Программа духовно – нравственного развития, воспитания
Программа духовно-нравственного развития глухих обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
В основу этой программы положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества.
Программа предусматривает приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Программа должна обеспечивать:
организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;
формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Программа должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения глухих обучающихся), формы организации работы.
Программа духовно-нравственного развития самостоятельно разрабатывается образовательной организацией с учетом специфики образовательных потребностей разных групп глухих обучающихся, определяемых личностными, семейными, общественными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья, включая:
становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
выявление и развитие возможностей и способностей обучающихся, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
достижение предметных, метапредметных и личностных результатов в обучении и развитии обучающихся.
3.2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового
и безопасного образа жизни
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна обеспечивать:
• формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
• пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;
• формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
• формирование установок на использование здорового питания;
• использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей,
• развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
• соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
• формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
• становление умений противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
• формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
• формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни самостоятельно разрабатывается образовательной организацией на основе программы, разработанной для общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательных потребностей разных групп глухих обучающихся.