Творительный падеж (Доволен чем?)

В творительном падеже тоже имеются только два окончания: -ами, -ями.

Окончание -ами (распространенное)

Взрослый есть анчары баобабы березы буки ветлы вязы гранатники дубы ивы каштаны кедры кипарисы клены липы Ребенок доволен анчарами баобабами березами буками ветлами вязами гранатниками дубами ивами каштанами кедрами кипарисами кленами липами
лиственницы осины пальмы пихты платаны рябины саксаулы сосны тисы чинары эвкалипты лиственницами осинами пальмами пихтами платанами рябинами саксаулами соснами тисами чинарами эвкалиптами

Окончание -ями (редкое)

Взрослый есть ели секвойи тополя ясени Ребенок доволен елями секвойями тополями ясенями

Любуемся мы соснами, каштанами, осинами Деревья все зелёные и не бывают синими.

Под липами, берёзами, Под ивами и клёнами

Лежат листочки жёлтые, Хоть были все зелёными.

Под хвойными деревьями - Под соснами, под елями - Всю землю замело вдруг Белыми метелями.

Предложный падеж (Думаю о чем?)

Это единственный падеж, который без предлогов вообще не употребляется, однако мы не можем обойти его в данной главе, хотя она посвящена окончаниям имен существительных, употребляемых без предлогов. В этом падеже во множественном числе могут быть только два типа окончаний: -ах и -ях.

Окончание -ах (распространенное)

Взрослый есть анчары баобабы Ребенок думаю об анчарах о баобабах  
березы буки вязы гранатники дубы ивы каштаны кедры кипарисы липы лиственницы осины пальмы пихты платаны рябины саксаулы сосны тисы чинары эвкалипты о березах о буках о вязах о гранатниках о дубах об ивах о каштанах о кедрах о кипарисах о липах о лиственницах об осинах о пальмах о пихтах о платанах о рябинах о саксаулах о соснах о тисах о чинарах об эвкалиптах

Окончание -ях (редкое)

Взрослый есть ели секвойи тополя ясени Ребенок думаю о елях о секвойях о тополях о ясенях

Вспомнил я об ивах, берёзах, тополях - Деревьями любимыми украшена земля!

Помним мы о каштанах, платанах, осинах,

О берёзах, дубах, елях, липах и клёнах красивых.

Есть дерево МАНГО. Не видел я МАНГО, Хоть думал о МАНГО.

И лишь на последнем, заключительном этапе работы, когда ребенок хорошо овладеет навыком образования окончаний слов по аналогии, следует предъявлять ему слова в том порядке, в каком они даны в именительном падеже (см. с. 112-113). Ребенок в этом случае должен будет правильно употреблять любые окончания слов в любом порядке, например: анчары - анчаров, березы - берез, ветлы - ветел, ели - елей и т. д.

ЦВЕТЫ

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание -ы (распространенное)

Взрослый есть астра георгин гербера гиацинт гладиолус горицвет ирис кактус лотос мальва нарцисс олеандр пион роза тюльпан флокс хризантема цикламен Ребенок есть (вижу) астры георгины герберы гиацинты гладиолусы горицветы ирисы кактусы лотосы мальвы нарциссы олеандры пионы розы тюльпаны флоксы хризантемы цикламены

Окончание -и (распространенное)

Взрослый есть бессмертник василек гвоздика колокольчик Ребенок есть (вижу) бессмертники васильки гвоздики колокольчики
кувшинка ландыш лютик незабудка одуванчик подснежник ромашка фиалка кувшинки ландыши лютики незабудки одуванчики подснежники ромашки фиалки  
       

Окончание -ии (редкое)

Взрослый есть азалия гортензия лилия настурция Ребенок есть (вижу) азалии гортензии лилии настурции

Несклоняемое: АЛОЭ.

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание -ов (распространенное)

Взрослый есть бессмертники васильки георгины гиацинты гладиолусы горицветы ирисы кактусы колокольчики лотосы лютики одуванчики олеандры подснежники тюльпаны флоксы цикламены Ребенок нет бессмертников васильков георгинов гиацинтов гладиолусов горицветов ирисов кактусов колокольчиков лотосов лютиков одуванчиков олеандров подснежников тюльпанов флоксов цикламенов  
Взрослый есть ландыши Ребенок нет ландышей
       

Окончание -ий (редкое)

Взрослый есть азалии гортензии лилии настурции Ребенок нет азалий гортензий лилий настурций

Со вставочной гласной (редкие случаи)



Взрослый есть кувшинки незабудки ромашки фиалки Ребенок нет кувшинок незабудок ромашек фиалок

Без окончаний (редкие случаи)

Взрослый есть астры гвоздики мальвы розы хризантемы Ребенок нет АСТР ГВОЗДИК МАЛЬВ РОЗ ХРИЗАНТЕМ

Много в наших краях видим мы георгинов, Колокольчиков, лютиков и васильков. Одуванчиков много в полях и в низинах, А вот кактусы встретить я был не готов.

Не видел я лилий, настурций, азалий, И мне лишь случайно о них рассказали. Гортензий я тоже нигде не встречал, Но все же о них почему-то мечтал.

Ландышей в мае я видел так много, Только не взял их с собою в дорогу.

Кувшинок много на воде, А незабудок в поле. Ромашек много на лугу, А вот фиалок не найду.

Много АСТР, МАЛЬВ и РОЗ, ХРИЗАНТЕМ и ГВОЗДИК, Любоваться цветами уж давно я привык.

Сколько ландышей, РОЗ и подснежников! Я любуюсь цветочками нежными. Много лилий, ромашек, нарциссов, Только нет средь цветов кипарисов...

Дательный падеж (Рад чему?)

В этом падеже, как и в предыдущей тематической группе слов (деревья), имеются только два вида окончаний: -ам и -ям.

Окончание -ам (распространенное)

Взрослый есть астры бессмертники васильки гвоздики георгины герберы гиацинты гладиолусы горицветы ирисы кактусы колокольчики кувшинки ландыши лотосы лютики мальвы Ребенок рад астрам бессмертникам василькам гвоздикам георгинам герберам гиацинтам гладиолусам горицветам ирисам кактусам колокольчикам кувшинкам ландышам лотосам лютикам мальвам
нарциссы незабудки одуванчики олеандры пионы подснежники розы ромашки тюльпаны фиалки флоксы хризантемы цикламены нарциссам незабудкам одуванчикам олеандрам пионам подснежникам розам ромашкам тюльпанам фиалкам флоксам хризантемам цикламенам

Окончание -ям (редкое)

Взрослый есть азалии гортензии лилии настурции Ребенок рад азалиям гортензиям лилиям настурциям

Очень рад я ромашкам, хризантемам и розам, Незабудкам, кувшинкам и василькам. Посмотрев на цветы, обратился к морозам, Чтоб они не спешили особенно к нам.

К одуванчикам, розам, подснежникам Отношусь я с особою нежностью.

К камелиям, азалиям, гортензиям и лилиям Уж очень осторожно с тобою подходили мы.

Творительный падеж (Доволен чем?)

В этом падеже, как и в предыдущей тематической группе слов (деревья), имеются только два типа окончаний: -ами и -ями.

Окончание -ами (распространенное)

Взрослый есть астры бессмертники васильки георгины герберы гиацинты гладиолусы горицветы ирисы кактусы колокольчики кувшинки ландыши лотосы лютики мальвы нарциссы незабудки одуванчики олеандры пионы подснежники розы ромашки тюльпаны фиалки флоксы хризантемы цикламены Ребенок доволен астрами бессмертниками васильками георгинами герберами гиацинтами гладиолусами горицветами ирисами кактусами колокольчиками кувшинками ландышами лотосами лютиками мальвами нарциссами незабудками одуванчиками олеандрами пионами подснежниками розами ромашками тюльпанами фиалками флоксами хризантемами цикламенами

Окончание -ями (редкое)

Взрослый есть азалии гортензии лилии настурции Ребенок доволен азалиями гортензиями лилиями настурциями

Доволен георгинами, пионами, гвоздиками, И астрами, и розами, и цветами дикими.

Я любуюсь васильками и подснежниками, Колокольчиками, одуванчиками нежными, Хризантемами, нарциссами, герберами, Незабудками и лилиями белыми.

Предложный падеж (Думаю о чем?)

Данный падеж, как и в предыдущей тематической группе слов, также имеет только два типа окончаний: -ах и -ях.

Окончание -ах (распространенное)

Взрослый есть астры бессмертники васильки георгины герберы гиацинты гладиолусы горицветы ирисы кактусы колокольчики кувшинки ландыши лотосы лютики мальвы нарциссы незабудки одуванчики олеандры пионы подснежники розы ромашки тюльпаны Ребенок думаю об астрах о бессмертниках о васильках о георгинах о герберах о гиацинтах о гладиолусах о горицветах об ирисах о кактусах о колокольчиках о кувшинках о ландышах о лотосах о лютиках о мальвах о нарциссах о незабудках об одуванчиках об олеандрах о пионах о подснежниках о розах о ромашках о тюльпанах  
фиалки флоксы цикламены о фиалках о флоксах о цикламенах
       

Окончание -ях (редкое)

Взрослый есть азалии гортензии лилии настурции Ребенок думаю об азалиях о гортензиях о лилиях о настурциях

Думал я о пионах, георгинах, гвоздиках, Одуванчиках белых и о лютиках диких.

Мечтали мы о лилиях, азалиях, камелиях, Но нигде найти их так и не сумели мы. И о гортензиях мы думали немного, Когда пускаться собирались в путь-дорогу.

Несклоняемое: АЛОЭ.

Люблю я АЛОЭ, Любуюсь АЛОЭ, Мечтал об АЛОЭ.

ФРУКТЫ

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание -ы (распространенное)

Взрослый есть абрикос ананас апельсин банан гранат лимон мандарин слива Ребенок есть (вижу) абрикосы ананасы апельсины бананы гранаты лимоны мандарины сливы
Взрослый есть вишня груша персик черешня яблоко Ребенок есть (вижу) вишни груши персики черешни яблоки

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание -ов (распространенное)

Взрослый есть абрикосы ананасы апельсины бананы гранаты лимоны мандарины персики Ребенок нет абрикосов ананасов апельсинов бананов гранатов лимонов мандаринов персиков

Со вставочной гласной (единичные случаи)

Взрослый есть вишни черешни Ребенок нет вишен черешен

Без окончаний (единичные случаи)

Взрослый есть груши сливы яблоки Ребенок нет ГРУШ СЛИВ ЯБЛОК

Купили мы лимонов, апельсинов, Но не нашли бананов, мандаринов.

Абрикосов и персиков много в саду, Но ананасов я там не найду.

Нам хотелось вишен и ещё черешен, Но поход за ними был не так успешен.

Хоть ЯБЛОК нынче урожай большой,

Но ГРУШ и СЛИВ не встретим мы с тобой.

Дательный падеж (Рад чему?)

Как и в предыдущих случаях, окончаниями дательного падежа являются только -ам и -ям.

Окончание -ом (распространенное)

Взрослый есть абрикосы ананасы апельсины бананы груши лимоны мандарины персики сливы яблоки Ребенок рад абрикосам ананасам апельсинам бананам грушам лимонам мандаринам персикам сливам яблокам

Окончание -ям (единичные случаи)

Взрослый есть вишни черешни Ребенок рад вишням черешням

Подошёл к бананам, яблокам и грушам, Но мне вдруг захотелось персиков покушать.

Мы радуемся сливам, апельсинам, Лимонам, абрикосам, мандаринам.

К вишням и черешням мы подходим, Но лишь ветки там одни находим.

Творительный падеж (Доволен чем?)

В данном падеже, как и в предыдущих случаях, есть только два типа окончаний: -ами и -ями.

Окончание -ами (распространенное)

Взрослый есть абрикосы ананасы апельсины бананы груши лимоны мандарины персики сливы яблоки Ребенок доволен абрикосами ананасами апельсинами бананами грушами лимонами мандаринами персиками сливами яблоками

Окончание -ями (редкое)

Взрослый есть вишни черешни Ребенок доволен вишнями черешнями

Довольны мы лимонами, персиками, грушами. Так что из этих фруктов мы с тобой покушаем?

Вишнями, черешнями доволен бы я был, Если б мне сегодня их кто-нибудь купил.

Предложный падеж (Думаю о чем?)

В этом падеже, как и в предыдущих случаях, имеются только окончания -ах и -ях.

Окончание -ах (распространенное)

Взрослый есть абрикосы ананасы апельсины бананы Ребенок думаю об абрикосах об ананасах об апельсинах о бананах
груши лимоны мандарины персики сливы яблоки о грушах о лимонах о мандаринах о персиках о сливах о яблоках  
       

Окончание -ях (единичные случаи)

Взрослый есть вишни черешни Ребенок думаю о вишнях о черешнях

Думаю о грушах, лимонах, мандаринах, О бананах сладких и об апельсинах. О вишнях и черешнях буду думать тоже, Если мне найти их кто-нибудь поможет.

Вспомнил я о яблоках, ананасах, сливах, О сладких абрикосах и персиках красивых.

ОВОЩИ

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание -ы (распространенное)

Взрослый есть баклажан боб огурец перец помидор репа свекла тыква Ребенок есть (вижу) баклажаны бобы огурцы перцы помидоры репы свеклы тыквы

Окончание -и (редкое)

Взрослый есть артишок кабачок редиска Ребенок есть (вижу) артишоки кабачки редиски

Родительный падеж (Нет чего?)

Окончание -ов

Взрослый есть артишоки помидоры кабачки огурцы баклажаны Ребенок нет артишоков помидоров кабачков огурцов баклажанов (БАКЛАЖАН)

Со вставочной гласной (редкие случаи)

Взрослый есть перцы редиски свеклы Ребенок нет перцев редисок свекол

Без окончаний (единичные случаи)

Взрослый есть репы тыквы Ребенок нет РЕП ТЫКВ

Несклоняемое: КОЛЬРАБИ (вид капусты).

В огородах много ТЫКВ и кабачков, Помидоров, свёкол, РЕП и огурцов.

Здесь много баклажанов и редисок, Перцев, артишоков и сосисок. Что же здесь лишнее в этом раду? Что-то сама я никак не найду!

Вид капусты - КОЛЬРАБИ. Мы купили КОЛЬРАБИ, Мы довольны КОЛЬРАБИ, Говорим о КОЛЬРАБИ.

Ввиду практически полной однотипности окончаний существительных множественного числа в дательном, творительном и предложном падежах, в чем можно легко убедиться на всех приведенных выше примерах, далее будут рассмотрены только значительно более сложные для усвоения детьми окончания родительного падежа. Окончания же трех названных падежей в ходе предыдущих упражнений должны быть усвоены детьми настолько, что будут правильно употребляться ими в любых, в том числе и незнакомых, словах. Периодически это необходимо проверять и подкреплять путем предъявления ребенку соответствующих заданий.

ГРИБЫ

Именительный и винительный падежи (Есть что? Вижу что?)

Окончание -и (распространенное)

Взрослый есть боровик волнушка горькушка груздь лисичка моховик петушок подберезовик подосиновик поганка рыжик свинушка сморчок строчок сыроежка Ребенок есть (вижу) боровики волнушки горькушки грузди лисички моховики петушки подберезовики подосиновики поганки рыжики свинушки сморчки строчки сыроежки

Окончание -ы (единичное)

Взрослый есть мухомор Ребенок есть (вижу) мухоморы

Окончание -а (единичные случаи)

Взрослый есть масленок опенок Ребенок есть (вижу) маслята опята (опенки)

Наши рекомендации