Перечислите нарушения произносительной стороны речи при ринолалии

Характерными для ринолалии являются специфические искажения звуков, делающие речь детей смазанной и малопонятной. Это так называемые фарингеальные (глоточные) и ларингеальные (гортанные) образования. Большинство глухих звуков образуется на уровне глотки, вследствие чего они и получили название глоточных или фарингеальных (от латинского farynx – глотка). Звонкие звуки образуются на уровне гортани и называются гортанными или ларингеальными (от латинского larynx – гортань). Однако произношению каждой группы звуков свойственны свои особенности.

Назовите акустико-артикуляци­онные особенности фонем при ринолалии:

Гласных фонем

Неправильное функционирование небно-глоточного аппарата делает произношение гласных гиперназализованным. По данным И.И. Ермаковой степень гиперназализации зависит от объема расширения глотки. Наименьший объем глотки отмечается при произнесении звука [a], наибольший – при произнесении звуков [и], [у]. Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограниченной подвижности небной занавески приводит к увеличению просвета между мягким небм и задней стенкой глотки. Это выражается увеличением носовой эмиссии (утечки воздуха в нос) от [a] к [y] в последовательности [a] – [o] – [э] – [и] – [y].

Губных согласных фонем

Губно-зубные звуки [ф], [ф`], [в], [в`] могут заменяться коротким выдохом

при отсутствии правильного положения органов артикуляции. В некоторых случаях оказывается затруднено сближение нижней губы с верхними зубами из-за наличия деформаций зубного ряда, например, протрузии (выступании) межчелюстной кости.

Губно-губные звуки[п], [п`], [б], [б`] могут полностью отсутствовать из-за плохого смыкания губ, или заменяться звуками [м], [м`] из-за наличия сильного носового резонанса, отсутствия или слабости ротового выдоха, образуются на уровне глотки или гортани, с участием в артикуляции корня языка, превращаясь в звуки, сходные с [к], [г]. Искажение звуков происходит вследствие ограничения подвижности верхней губы и деформаций зубного ряда (в частности, протрузии межчелюстной кости). Последнее нарушение в некоторых случаях бывает настолько сильным, что губное смыкание становится невозможным.

Язычных согласные фонем

Переднеязычные звуки[т], [т`], [д], [д`]в большинстве случаев заменяются гортанными и глоточными образованиями, похожими на сильно искаженные звуки [к], [к`], [г], [г`], вследствие участия в артикуляции корня языка. или отсутствуют из-за неправильного уклада органов артикуляции и слабости воздушной струи. Язык обычно распластан в полости рта, его корень напряжен, передняя часть спинки языка не образует смычки с альвеолами, кончик языка лежит на дне полости рта.

Изобразите на логопедическом профиле положе­ние органов артикуляции при произношении звуков ш, ж, у ребенка с ринолалией на почве врожденной неб­ной патологии. Сравните эти артикулемы с артикулемами шипящих звуков в норме.

Перечислите нарушения произносительной стороны речи при ринолалии - student2.ru Перечислите нарушения произносительной стороны речи при ринолалии - student2.ru

Как образуются заднеязычные звуки к, г, х у ре­бенка с ринолалией? Нарисуйте их логопедические про­фили, сравните с образованием этих звуков в норм

Заднеязычные звуки [к], [к`], [г], [г`] могут отсутствовать или образуются на уровне глотки или гортани. Происходит так называемая фарингализация звуков за счет напряжения стенок глотки.

Перечислите нарушения произносительной стороны речи при ринолалии - student2.ru

Перечислите нарушения произносительной стороны речи при ринолалии - student2.ru

Наши рекомендации