Обследование словарного запаса
наименование словаря | ОНР – 2 уровня | ОНР – 3-4 уровня |
Предметный словарь | 1. Понимание слов, обозначающих предметы: ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ 2.Звукоподражание: как тикают часы?_____________________ как лает собака?_______________________ как кричит петух? ______________________ как мяукает кошка?_______________________ как мычит корова? _______________________ как хрюкает свинья?______________________ 3.Назови, кто (что) нарисован на картинке: _______________________________________ _______________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ 4. Обобщение: мяч, кукла, машинка – это_______________ тарелка, чашка, ложка – это___________________ ромашка, роза. одуванчик – это__________________ береза, ель, дуб –это____________________________ | 1. Как ты понимаешь слова: холодильник________________________________ ___________________________________________ пылесос____________________________________ ___________________________________________ 2. Назови и покажи, из каких частей состоит: чайник_____________________________________ ____________________________________________ стул________________________________________ ____________________________________________ 3. Ответь на вопросы: чем режут хлеб?_______________________________________ чем едят суп?__________________________________________ чем пилят дрова?_______________________________________ чем забивают гвозди?___________________________________ чем копают землю?_____________________________________ чем подметают пол?____________________________________ 4.Обобщение: свитер, платье, шорты –это__________________ сапоги, туфли, тапочки – это__________________ блюдце, сковорода, кастрюля – это_____________ помидор, огурец, лук – это___________________ яблоко, груша, виноград – это _________________ кошка, собака, корова – это ___________________ автобус, трамвай, поезд – это ________________ голубь, синица, аист – это ___________________ 5.Назови детенышей: у кошки_________________у собаки__________________ у лошади________________у коровы___________________ у свиньи_________________у ежа_____________________ у зайца__________________у белки____________________ у лисы___________________у курицы_________________ 6. Назови профессии: кто водит машину?_____________________________ кто продает продукты, вещи? _____________________ кто стрижет волосы?_____________________________ кто шьет одежду? ________________________________ кто управляет самолетом? _________________________ кто готовит пищу? ________________________________ кто учит детей? ___________________________________ |
Словарь признаков | 1. Понимание слов, обозначающих признаки предметов: большой_______ маленький________ синий________ чистый_________ грязный_______ красный________ зеленый ________ желтый_______ далеко_________ близко________ высоко ________ низко___________ | 1. Подбор прилагательных к существительным: лимон какой?______________________________________ платье какое? _____________________________________ лиса какая? _______________________________________ 2. Подбор антонимов: широкий - _______________ длинный - ______________ высокий - _______________ веселый - _______________ светлый - _______________ большой - ________________ прямой - _________________ сухой - __________________ холодный - ______________ легкий - _________________ 3.Образование прилагательных от существительных: ручка сделана из пластмассы. Значит она какая?_________ сумка из кожи- _____________________________________ матрешка из дерева - _______________________________ сок из яблок - _______________________________________ шуба из меха - ______________________________________ стакан из стекла - __________________________________ 4. Образование притяжательных прилагательных: д/и «Чей хвост?»____________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ д/и «Чья голова?»____________________________________ ___________________________________________________ ___________________________________________________ |
Глагольный словарь | 1. Понимание слов, обозначающих действия: покажи, где мальчик идет___________ сидит_______ ловит__________ несет___________ ест___________ копает_________ бежит_________ лежит_________ 2. Назови, кто что делает: _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ _______________________________________________ | 1. Назови, что делает: повар - _________________ продавец - _________________ учитель - _______________ врач - _____________________ рыба - __________________ змея - ____________________ 2. Кто как подает голос: кошка - _________________ собака -_________________ утка - __________________ корова - __________________ петух - _________________ лягушка - _________________ гусь - ___________________ свинья - __________________ |
Словарь наречий | 1. Образование качественных наречий: как ползает черепаха? _____________________________ как скачет конь? _________________________________ если время года зима, то на улице…___________________ если время года лето, то на улице…____________________ если ночь, то на улице…. _____________________________ если день,то на улице…______________________________ |
ОБСЛЕДОВАНИЕ РЕБЕНКА, ПОСТУПИВШЕГО В СРЕДНЮЮ, СТАРШУЮ, ПОДГОТОВИТЕЛЬНУЮ ГРУППУ.
1. Умственное развитие____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Понимание речи________________________________________________________
3. Строение артикуляционного аппарата _____________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Подвижность органов артикуляционного аппарата ___________________________
________________________________________________________________________
5.Произношение звуков ________________________________________________
________________________________________________________________________
6. Фонематический слух и восприятие _______________________________________
7. Темп речи _______________ Голос ________________ Дыхание ______________
8. Словарный запас _______________________________________________________
________________________________________________________________________
9. Слоговая структура слова ________________________________________________
________________________________________________________________________
10. Грамматический строй речи _____________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Связная речь _________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Речевое заключение ____________________________________________________
________________________________________________________________________
Обследование слоговой структуры слова
уровень слоговой наполняемости | ОНР – 2 уровня | ОНР -3-4 уровня |
двухсложные слова из открытых разных слогов | вода, муха, ваза, лето, зима, поле, каша, небо, маки. | |
трехсложные слова из открытых слогов | панама, машина, волосы, голова, кубики, собака. | |
односложные слова | сон, дом, сок, мед, нос, пух, чай, шаг, ночь, мир, гол. | |
двухсложные слова со стечением согласных внутри слова | кошка, шапка, вилка, кукла, сумка, миска, палка. | |
трехсложные слова со стечением согласных | бабушка, играли, загадка, фабрика, палатка, пятница. | |
односложные слова со стечением согласных в начале слова | стул, знак, стол, круг, труд, хлеб, холм, твой | |
четырехсложные слова из открытых слогов | пирамида, гусеница, | |
многосложные структуры | строительство, милиционер, велосипед, аквариум, понедельник, поговорка, экскурсия, железнодорожный. |
Обследование звуковой стороны речи
строение артикуляционного аппарата | подвижность органов артикуляционного аппарата | |||||||||||||||||||||
губы | зубы | язык | нёбо | увуля | выполнение движений | удерживание позы | чередование движений | |||||||||||||||
«улыбка» | «трубочка» | сделать язык широким | сделать язык узким | «парус» | «горка» | «улыбка» | «трубочка» | широкий язык | узкий язык | «парус» | «горка» | «улыбка – трубочка» | широкий – узкий язык | «парус – горка» | наличие саливации, синкенезий (слюнотечение, сопутствующие движения) | |||||||
средняя группа | ||||||||||||||||||||||
старшая группа | ||||||||||||||||||||||
подгот. группа |
РЕЧЕВАЯ КАРТА
1. Фамилия, имя ребенка___________________________________________________
2. Дата рождения__________________ Национальность _________________________
3. Домашний адрес_________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. В какую группу поступил _________________________________________________
5. Дата поступления________________________ № направления__________________
6. Речевой диагноз при поступлении__________________________________________
7. Сопутствующие диагнозы ________________________________________________
8. Получал ли ранее логопедическую помощь __________________________________
9. Ф.И.О. мамы____________________________________________________________
Место работы, должность _________________________________________________
Национальность ______________________ Образование _______________________
9. Ф.И.О. папы____________________________________________________________
Место работы, должность _________________________________________________
Национальность ______________________ Образование _______________________
10. Количество детей в семье_____________, есть ли у них речевые патологии (если
есть, указать какие)______________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
11. Заключения специалистов: психиатр________________________________________
Отоларинголог __________________________________________________________
Невролог_______________________________________________________________
12.Анамнез: как протекала беременность: нормально, с токсикозом в 1, 2 половине.
Перенесенные заболевания во время беременности___________________________
_______________________________________________________________________
Были ли травмы во время беременности_____________________________________
Какие были роды: в срок, преждевременные, стремительные, затяжные,
нормальные, осложненные (чем?) __________________________________________
13.Физическое развитие: когда ребенок начал держать голову_______, сидеть_____, стоять______, ползать _____, ходить _____
14.Речевое развитие: когда появились лепет ______, гуление ______, слова ______,
фраза _____
15.Какие заболевания перенес ребенок до 3 лет ________________________________
_______________________________________________________________________
16.Речевое окружение______________________________________________________
_______________________________________________________________________
17.Хронические заболевания ребенка _________________________________________
__________________________________________________________________________
18. Как сам ребенок относится к речевому дефекту ______________________________
__________________________________________________________________________