Исполнительные органы местного самоуправления- местные органы управления, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции на местном уровне.
Структура исполнительного органа местного самоуправления определяется Уставом муниципального образования.
Наличие в структуре исполнительных органов местной администрации и главы администрации является обязательным.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами. Руководит ее работой глава местной администрации в соответствии с принципом единоначалия, в частности, он издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами, а также распоряжения по вопросам организации работы местной администрации.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Условия контракта для главы местной администрации поселения утверждаются представительным органом поселения, а для главы местной администрации муниципального района (городского округа) – соответствующим представительным органом в части, касающейся осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Закон субъекта Российской Федерации утверждает условия такого контракта в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и региональными законами.
Если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту, уставом муниципального образования и законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные требования к кандидатам на эту должность.
Порядок проведения конкурса на замещение должности главы местной администрации устанавливается представительным органом муниципального образования и должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения, проекта контракта не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Члены конкурсной комиссии поселения назначаются представительным органом поселения. При формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе (городском округе) две трети ее членов назначаются соответствующим представительным органом, а одна треть - законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.
Назначение на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования происходит из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
При этом глава местной администрации не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.
Местная администрация обладает правами юридического лица. Ее структура утверждается представительным органом местного самоуправления и обычно включает в себя главу администрации, его заместителей и различные структурные подразделения (функциональные, отраслевые, территориальные и вспомогательные).
Отраслевые структурные подразделения являются подразделениями специальной компетенции и ведают отдельными отраслями муниципальной деятельности. Они организуют предоставление населению муниципальных услуг.
Функциональные структурные подразделения являются подразделениями общей компетенции (экономическая служба, финансовый орган, орган по управлению муниципальным имуществом, юридическая служба и др.).
Территориальные структурные подразделения создаются преимущественно в крупных городах с районным делением.
Аппарат администрации обеспечивает ее деятельность. В состав аппарата чаще всего входят кадровая, информационная службы, отдел делопроизводства, отдел работы с обращениями граждан, бухгалтерия и др.
Вспомогательные службы обеспечивают содержание помещения администрации, транспорт и др.
Порядок организации деятельности местной администрации определяется регламентом администрации муниципального образования, утверждаемым главой администрации.
В соответствии со статьей 154 Бюджетного кодекса исполнительные органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия.
7.Контрольный орган муниципального образования
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и др.) создается в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Контрольный орган может формироваться на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Таким образом, контрольный орган может создаваться в двух основных формах: в качестве самостоятельного органа финансового контроля (если он формируется на муниципальных выборах) и в качестве органа контроля представительного органа местного самоуправления за бюджетно-финансовой сферой.
Результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат обязательному опубликованию (обнародованию), что может свидетельствовать о совмещении контрольным органом в себе функции административного межведомственного контроля и функции общественного контроля. При этом на органы местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления возлагается обязанность представлять в контрольный орган по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Европейская хартия местного самоуправления также содержит нормы о необходимости административного контроля, целью которого является обеспечение соблюдения Конституции РФ, федеральных и региональных законодательных актов в сфере местного самоуправления.
8.Должностные лица местного самоуправления. Изменения 717-КЗ!!! (Глав муницмпалитетов будут выбирать из депутатов, а глав местных администраций назначать по конкурсу).
В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 Федерального закона № 131-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Должность главы является обязательной для всех без исключения муниципальных образований, при этом он подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.
Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования может быть избран на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
В случае избрания на муниципальных выборах он либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию. Если же он был избран представительным органом муниципального образования, то он исполняет полномочия его председателя.
Если же представительный орган муниципального района был сформирован в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 4 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ, то избранный глава муниципального образования исполняет полномочия его председателя.
Установленные пунктами 2-4 части 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ ограничения не распространяются на органы местного самоуправления муниципального образования, имеющего статус сельского поселения, в котором предусмотрено формирование исполнительно-распорядительного органа, возглавляемого главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя представительного органа муниципального образования.
Глава муниципального образования в пределах своих полномочий:
1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;
2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;
3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;
4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования.
Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в следующих случаях:
1) смерти;
2) отставки по собственному желанию;
3) отрешения от должности в соответствии со статьей 74 Федерального закона № 131-ФЗ, а именно:
-издания им нормативного правового акта, противоречащего Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а данный глава в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
-совершения им действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности страны и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства, нецелевое расходование субвенций из федерального или
регионального бюджетов, если это установлено соответствующим судом, а данный глава не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;
4) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
5) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;
6) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;
7) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;
8) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;
9) отзыва избирателями;
10) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия главы муниципального образования;
11) досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования, если глава муниципального образования был избран из состава данного органа.
В случае досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования его полномочия временно исполняет должностное лицо местного самоуправления, определяемое в соответствии с уставом муниципального образования.
Муниципальная служба
Правовое регулирование муниципальной службы, включает требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами