Тема 1.10 Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социально-нравственного воспитания детей
Семья как важнейший фактор социализации личности в период дошкольного детства. Воспитательный потенциал семьи, его структура и развитие. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи как условие повышения психолого-педагогической культуры родителей и развития воспитательного потенциала семьи. Принципы, задачи, методы и формы взаимодействия семьи и детского сада. Современные подходы к сотрудничеству семьи и учреждения дошкольного образования. Психолого-педагогическая консультация.
Единство взглядов семьи и детского сада как условие социального воспитания детей. Педагогическое образование родителей: развитие субъектной позиции. Социально-педагогическая поддержка развития субъектной позиции родителей в социально-нравственном воспитании детей.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Список литературы
Основная:
1. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., испр. и доп./ Болотина Л.Р., С.П. Баранов С.П., Т.С. Комарова. – М.: Академический Проект; Культура, 2005. – 240 с.
2. Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Ф. Голованова. – СПб.: Речь, 2004. –272с.
3. Козлова, С.А., Дошкольная педагогика: Учебник для студ. пед. учеб. заведений../ С.А. Козлова, Т.А. Куликова – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 414 с.
4. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2001. –192с.
5. Носова, Е.А. Семья и детский сад: педагогическое образование родителей: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Е.А.Носова, Т.Ю. Швецова. –Минск: Нац. ин-т образования, 2008. –68с.
Дополнительная:
1. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: методическое пособие / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. –80с.
2. Гуз, А. А. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи: пособие для педагогов / А.А. Гуз . — Мозырь : ООО ИД «Белый ветер», 2007. — 191 с.
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов / Под редакцией А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. –СПб.: Питер, 2013. – 486с.
4. Елисеева, Т.П. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия / пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. образования /Т.П. Елисеева. –Минск: Лексис, 2004. –68с.
5. Сазонова, Н.П. Дошкольная педагогика: курс лекций / Н.П. Сазонова. –СПб.: Детство-Пресс, 2010. –244с.
6. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. N 146 «Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования»
7. Учебная программа дошкольного образования /М-во образования Респ. Беларусь. – Минск: НИО;Аверэв, 2013. –416с.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
1. Социальное воспитание как общественное явление и фактор социального развития личности.
2. Принципы социального воспитания.
3. Задачи социального воспитания. Направления социального воспитания.
4. Воспитательные организации в учреждении образования как фактор социализации личности
5. Образовательное пространство как фактор социального воспитания личности.
6. Социальный опыт ребенка как результат социального воспитания.
7. Дошкольное образование как фактор социального воспитания. Цели и задачи дошкольного образования.
8. Учреждение дошкольного образования как особый социальный институт и воспитательная организация. Социальные функции учреждения дошкольного образования.
9. Виды учреждений дошкольного образования и специфика их социальных функций.
10. Образовательные стандарты дошкольного образования.
11. Учебная программа дошкольного образования.
12. Особенности организации образовательного процесса в учреждении дошкольного образования.
13. Характеристика социальной ситуации развития, ведущего вида деятельности, основных психических новообразований в дошкольном детстве.
14. Становление базисных характеристик личности в период дошкольного детства.
15. Возрастные особенности социализации личности в период дошкольного детства.
16. Возрастные задачи социализации в период дошкольного детства.
17. Трудности и опасности социализации личности в период дошкольного детства
18. Социализирующая роль воспитателя детского сада.
19. Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие.
20. Связь социального развития и нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста.
21. Методологические, психологические, педагогические основы социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
22. Обучение и деятельность как движущие силы психического развития ребенка.
23. Роль и значение в социально-нравственном развитии дошкольника отношений между ребенком и социальной действительностью, совместной, партнерской деятельности со взрослым, общения со сверстниками.
24. Механизмы социально-нравственного становления личности.
25. Средства социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
26. Методы социально-нравственного воспитания дошкольников.
27. Содержание социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (общая характеристика).
28. Воспитание гуманных чувств у дошкольников.
29. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста.
30. Воспитание основ гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста.
31. Воспитание этики межнационального общения.
32. Своеобразие становления и развития детского коллектива.
33. Социально-педагогические причины отклонений в нравственном поведении и развитии детей дошкольного возраста.
34. Содержание социально-нравственного воспитания и развития дошкольников в учебной программе дошкольного образования.
35. Освоение нравственных норм и приобретение социального опыта в дошкольном возрасте.
36. Воспитание культуры взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
37. Реализация содержания социально-нравственного развития в процессе специально-организованной деятельности.
38. Реализация содержания социально-нравственного развития в процессе игрового взаимодействия в условиях нерегламентированной деятельности.
39. Показатели социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.
40. Влияние социальной среды на развитие ребенка дошкольного возраста
41. Общение как фактор социального воспитания детей дошкольного возраста. Методика обучения дошкольников способам общения и взаимодействия.
42. Семья как фактор первичной социализации личности в период дошкольного детства. Воспитательный потенциал семьи, его структура и развитие.
43. Взаимодействие учреждения дошкольного образования и семьи как условие социального воспитания. Принципы, задачи, методы и формы взаимодействия семьи и детского сада.
44. Индивидуальная педагогическая помощь дошкольнику в системе социального воспитания в учреждении дошкольного образования.