Цель и ожидаемые результаты учебной практики
Формирование компетенций:
-готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (ОПК-4);
-готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, профилактической направленности, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);
-способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК- 6).
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты
Знали:
· основные теории обучения и воспитания, закономерности, индивидуальные особенности развития детей разного возраста;
· основные образовательные программы для детей дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста;
· специфику деятельности социального педагога в общеобразовательных школьных, дошкольных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей и подростков;
Умели:
- определять проблемное поле социально-педагогической деятельности;
- правильно подобрать диагностические методики, аргументировать свой выбор;
· провести эмпирическое исследование;
· анализировать полученные результаты исследования;
Владели:
· современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой социально-педагогической проблеме;
· способами конструктивного межличностного взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
· умением создания научного текста по результатам исследования и его интерпретации.
2.1. Содержание инвариантных заданий на учебно-исследовательскую практику в соотношении с формами отчетности по заданиям и формируемыми компетенциями:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Составить социальный паспорт учреждения | Социальный паспорт | ОПК - 4 |
2. | Изучить направления деятельности социального педагога учреждения. | Письменный анализ должностной инструкции социального педагога учреждения(по форме) | ОПК – 4 |
3. | Ознакомиться с основными образовательными и (или) социально-педагогическимипрограммами и программами дополнительного образования детей и подростков, реализуемых на базе образовательного учреждения | Письменный перечень программ, реализуемых на базе учреждения с краткой аннотацией на каждую программу. | ОПК -4 |
4. | Составить обобщенную характеристику личности ребенка (подростка) | Письменная характеристика личности ребенка (подростка) (по форме) | ОПК - 4 |
5. | Провести включенное наблюдение мероприятия с детьми (подростками) социально-педагогической направленности | Протокол включенного наблюдения | ОПК – 5, ОПК - 6 |
6. | Проанализировать собственную деятельность в ходе практики | Рефлексивный отчет | ОПК – 4, ОПК - 6 |
2.2. Содержание вариативных заданий, выполняемых в ходе учебно-исследовательской практики:
№ п/п | Формулировка задания | Форма отчетности | Формируемые компетенции |
1. | Изучить специальную литературу по проблемам общего и дополнительного образования детей и подростков | Аннотированный список литературы по исследуемой проблеме | ОПК - 4 |
2. | Ранжировать программы общего и дополнительного образования детей и подростков, реализуемые на базе учреждения | Ранжированный список программ (по одному из критериев) | ОПК – 5, ОПК - 6 |
3. | Описать конфликтную ситуацию взаимодействия субъектов образовательного процесса | Письменное описание ситуации с предложениями по ее урегулированию | ОПК – 4, ОПК – 5, ОПК - 6 |
4. | Изучить перечень субъектов взаимодействия социальной системы учреждения | Представить в виде схемы, таблицы, презентации | ОПК – 4, ОПК - 6 |
5. | Выявить проблемы межведомственного взаимодействия социального педагога | Письменная формулировка проблем (не менее 2) и предложения по ее изучению. | ОПК – 4, ОПК – 5, ОПК - 6 |
6. | Проанализировать мероприятие социально-педагогической направленности | Письменный анализ | ОПК – 5, ОПК - 6 |
3. Особенности организации практики:
Функциональные обязанности руководителя практики:
Подготовка к проведению учебно-исследовательской практики студентов проводится на протяжении всего учебного года на практических и лекционных занятиях.
Руководитель практики по кафедре и факультету определяет количество баз размещения студентов, готовит приказ о практике, распределяет студентов по базам в соответствии с потребностями учреждений и студентов, организует установочную и итоговую конференцию, отвечает за своевременное начало практики, организует работу групповых руководителей.
Групповые руководители практики выбираются из числа преподавателей кафедры. Они проверяют отчетную документацию: дневник практики студентов, мини-проекты, результаты диагностики, отчет по практике, доводят до студентов цели и задачи практики, перечень отчетной документации и правила ее заполнения. Согласует с администрацией базовых учреждений график прохождения практики студентами, помогает студентам составить индивидуальный план на весь период практики, конкретизировать в соответствии с программой практики содержание конкретных социально-педагогических, психолого-педагогических мероприятий, применяемых методов, утверждает индивидуальные планы работы студентов-практикантов.
Групповой руководитель организует приезд студентов на базы. Осуществляет контроль за проведением практики и устраняет недостатки. Своевременно принимает зачеты у студентов, заносит оценки («неудовлетворительно», «удовлетворительно», «хорошо», «отлично») в отчетный документ. О чрезвычайных происшествиях групповой руководитель докладывает руководителю практики по кафедре или заведующему кафедры и принимает меры по их устранению.
Руководитель практики по кафедре по окончании учебно-исследовательской практики принимает отчетную документацию и докладывает на заседании кафедры итоги практики, вносит предложения по ее улучшению.
Обязанности студентов-практикантов:
- участие во всех этапах практики;
- строгое соблюдение всех этических норм деятельности социального педагога;
- соблюдение правил трудового распорядка базового учреждения;
- выполнение заданий практики, предусмотренных технологической картой;
- составление отчета по практике по форме и его своевременное представление руководителю.
4. Содержание итоговой аттестации по результатам учебно-исследовательской практики:
4.1.Дневник практики, заверенный подписью руководителя от учреждения
4.2.Индивидуальный план работы студента на период практики
4.3.Отзыв руководителя по практике
4.4.Портфолио выполненных заданий
4.5.Приложения (копии бланков, форм, актов, анкет и т.п.). На копирование документов студент должен получить разрешение от руководителя учреждения
Критерии оценивания:
В соответствии с общими требованиями по результатам учебно-исследовательской практики студент получает дифференцированный зачет с выставлением отметки.
Отметка «отлично» выставляется студентам, выполнившим все задачи практики и вовремя представившим отчет об их выполнении в письменном виде. При оценивании учитывается посещаемость студентами базы практики, добросовестность выполнения заданий, инициативность, соблюдение этических норм и правил. Учитывается выполнение в полном соответствии с предъявляемыми требованиями всех заданий инвариантной части и заданий вариативной части. В сумме количество баллов должно составлять 85 – 100 (Приложение 1). Принимается во внимание качество оформления отчетной документации. Также учитывается в целом положительный характер отзыва руководителя. Задания вариативной части выполнены на высоком профессиональном уровне.
Отметка «хорошо» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части и задания вариативной части на высоком профессиональном уровне. Общее количество баллов должно составлять 70-84. Отзыв руководителя по практике в целом положительный. В ходе практики студенту не удалось в полной мере проявить инициативу, был в некоторой степени не организован; в оформлении отчетной документации есть недочеты (нарушена логика изложения, не обоснован выбор критериев, и т.п.)
Отметка «удовлетворительно» выставляется, если студент выполнил все задания инвариантной части на высоком профессиональном уровне. Количество баллов должно составлять 55 – 69. В ходе учебной практики не проявил должного профессионального интереса, не смог в полной мере реализовать задачи учебно-исследовательской практики, не сумел выстроить педагогически целесообразные отношения с коллегами-студентами и коллегами-специалистами учреждения.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется, если студент продемонстрировал нарушение этических принципов деятельности, правил внутреннего распорядка учреждения, не выполнил в соответствии с требованиями задания инвариантной части практики. Количество баллов составляет 54 и менее баллов. Студент отсутствовал на практике без уважительной причины, а также пренебрег сроками сдачи отчета, отзыв руководителя практики носит негативный характер.
Учебно-методическое и информационное обеспечение практики
а) основная литература:
1. Василькова, Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: учебное пособие / Ю. В. Василькова. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2004.
2. Клейберг, Ю. А. Девиантология: хрестоматия / Ю. А. Клейберг. - СПБ. : Речь, 2007.
3. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/Под ред. В. Ю. Меновщикова. – М., 2001.
4. Кравчук, Н. В. Защита семьи / Н. В. Кравчук. - М. :Эксмо, 2006.
5. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. - М. :Гардарики, 2005.
6. Мартынова, М. С. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними: социально-педагогическая технология / С. М. Мартынова // Высшее образование сегодня. - 2007. -№ 5. - С. 47-49
7. Никитина, Н. И. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / Н. И. Никитина, М. Ф. Глухова. - М. : ВЛАДОС, 2007.
8. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. – М: ТЦ Сфера, 2004
9. Подшивалова, Л. Г. Реабилитационно-коррекционная программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних "Дети улицы" / Л. Г. Подшивалова // Работник социальной службы. - 2008. - № 1. - С. 10-22
10. Теория и практика индивидуального социально-педагогического сопровождения подростков/Под ред. С. А. Расчетиной и др. – СПб, 2006.
11. Шакурова, М. В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие / М. В. Шакурова. - М. : Академия, 2006.
б) дополнительная литература:
1. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие/Под ред. Л. С. Алексеевой. – М., 2000.
2. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебник для вузов. - М.: Академия, 2003.
3. Катюхин В. Н., Дементьева Н. Ф. Дома – интернаты. – СПб., 1996.
4. Комплексные методики активизации социальной работы с семьей: Научно-методическое пособие/Под ред. В. Ю. Меновщикова. – М., 2001.
5. Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях. – М, 1994.
6. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя - дефектолога. М.: ВЛАДОС, 2003.
7. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. – М., 2001.
8. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями/Ю. А. Блинков, С. А. Игнатьева и др. – М., 2002.
9. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. И. Г. Зайнышева. – М.: Владос, 2002.
10. Шакурова М. В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб.пособие. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. Каталог образовательныхинтернет-ресурсовhttp://www.edu.ru/index.php?page_id=6 Библиотека портала –http://www.edu.ru/index.php?page_id=242
2.Каталог — Семейное воспитание. Педагогика семейного воспитания file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Home/Рабочий%20стол/Все%20программы/ПРограмммы%20Бражник%20Е.И/Маг%20СП/Воспитание%20в%20семье/Издательство%20_Феникс_,%20Ростов-на-Дону.mht
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно-библиотечные системы (ЭБС):
1. Электронно-библиотечная система образовательных и просветительских изданий (http://www.iqlib.ru/book/preview/C815)
2. Букинист - Библиографическая поисковая система (http:// www. bukinist.agava.ru/)
3. Электронная библиотека статей по образованию (http://cl.ru/education/lib)
4. Библиотека электронной литературы (http://www.lib.ru/)
5. Виртуальная библиотека EUNnet - учебные материалы (http://virlib.eunnet.net/win/mm.html)
6. Виртуальная библиотека EUNnet - периодические издания (http://virlib.eunnet.net/win/reg.html)
2. http://lib.herzen.spb.ru – Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
3. Базы данных в текущей подписке Герценовского университета
4. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU – http://elibrary.ru/defaultx.asp
5. Гуманитарная электронная библиотека – http://www.lib.ua-ru.net/katalog/41.html
6. Научная онлайн-библиотека Порталус - онлайн-база авторских научных публикаций в России– http://www.portalus.ru/
7. Библиотека Гумер – гуманитарные науки – http://www.gumer.info/
8. Электронная библиотека учебников. Учебники по социальной педагогике – http://studentam.net/content/category/1/2/5/
9. Интернет библиотека электронных книг Elibrus – http://elibrus.1gb.ru/psi.shtml
д) программное обеспечение:
- Операционная системаWindows или Linux
- Программыобщегоназначения: MS Word, Excel, MS Powerpoint, Netscape Navigator, Microsoft Internet Explorer, MS Outlook Express
6. Материально-техническое обеспечение производственной практики:
- Фундаментальная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена
- Методический кабинет психолого-педагогического факультета.
- Диссертационный фонд кафедр психолого-педагогического факультета.
- Лабораторно-компьютерный комплекс.
Разработчики:
РГПУ им. А. И. Герцена | Доцент, канд. пед. наук | Сундукова Э.И. | ||||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) | |||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) |
Эксперты:
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) | |||
(место работы) | (должность, уч. степень, звание) | (подпись) | (ФИО) |
Приложение 1