит документацию для оценки эффективности программы (мониторинг).

Эксклюзия(исключение, отторжение, отчуждение, изоляция, сегрегация) в сфере образования — ситуация, в которой дети с особыми потребностями лишены возможности пользоваться правами в получении полноценного качественного образования, соблюдение которых гарантировано им международными, национальными и местными нормативно-правовыми актами. Эксклюзия тесно связанна с проблемами бедности и минимального жизненного стандарта. Эксклюзии из полноценного образовательного процесса подвергаются, прежде всего, дети, с которыми жестоко обращаются, работающие дети, дети-мигранты, дети-беженцы, дети кочевников, дети религиозных, этнических и языковых меньшинств, перемещенные дети, дети из зоны конфликта, беспризорники, дети-солдаты, дети из бедных семей, дети-инвалиды, дети-сироты, инфицированные вирусом ВИЧ и страдающие от СПИДа.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Прочитайте определения, обсудите в группах, найдите общее и различие двух понятий: иклюзивное и интегрированное образование и обучение:

Интегрированное обучение — совместное обучение детей-инвалидов и детей с незначительными нарушениями и отклонениями в развитии вместе со здоровыми детьми с целью облегчения процесса их социализации и интеграции в обществе последних. О. и. бывает комбинированным (ученик обучается в классе/группе здоровых детей и получает систематическую помощь учителя-дефектолога), частичным (отдельные дети часть дня проводят в спецгруппах, а часть в обычных), временным (дети, обучающиеся в спецгруппах, и учащиеся обычных классов объединяются для проведения совместных прогулок, праздников, соревнований, отдельных дел), полным (1 — 2 ребенка с отклонениями в развитии вливаются в обычные группы детского сада, классы, школы, коррекционную помощь им оказывают родители под контролем специалистов).

Интеграция – восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей.

Интеграция интернальная – интеграция внутри системы специального образования (дети со сложными, сочетанными дефектами в развитии).

Интеграция экстернальная – взаимодействие специального и массового образования (интеграция в общеобразовательные учреждения детей с ограниченными возможностями здоровья), это влечет за собой улучшение обучения детей со специальными нуждами в массовых школах.

Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические и (или) психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов.

Интегрируемый ребёнок – ребёнок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Комбинированная интеграция – обучение или воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющих уровень психофизического и речевого раз- вития, близкий к возрастной норме) по 1–2 человека в массовых группах (классах). При этом дети получают постоянную коррекционную помощь у специалистов (сурдопеда- гога, тифлопедагога, дефектолога, логопеда).

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выделите закономерности типов аномального развития детей с ОВЗ:

Закономерности, общие для всех типов аномального развития: снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации; трудность словесного опосредствованно; замедление процесса формирования понятий. Существуют также специфические закономерности, характерные для всех нарушений физического или сенсорного развития. Пример: при умственной отсталости, общем недоразвитии и задержке психического развития наблюдается ретардация — незавершенность формирования психических функций данного периода. Наблюдаются закономерности, характерные только для конкретного вида нарушения. Пример: при нарушениях слуха у детей компоненты психики развиваются в иных пропорциях, чем у слышащих сверстников.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Создайте информационную карту в виде таблицы по предложенной информации:

Классификация видов нарушения здоровья:по локализации нарушения в определенной системе организма: телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания); сенсорные нарушения (слух, зрение); нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения).

Классификация по причинам возникновения нарушения:

врожденное нарушение развития; несчастный случай, стихийное бедствие;
производственная травма; профессиональное заболевание, приведшее к возникновению ограничения возможностей; дорожно-транспортное происшествие; участие в боевых действиях, экологическое преступление,
болезнь и пр.

Классификация категорий лиц с ограниченными возможностями: глухие (неслышащие); слабослышащие; позднооглохшие; имплантированные; незрячие; слабовидящие; с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; с нарушениями эмоционально-волевой сферы; с нарушениями интеллекта (умственно отсталые); с задержкой психического развития (труднообучаемые, с образовательными затруднениями); с нарушениями речи (в том числе тяжелыми); со сложными недостатками развития, с нарушениями аутистического спектра.

Классификация видов нарушения здоровья Классификация по причинам возникновения нарушения: Классификация категорий лиц с ограниченными возможностями:
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Наши рекомендации