Элементы тайм-менеджмента в учебной работе.
Термин «тайм-менеджмент» отражает наиболее распространенное определение сферы управленческой деятельности, оформившейся в самостоятельное направление менеджмента организации к 70-м г.г. XX века.
записывайте идеи
Сидя на парах или прогуливаясь по городу, мы часто спонтанно генерируем интересные идеи. Обычно они как-то связаны с тем, чем мы занимались накануне или только планируем заняться, — будь то работа, учеба или что-то еще. Ценные мысли нужно как можно скорее зафиксировать — записать на бумаге, сохранить в виде текстовой заметки в мобильнике или начитать в диктофон, не надеясь на свою память. Эти записи впоследствии сэкономят вам уйму времени.
заведите ежедневник
Сойдет любая записная книжка подобного формата. Главное, чтобы у вас было нечто способное хранить на своих страницах, как отрывочные мысли, так и развернутые планы.
определите важные цели
Речь идет о таких масштабных вещах, как, скажем, окончить университет с красным дипломом, найти работу, изучить иностранный язык, получить водительские права, научиться играть на музыкальном инструменте и т.п.
Цели должны быть действительно интересными, конкретными и не заоблачными. Реальность достижения каждой из них очень важна, поскольку именно она будет мотивировать к действию. Нет смысла мечтать о Ferrari, если сейчас вы живете на одну стипендию. Для начала нацельтесь, к примеру, на старенький Reno.
Определившись с «глобальными» целями, запишите их в своем ежедневнике на видном месте, например, на первой странице. Впоследствии время от времени просматривайте этот список, дополняя или сокращая, а также просто освежая его в памяти. Но не откладывайте данный перечень в сторону! Разбейте каждую крупную цель на мелкие пункты. Подцели также могут дополнительно дробиться, пока не превратятся в набор легко выполнимых дел.
составьте перечень текущих задач
Допустим, одна из важных целей — красный диплом, поэтому надо завершить семестр с отличными оценками. Замечательно. Значит, дополнительными целями будут вовремя и качественно подготовленные две курсовые, шесть контрольных и десять рефератов (или что-то в этом роде). Записав на отдельной странице все эти задачи, начинаем расправляться с ними по порядку.
Чтобы написать первую курсовую работу, необходимо:
а) поискать информацию в Интернете;
б) поискать информацию в библиотеке;
в) составить список литературы;
г) написать план работы;
д) написать вступление;
е) написать первую часть;
ё) написать вторую часть;
ж) написать выводы.
Запишите все это в виде списка в ежедневнике и начинайте с пункта «а». Выполнив, вычеркните его, немного отдохните и переходите к пункту «б». И так до тех пор, пока все этапы не будут вычеркнуты, а на столе не окажется распечатанная курсовая работа.
определите приоритеты
Делается это просто. Составьте перечень текущих задач, включив в него все висящие на вас дела. Список желательно не нумеровать, чтобы потом подсознательно не воспринимать пункты, стоящие на первых позициях, как более важные по сравнению со следующими ниже.
Затем обведите красными рамками задачи, которые нужно решить в первую очередь. Основной критерий выделения — важность, а не срочность. Таких весомых дел должно быть максимум два-три. Далее зелеными обводками выделите еще две-три задачи, которые тоже нужно сделать в ближайшее время.
Оставшиеся пункты никак не выделяйте. Более того — забудьте о них до тех пор, пока не будут вычеркнуты сначала их «красные», а потом и «зеленые» соседи.
займитесь неприятными делами
Неприятные задания, которые студент вынужден выполнять во время обучения в вузе, никуда от него не денутся, сколько бы он их ни откладывал на завтра. Если вы поймали себя на мысли, что очень не хотите писать реферат — тут же начинайте его готовить! Не убеждайте себя, что займетесь этим через денек-другой, приступайте к делу без промедления. А чтобы обмануть свое «не хочу», занимайтесь не рефератом в целом, а небольшими задачами, на которые вы его разобьете с помощью планирования.
избавьтесь от «пожирателей» времени
Так как почти все студенческие задания сегодня выполняются на компьютере, в первую очередь нужно оградить себя от «тлетворного влияния» разных компьютерных штучек. Если вы включили свой ПК или ноутбук с четким желанием поработать, отключите «аську», не проверяйте электронную почту, не «мониторьте» новостные порталы и прогнозы погоды, не запускайте «фоном» очередную серию «Доктора Хауса» или STALKER. Малейшее движение в эту сторону, и вы рискуете безмятежно окунуться в омут прокрастинации.
С музыкой все не так однозначно: если она помогает сосредоточиться и абстрагироваться от обстановки (для обитателей общежитий это особо актуально) — можно включить.
9. Планирование учебной работы и научных исследований: этапы, содержание и структура.
Достижение высоких результатов в подготовке учащихся по курсу ОБЖ во многом зависит от качества планирования учебного процесса, которое должно обеспечивать логическую последовательность и обоснованную связь при изучении тем, а также наращивание знаний, навыков и умений обучаемых.
Правильное планирование обеспечивает:
− необходимое направление, структуру и качество обучения;
− рациональное распределение времени на темы учебного материала;
− логичную организацию практических навыков и умений;
− продуманное использование учебных пособий, технических средств обучения и оборудования.
Перед планирование следует провести подготовительную работу, заключающуюся в сборе и обработке различной информации, которая систематизируется и обобщается.
Прежде всего, анализируются действующие образовательные программы и учебные издания, включенные в «Перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации на учебный год». Далее изучается методическая литература, наглядные и учебные пособия, различные справочные и статистические данные, а также ведомственные рекомендации по тематике ОБЖ.
При проведении этой работы наряду с традиционными источниками информации следует активнее использовать глобальную информационную сеть Интернет. В первую очередь ее русскоязычные ресурсы:
− законы Российской Федерации и указы Президента Российской Федерации;
− сайты Министерства обороны Российской Феде рации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации;
− правила поведения в экстремальных ситуациях;
− данные о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (поиск в системах «Рамблер»);
− инструкции, рекомендации и сведения медицинского характера;
− методические разработки учебных заведений.
Необходимо внимательно ознакомиться с учебными программами смежных дисциплин с целью наиболее эффективного использования в учебном процессе межпредметных связей.
Проделав подготовительную работу и решив вопросы содержания, объемов, сроков и обеспечения курса, следует приступить к непосредственной разработке плановых документов.
− При составлении планов следует учитывать:
− общую продолжительность курса;
− организацию подачи материала (от простого к сложному, объединение связанных между собой вопросов и т. д.);
− время, отводимое для изучения каждой темы;
− время, необходимое для повторения, закрепления и систематизации знаний, навыков и умений;
− уровень подготовки обучаемых и сложность тем при определении вида занятия;
− методы оценки.
Планирование обычно осуществляется на нескольких уровнях: комплексном, тематическом и поурочном.
10. Особенности учебной работы на лекциях (техника конспектирования, тренировка внимания, умение задавать вопросы).
Лекционная форма обучения в вузе, в отличие от средней школы является главной. Именно лекция должна дать студенту путеводную нить, помочь ему не захлебнуться в потоке информации, обрести ориентиры, отобрать необходимое и полезное. Вузовская лекция не только дает глубокие и разносторонние знания, но и максимально способствует воспитанию и развитию студента, формирует глубокую идейную убежденность, развивает творческие способности.
Работа студента на лекции требует определенных учебных умений.
Умение эффективно слушать. Студенту необходимо быть готовым к лекции и ее записи до прихода лектора в аудиторию, так как именно в первую минуту объявляется тема, формулируется основная цель, дается перечень важнейших вопросов. Без этого дальнейшее понимание лекции затрудняется.
Слышание на лекции фактически является лишь первым шагом в процессе осмысленного слушания, который включает в себя несколько этапов, начиная от слышания речи и кончая оценкой сказанного. Процесс слушания и понимания требует подчас значительного умственного напряжения и бывает затруднен целым рядом причин.
1. Высокая скорость умственной деятельности. Мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим. Поэтому, когда кто-либо говорит, у слушающего достаточно времени, чтобы отвлечься от разбираемой темы.
2. Избирательность внимания. Мы с детских лет привыкли слышать одновременно многое, не уделяя всему предельного внимания. Попытка внимательно слушать все была бы непосильным занятием. Поэтому мы приучаемся последовательно выбирать то, что представляет для нас наибольший интерес. Эта присущая нам привычка переключать внимание с объекта на объект затрудняет фиксирование внимания.
3. "Антипатия" к чужим мыслям. Нам легче следовать своим мыслям, нежели заставлять себя следить за тем, что говорит другой.
4. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у нас потребность немедленно возразить. Мы уже не слушаем. Мысли заняты формулированием комментариев. [8,с. 253]
На основе перечисленных трудностей слушания у некоторых людей вырабатываются дурные привычки, затрудняющие установление контакта с выступающим:
повышенное внимание к недостаткам в наружности, речи говорящего и его манерам;
привычка слушать выступающего, не глядя на него (хорошие ораторы подкрепляют свою речь выразительными жестами и богатой мимикой);
повышенная восприимчивость к незначительным отвлекающим моментам (шарканье ногами, кашель и т. д.);
поспешная оценка темы и вывод о том, что в выступлении не будет ничего нового или ценного, преждевременное заключение о том, что положения доклада неверны или не заслуживают внимания; как следствие этого, поспешный отказ от усилий слушать выступающего;
отрицательная эмоциональная реакция на всякое противоречие (в том числе и необходимое) в ходе рассуждений лектора;
показное внимание в случаях, когда на самом деле голова занята другими заботами. [5,с. 93]
Несколько советов по оптимизации процесса слушания:
1. Выделение основных положений. Нельзя понять и запомнить все, что говорит выступающий, однако можно выделить основные моменты.
2. Поэтапный анализ и обобщение. Во время выступления необходимо постоянно анализировать и обобщать положения, раскрываемые в речи говорящего.
3. Опережение речи выступающего. Если выступление вызывает интерес, то появляется естественное желание предугадать следующее положение. При отсутствии такого интереса можно прибегнуть к сознательной установке на предугадывание дальнейшего содержания.
Выполнение данных рекомендаций требует от студента систематической тренировки. [4,с. 112]
Составление конспекта лекции. Совершенно очевидно, что слушание лекции является лишь одной стороной единого процесса усвоения материала на лекции. Даже самая хорошая память не в состоянии удержать огромного потока информации, сообщаемой лектором. Поэтому лекцию необходимо записывать. Надо научиться правильно записывать лекции, вести краткие конспекты, где формулировались бы наиболее важные моменты, основные положения, излагаемые лектором.
Хорошие результаты в выработке умения выделять основную информацию дает известный приём, названный условно приемом фильтрации и сжатия текста, который включает в себя две операции:
1. Разбивку текста на части по смыслу.
2. Нахождение в каждой части текста одного слова краткой фразы или обобщающей короткой формулировки, выражающих основу содержания этой части.
Практика в составлении структурно-логических схем поможет студенту научиться наглядно представлять изучаемый материал, целостно схватывать его структуру, правильно обобщать и систематизировать научные факты и понятия. [6,с. 146]