Расстройства аутистического спектра
Учебный план обеспечивает и устанавливает количество занятий, отводимых
на их изучение, по классам (годам) обучения.
Для первого уровня общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС) в Санкт-Петербурге представлены два варианта примерного учебного плана:
вариант 1 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведется в течение
5-ти лет;
вариант 3 – для образовательных учреждений, в которых обучение ведётся в течение
6-ти лет;
Сроки освоения АООП НОО (вариант 8.2.) обучающимися с РАС составляют 5 лет
или 6 лет (включая один первый или два первых дополнительных класса).
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с РАС.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык»,
в результате изучения которого у обучающихся с РАС будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека
и поликультурного мира. Обучающиеся с РАС приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается
с 3 класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми
и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями, направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится 15-20 мин., на групповые занятия – 35-40 минут.
Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Вариант 8.2.
(5 лет обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в год | |||||
I | I Доп. | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | |||||||
Филология | Русский язык | ||||||
Литературное чтение | |||||||
Иностранный язык | - | - | - | ||||
Математика и информатика | Математика | ||||||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | ||||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | ||
Искусство | Музыка | ||||||
Изобразительное искусство | |||||||
Технология | Технология | ||||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||||
Итого | |||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | |||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | |||||
1 д | Всего | |||||
Направления внеурочной деятельности | ||||||
Коррекционно-развивающие занятия | ||||||
Итого: |
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которая определяется психофизическими особенностями развития детей, ритмикой.
Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Вариант 8.2.
(6 лет обучения)
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в год | |||||||
I | I Доп. | I Доп. | II | III | IV | Всего | |||
Обязательная часть | |||||||||
Филология | Русский язык | ||||||||
Литературное чтение | |||||||||
Иностранный язык | - | - | - | - | |||||
Математика и информатика | Математика | ||||||||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | ||||||||
Основы религиозных культур и светской этики | Основы религиозных культур и светской этики | - | - | - | - | ||||
Искусство | Музыка | ||||||||
Изобразительное искусство | |||||||||
Технология | Технология | ||||||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||||||
Итого | |||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | |||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | |||||||||
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | Всего | |||||
1д | 1 д | ||||||
Направления внеурочной деятельности | |||||||
Коррекционно-развивающие занятия | |||||||
Итого: |
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающие занятия и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которая определяется психофизическими особенностями развития детей, ритмикой.
Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
(вариант 8.3.)
Лет обучения
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в год | |||||||
I Доп. | I Доп. | I | II | III | IV | Всего | |||
Обязательная часть | |||||||||
Язык и речевая практика | Русский язык | ||||||||
Чтение | |||||||||
Речевая практика | |||||||||
Математика | Математика | ||||||||
Естествознание | Мир природы и человека | ||||||||
Искусство | Музыка | ||||||||
Рисование | |||||||||
Технология | Ручной труд | ||||||||
Физическая культура | Физическая культура | ||||||||
Итого | |||||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | - | |||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | |||||||||
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | Всего | |||||
1д | 1 д | ||||||
Внеурочная деятельность | |||||||
Коррекционно-развивающие занятия | |||||||
Итого: |
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Коррекционно-развивающая область может быть представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которая определяется психофизическими особенностями развития детей, ритмикой.
Примерный учебный план начального общего образования
обучающихся с расстройствами аутистического спектра
Вариант 8.4.
Лет обучения
Предметные области | Учебные предметы Классы | Количество часов в год | ||||||
I Доп. | I Доп. | I | II | III | IV | Всего | ||
Обязательная часть | ||||||||
Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | |||||||
Математика | Математические представления | |||||||
Окружающий мир | Окружающий природный мир | |||||||
Человек | ||||||||
Домоводство | - | - | - | |||||
Окружающий социальный мир | ||||||||
Искусство | Музыка и движение | |||||||
Изобразительная деятельность | ||||||||
Физическая культура | Адаптивная физкультура | |||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||||
Коррекционно-развивающие занятия | ||||||||
Итого | ||||||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | Всего | |||||
1д | 1 д | ||||||
Внеурочная деятельность | |||||||
Коррекционно-развивающие занятия | |||||||
Всего |
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ включает коррекционно-развивающую область. Коррекционно-развивающая область может быть представлена индивидуальными и групповыми коррекционно-развивающими занятиями, которая определяется психофизическими особенностями развития. На основании ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ это могут быть следующие коррекционные курсы: эмоциональное и коммуникативно речевое развитие, сенсорное развитие, двигательное развитие, предметно-практические действия, коррекционно-развивающие занятия.
Выбор коррекционных курсов и их количественное соотношение самостоятельно определяется образовательным учреждением, исходя из особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на основании рекомендаций ПМПК и (или) ИПРА.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ)
Учебный план образовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей
и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих
в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического
и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционно-развивающая область.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих АООП,
и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии;
введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов.
Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой
в младших классах. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов
в неделю.
Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться образовательным учреждением самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки,
но учитывается при определении объемов финансирования.
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности (нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное) является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательном учреждении. Образовательные учреждения предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов самостоятельно осуществляется образовательным учреждением в рамках общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4 часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП определяет образовательное учреждение.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.
Примерный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
I-IV классы
(вариант 1.1.) – легкая умственная отсталость
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в год | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Язык и речевая практика | Русский язык Чтение Речевая практика | |||||
Математика | Математика | |||||
Естествознание | Мир природы и человека | |||||
Искусство | Музыка Изобразительное искусство | |||||
Физическая культура | Физическая культура | |||||
Технологии | Ручной труд | |||||
Итого | ||||||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | - | |||||
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) | ||||||
Внеурочная деятельность (коррекционно-развивающие занятия) |
Внеурочная деятельность
Направления внеурочной деятельности | Количество часов в неделю | Всего | |||
Коррекционно-развивающая область | |||||
Другие направления внеурочной деятельности | |||||
Итого: |
Внеурочная деятельность в соответствие с ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями включает коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями, которая определяется психофизическими особенностями развития детей и ритмикой.
Примерный учебный план общего образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)