Развитие произносительной стороны речи.
Развитие умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на синтагмы.
Формирование и развитие у учеников умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и, по – возможности, по высоте.
Формирование и развитие у учеников навыков правильного воспроизведения звукового состава речи при использовании регламентированных и допустимых замен.
Формирование и развитие у учащихся слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузации, темпа, громкости, ритмической и мелодической структуры речи.
Формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения слов слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав точно (в начале школьного обучения - точно и приближенно (с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения.
Формирование и развитие у учащихся навыков воспроизведения фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, по – возможности, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов.
Формирование элементарных навыков самоконтроля произносительной стороны речи.
Развитие естественной манеры речи, умения пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами – выражением лица, позой, пластикой.
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ
КОРРЕКЦИОННО –РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБЛАСТИ
«МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ»
(фронтальные занятия)
Пояснительная записка
Музыкально – ритмические занятия направлены на эстетическое воспитание детей, коррекцию и развитие их двигательной и эмоционально – волевой сферы, слухового восприятия, произносительной стороны речи. На музыкально – ритмических занятиях проводится целенаправленная работа по коррекции и развитию у детей психических функций, приобщению к творческой деятельности. У обучающихся развиваются умения взаимодействовать в коллективе сверстников, ответственность за результаты совместной музыкально – эстетической деятельности, осуществляемой в доступных для них формах. Это способствует их более полноценному развитию детей, их социальной адаптации.
Задачи музыкально – ритмических занятий включают:
• приобретение обучающимися навыков социокультурной адаптации за счет развития понимания жизненных ситуаций, связанных с использованием музыки и музыкально – исполнительской деятельности, развития интереса к музыке, исполнительской деятельности, фольклору, народным традициям;
• развитие мотивов к овладению художественной деятельности, связанной с музыкой, реализации элементарных творческих проявлений в различных видах музыкально – ритмической деятельности;
• готовность к участию во внеурочной художественной деятельности, в том числе совместно со слышащими сверстниками;
• формирование и развитие умений, связанных с восприятием музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов): вычленять музыкальное звучание (выработка условной двигательной реакции на звучание музыки), развитие эмоционального отклика на музыку, обучение восприятию характера музыки (веселый, грустный и др.), доступных средств музыкальной выразительности (элементарных звуковысотных, темпоритмических, динамических и тембровых отношений в музыке), умений характеризовать услышанное с помощью словесной речи; воспитание культурного поведения при слушании музыки;
• формирование и развитие правильных, выразительных и ритмичных движений под музыку (основных, гимнастических и танцевальных), правильной осанки, умений исполнять под музыку несложные танцевальные композиции народных, бальных и современных танцев;
• формирование и развитие умений участвовать в музыкально –двигательных играх;
• формирование и развитие навыков декламации несложных детских песен под музыку в ансамбле (под аккомпанемент и управление учителя) при воспроизведении в эмоциональной и достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, темпоритмической организации мелодии, характера звуковедения, динамических оттенков;
• формирование и развитие умений играть на элементарных музыкальных инструментах, эмоционально и ритмично исполнять в ансамбле с учителем простые по форме и ритмическому рисунку музыкальные пьесы (песни);
• развитие навыков слухозрительного и слухового восприятия устной речи, ее произносительной стороны при широком использовании фонетической ритмики и музыки;
• развитие мотивов овладения устной речью, постоянного пользования средствами электроакустической коррекции, навыков их применения,
• развитие в процессе музыкально – эстетической деятельности словесной речи, эмоционально – волевой и познавательной сфер, взаимодействия в коллективе сверстников.
В процессе проведения музыкально – ритмических занятий обучающиеся постоянно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами в условиях индукционной петли или других видов беспроводной аппаратуры, например, применяющей радиопринцип.
На занятиях у детей формируется и развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, восприятие ее характера (веселый, грустный и др.), элементарных музыкальных структур. Основным методическим приемом является двигательное моделирование воспринятых элементов музыки. Дети учатся воспринимать контрастные звучания, моделировать их с помощью элементарных движений, различать и опознавать сначала слухозрительно, затем на слух, определять словесно при использовании соответствующей музыкальной терминологии (например, музыка громкая, тихая, быстрая, медленная и др.), а также распознавать при прослушивании новых музыкальных фрагментов.
Ведущим видом деятельности обучающихся на музыкально – ритмических занятиях являются музыкально – ритмические движения: дети обучаются правильному, эмоциональному и ритмичному исполнению под музыку основных движений (ходьба, бег, прыжки и др.), элементарных танцевальных движений, несложных композиций народных плясок и танцев, бальных и современных танцев, ориентации в пространстве, по – возможности, элементарной музыкально – пластической импровизации. У них формируется правильная осанка, проводится работа по коррекции двигательной сферы. На занятиях широко используются музыкально –двигательные игры, способствующие в доступной и интересной для детей форме закреплению сформированных умений восприятия музыки (ее характера, доступных средств выразительности), двигательных умений.
На музыкально – ритмических занятиях дети обучаются эмоциональной декламации под музыку несложных детских песен, доступных их пониманию и достаточно внятному и выразительному воспроизведению в ансамбле под аккомпанемент и управление учителя.
Дети учатся также игре на элементарных музыкальных инструментах - барабане, бубне, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках, металлофоне и др., исполнению в ансамбле несложного ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне
На занятиях ведется целенаправленная работа по закреплению произносительных умений обучающихся (с использованием фонетической ритмики и музыки).
Образовательно –коррекционная работа на музыкально-ритмических занятиях базируется на постоянном взаимодействии музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь, музыка, движения и речь.
Основные виды деятельности обучающихся на музыкально –ритмических занятиях:
Восприятие музыки. Формирование восприятия музыки у глухих детей осуществляется на основе сохранных анализаторов и развивающегося слухового восприятия (т. е. на полисенсорной основе) с обязательным введением упражнений, проводимых только на слух при постоянном использовании средств электроакустической коррекции. Обучение восприятию музыки проходит в двух формах: как самостоятельная деятельность и как составная часть других видов деятельности - музыкально-ритмических движений, игры на элементарных инструментах, декламация песен пол музыку.
Музыкально – ритмические движения. У детей целенаправленно развиваются двигательные навыки, формируется хорошая осанка. Они учатся эмоционально, правильно и ритмично выполнять под музыку основные движения (ходьба, бег, хлопки, прыжки и др.), элементарные танцевальные и гимнастические упражнения, несложные композиции народных, бальных и современных танцев.
В процессе обучения весьма широко используются музыкально – ритмические игры.У обучающихся развиваются умения понимать и следовать правилам игры, имеющей задачи закрепления сформированных умений восприятия характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности, а также закрепления умений выполнения определенных основных, гимнастических и танцевальных движений, ориентации в пространстве, взаимодействия в коллективной деятельности.
Декламация песен под музыку. Обучение декламации несложных детских песен под музыку предполагает проведение специальной работы, направленной на понимание обучающимися ее содержания, характера музыки, развитие умений эмоционального исполнения песни в ансамбле (под музыкальное сопровождение и управление учителя) при воспроизведении в достаточно внятной речи, реализуя произносительные возможности, ритмического рисунка мелодии, ее темпа, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто).
Игра на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах направлено на развитие у детей восприятия музыки, умений исполнять на металлофоне, бубне, ксилофоне, барабане, румбах, маракасах, треугольниках, тарелках и др. в ансамбле ритмический аккомпанемент к музыкальной пьесе или песне (ведущую партию исполняет учитель на фортепьяно или ученики на металлофоне и др).
Инсценирование (драматизация).Дети знакомятся с доступными им музыкальными сказками, учатся различать и опознавать на слух музыкальные фрагменты, характеризующие различных персонажей, разучивают несложные танцевальные композиции, песенки, разыгрывают сценки, передавая в выразительной пластике и достаточно эмоциональной и внятной речи образ героя сказки.
Восприятие и воспроизведение устной речи (закрепление произносительных навыков с использованием фонетической ритмики и музыки). Важное значение придается развитию слухозрительного и слухового восприятия речи, закреплению произносительных умений. Ведется работа по развитию речевого дыхания, голоса, закреплению звукового состава речи, восприятия на слух и воспроизведения элементов ритмико – интонационной структуры речи, воспроизведения слов и фраз, коротких диалогов преимущественно разговорного характера. Обучение строится на основе преемственности с индивидуальными занятиями: на индивидуальных занятиях формируются первичные произносительные умения, а их закрепление целенаправленно осуществляется как на индивидуальных занятиях, так и на специальных фронтальных занятиях, фонетических зарядках, что требует реализации преемственности в работе по развитию речевого слуха и произносительной стороны речи в разных организационных формах образовательно –коррекционного процесса.
Содержание обучения
Обучение восприятию музыки
(в исполнении учителя и аудиозаписи)
Определение на слух начала и окончания звучания музыки. Различение и опознавание на слух громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа, музыки двух-, трехдольного метра (польки, вальса), регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы). Различение и опознавание на слух музыки двухдольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс); плавной и отрывистой музыки.
Различение и опознавание на слух марша, танца и песни. Различение и опознавание на слух маршей, танцев, песен различного характера при выборе из двух или трех пьес одного жанра.
Распознавание в музыкальных пьесах жанра (марш, танец, песня), характера (веселый, грустный и т. п.), средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метрических, высотных отношений).
Различение и опознавание на слух частей пьесы Л. Бетховена «Веселая. Грустная», Д. Кабалевского «Три подружки», а также различение и узнавание пьес из «Детского альбома» П. Чайковского при выборе из двух или трех.
Прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединенных по тематике, например «Народная музыка», «Природа в музыке и др. Определение в прослушанной пьесе (фрагменте) характера, доступных средств музыкальной выразительности. Различение двух- трех пьес (фрагментов из музыкальных произведений) различного характера.
Прослушивание музыки в разном исполнении (фортепиано, скрипка, труба и т. д; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов и т. д.; мужской, женский, детский хор). Развитие умений вычленить солирующий голос или инструмент, различать коллективное и сольное исполнение.
Владение элементарной тематической и терминологической лексикой, связанной с восприятием музыки (музыка громкая (тихая), темп быстрый(медленный), музыка веселая (грустная) и т.п.
Обучение движениям под музыку.
Эмоциональное и правильное исполнение элементарных гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение учителя.
Овладение элементарными движениями (наклоны, повороты головы, различные положения рук, круговые движения руками, плечами, полуприседания, вставание на полупальцы и т. д), простейшими построениями и перестроениями (построение двух концентрических кругов, сужение и расширение круга, различные положения в парах и т. д.). (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение в классе и т. д.), элементами танца и пляски (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок, положения и движения рук, принятые в русском танце, плавные движения рук, шаг галопа, хороводный шаг, поскоки, ритмичная ходьба, ходьба на полупальцах, легкий бег, кружение поскоками, шаг с притопом, повторные три притопа, выставление ноги на пятку с подпрыгиванием, шаг польки и т.д.).
Разучивание несложных плясок, хороводов, танцевальных упражнений.
Изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, музыкальный акцент, смену музыкальной динамики (громкая, тихая, негромкая музыка), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний).
Изменение движений в связи со сменой частей музыкальной пьесы.
Фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке двух-, трех- и четырехдольного метра в умеренном темпе.