Телекоммуникационная подсистема
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Вопрос 1 | Цели создания и задачи Системы-112 в Российской Федерации. Структура Системы-112. Основные подсистемы системы-112 и их функции. Режимы функционирования системы-112. |
Система-112 предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, уменьшения социально-экономического ущерба при чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), которые являются органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цели создания системы-112
- организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», позволяющая обратившемуся по номеру «112» лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
- организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;
- уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
- гармонизация законодательства Российской Федерации в части вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
Основные задачи системы-112
Структура системы-112
Основные подсистемы
Системы-112
Основные подсистемы:
- телекоммуникационная;
- информационно-коммуникационная;
- консультативного обслуживания населения;
- геоинформационная;
- мониторинга;
- обеспечения информационной безопасности.
Подсистема мониторинга
Подсистема мониторинга, предназначена для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе, от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС» и терминалов ГЛОНАСС/GPS транспортных средств экстренных оперативных служб, привлечённых к реагированию на происшествие, перевозящих опасные грузы.
Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов, поступающих от датчиков, установленных на контролируемых стационарных и подвижных объектах, в том числе от автомобильных терминалов системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалов ГЛОНАСС/GPS, установленных на транспортных средствах ДДС, привлеченных к реагированию на происшествие и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы.
Подсистема мониторинга обеспечивает решение задач сбора информации отразнообразных устройств объектов мониторинга, обработки и квалификации нештатной ситуации на объектах мониторинга, предоставления пользователям подсистемы целостной и актуальной информации о положении дел на объектах мониторинга, передачи информации об экстренных ситуациях на объектах мониторинга в другие подсистемы системы-112.
Подсистема мониторинга также обеспечивает формирование и передачу в другие компоненты системы-112 вызова по внештатной ситуации на контролируемых стационарных и подвижных объектах.
Подсистема мониторинга включает в свой состав следующие функциональные блоки:
- сопряжения с системами мониторинга стационарных объектов;
- сопряжения с системами мониторинга мобильных объектов на базе ГЛОНАСС/GPS;
- сопряжения с системой ЭРА-ГЛОНАСС;
- администрирования.
Состав системы-112
В состав системы-112 в качестве функциональных объектов входят ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС (в случае децентрализованной (распределенной) схемы приема вызовов), ЕДДС, а также (в целях настоящего Технического задания) АРМ в интегрируемых в систему-112 ДДС, в качестве подсистем - телекоммуникационная, информационно-коммуникационная, консультативного обслуживания населения, геоинформационная, мониторинга, обеспечения информационной безопасности.
Решение задач системы-112 обеспечивают развернутые на функциональных объектах вышеуказанные подсистемы.
В случае выбора модели удаленной обработки и хранения данных в качестве объекта, предоставляющего необходимые инфокоммуникационные услуги для функциональных объектов системы-112, выступает РИВП.
Общие требования к системе-112
Технологические решения по созданию системы-112 должны разрабатываться с учетом исходных данных и обеспечивать выполнение следующих требований:
- предельное время ожидания ответа оператора – не более 8 сек.;
- вероятность потери вызова – не более 0,1%;
- надежность с коэффициентом готовности не ниже 0,9995 (без учета Кг сети передачи данных);
- время задержки отклика СПО на единичное действие оператора (диспетчера) – не более 1 сек.;
- суммарная задержка реагирования СПО на действия оператора (диспетчера) при обработке единичного вызова – не более 10 сек.;
- устойчивость к сетевым перегрузкам;
- резервирование основных элементов системы-112;
- возможность переадресации вызовов между ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС и ДДС, а также в объекты системы обеспечения вызова оперативныхслужб по единому номеру «112»соседних субъектов Российской Федерации;
- возможность дальнейшего развития системы в направлении расширения функционала, производительности, масштабируемости существующих служб и возможности реализации новых служб;
- возможность взаимодействия между ЦОВ-АЦ, РЦОВ, ЦОВ-ЕДДС, ЕДДС и ДДС, а также взаимодействия с региональным ЦУКС МЧС России и с объектами системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру «112» соседних субъектов Российской Федерации.
Технологические решения по созданию системы-112 должны обеспечивать выполнение следующих функций:
- прием, обработку и переадресацию вызовов от всех операторов телефонной связи (в том числе вызовов от терминалов сетей операторов подвижной связи без SIM-карты), поступающих на единый телефонный номер «112»;
- обеспечение автодозвона вызывающего абонента при внезапном прерывании соединения;
- обеспечение передачи информации о фактическом местонахождении абонента в базисе обслуживания каждого вызова на номер «112» с указанием: для абонентов сетей фиксированной связи – адреса размещения абонентского устройства; для абонентов сетей подвижной связи – географических координат местонахождения абонентского устройства на момент осуществления вызова с указанием величины погрешности в определении координат;
- обеспечение отображения географического положения источника вызова на электронной карте;
- обеспечение регистрации и документирования всех входящих и исходящих вызовов;
- координацию, управление и поддержку межведомственного взаимодействия при реагировании на поступившие вызовы в ситуациях, требующих участия нескольких экстренных оперативных служб;
- информационное сопряжение с системами мониторинга стационарных и подвижных объектов, оснащенных датчиками, в том числе с системой экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАСС" и терминалами ГЛОНАСС/GPS, установленными на транспортных средствах экстренных оперативных служб, привлеченных к реагированию на происшествие, и транспортных средствах, перевозящих опасные грузы;
- информирование населения;
- сбор и обработку статистики, представление информации на уровень принятия решений по предотвращению и (или) ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение поддержки иностранных языков.
Применение функционала системы-112 не должно приводить к увеличению времени с момента получения вызова оператором системы-112 либо диспетчером ДДС до момента доведения приказа на реагирование соответствующим силам и средствам.
Объекты системы-112
ЦОВ-АЦ создается на территории административного центра субъекта Российской Федерации. Инфраструктура ЦОВ-АЦ предназначена:
- при децентрализованной (распределенной) схеме приема вызовов: для обеспечения приема и обработки вызовов от населения административного центра субъекта Российской Федерации по единому телефонному номеру «112» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, взаимодействия с региональным ЦУКС МЧС России, ЦОВ-ЕДДС и ДДС в рамках системы-112, а в случае необходимости приема вызовов с территории субъекта Российской Федерации (из расчета самого населенного района обслуживания ЕДДС);
- при централизованной схеме приема вызовов: для обеспечения приема и обработки вызовов от населения субъекта Российской Федерации по единому телефонному номеру «112» с использованием современных информационно-коммуникационных технологий, взаимодействия с региональным ЦУКС МЧС России, ЕДДС и ДДС в рамках системы-112.
В ТП указывается только наличие или отсутствие необходимых помещений, при необходимости приводится расчет необходимых площадей для размещения операторского персонала (операторский зал).
ЦОВ-АЦ функционирует в круглосуточном режиме.
Оборудование ЦОВ-АЦ включает, как минимум:
- автоматизированные рабочие места операторов дежурной смены;
- автоматизированные рабочие места административного и обслуживающего персонала;
- активное оборудование локальной вычислительной сети;
- структурированную кабельную сеть;
- комплект оргтехники;
- средства связи;
- средства оповещения;
- источники гарантированного электропитания.
В случае выбора модели локальной обработки и хранения данных в состав оборудования ЦОВ-АЦ должны также входить центр обработки данных в составе серверного оборудования и системы хранения данных, объединенных выделенной высокоскоростной вычислительной сетью. Выбор серверов производится на основании результатов анализа требуемой производительности оборудования для приложений или сервисов, планируемых для работы на этих серверах. Серверная платформа должна иметь подтвержденный производителем план существования и развития не менее чем на 5 лет с момента поставки, а также быть совместимой с другими элементами системы-112. В части решений серверного ядра требуется применение решений на базе отказоустойчивого серверного кластера и резервированного хранилища данных, объединенных в резервированную высокоскоростную вычислительную сеть с организацией гарантированного электропитания.
В случае выбора модели удаленной обработки и хранения данных на этапе технического проектирования должны быть приняты необходимые организационные и технические решения для обеспечения резервированной работоспособности ЦОВ-АЦ в минимальном функционале автоматизированного приема и обработки вызовов и взаимодействия с ЦОВ-ЕДДС (ЕДДС) и ДДС в случае потери доступа к РИВП.
Штатное расписание ЦОВ-АЦ определяется на этапе технического проектирования, минимальный состав дежурной смены – 2 оператора и специалист обеспечения
Вопрос 4 | Организационная структура Системы-112 в Республике Карелия, характеристика объектов Системы-112. Взаимодействие Системы-112 с автоматизированными информационными системами экстренных оперативных служб, развернутыми в Республике Карелия. Особенности межведомственного взаимодействия в республике. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате реализации федеральной целевой программы «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» в Российской Федерации на 2013 - 2017 годы» прогнозируется снижение уровня смертности и числа пострадавших при происшествиях и чрезвычайных ситуациях, обеспечение роста безопасности и благополучия граждан Российской Федерации, что соответствует Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р. Программа обеспечит решение части задач в рамках разрабатываемой государственной программы Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Система-112 должна обеспечить информационное взаимодействие органов повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе единых дежурно-диспетчерских служб, а также дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, включая службу пожарной охраны, службу реагирования в чрезвычайных ситуациях, службу полиции, службу скорой медицинской помощи, аварийную службу газовой сети и службу «Антитеррор».
При этом сохраняется возможность осуществить вызов экстренных оперативных служб пользователем услуг связи посредством набора номера, предназначенного для вызова отдельной экстренной оперативной службы (в настоящее время это номера «01», «02», «03» и т.д.).
Преподаватель ГКУ ДПО РК «УМЦ по ГОЧС» С.В. Клименко
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
Наибольшую опасность в природной сфере представляют возникающие чрезвычайные ситуации, обусловленные землетрясениями, наводнениями, селями, ураганами, лесными пожарами, в техногенной сфере - радиационными и транспортными авариями, авариями, связанными с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывами, пожарами, гидродинамическими авариями, авариями на системах коммунально-энергетического хозяйства.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Вопрос 1 | Цели создания и задачи Системы-112 в Российской Федерации. Структура Системы-112. Основные подсистемы системы-112 и их функции. Режимы функционирования системы-112. |
Система-112 предназначена для обеспечения оказания экстренной помощи населению при угрозах для жизни и здоровья, уменьшения социально-экономического ущерба при чрезвычайных происшествиях и чрезвычайных ситуациях, а также для информационного обеспечения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), которые являются органом повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Цели создания системы-112
- организация вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна», позволяющая обратившемуся по номеру «112» лицу при возникновении происшествия не задумываться о том, какая именно служба ему необходима и какой номер требуется использовать для доступа к ней;
- организация комплекса мер, обеспечивающих ускорение реагирования и улучшение взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах (сообщениях о происшествиях) населения;
- уменьшение возможного социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
- гармонизация законодательства Российской Федерации в части вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.
Основные задачи системы-112
Структура системы-112
Основные подсистемы
Системы-112
Основные подсистемы:
- телекоммуникационная;
- информационно-коммуникационная;
- консультативного обслуживания населения;
- геоинформационная;
- мониторинга;
- обеспечения информационной безопасности.
Телекоммуникационная подсистема
Телекоммуникационная, обеспечивающая прохождение вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы, короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной радиотелефонной связи в систему-112, а также прохождение вызова (сообщения о происшествии) от системы-112 в соответствующие дежурно-диспетчерские службы.
Телекоммуникационная подсистема предназначена для обеспечения прохождения вызовов (сообщений о происшествиях), включая телефонные вызовы, короткие текстовые сообщения (SMS), от пользователей (абонентов) сетей фиксированной или подвижной связи в систему-112, взаимодействия объектов в рамках системы-112, а также взаимодействия с региональным ЦУКС МЧС России и с объектами системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру «112» соседних субъектов Российской Федерации в части обеспечения прохождения необходимой информации.
Телекоммуникационная подсистема обеспечивает выполнение следующих функций:
- техническое обеспечение прохождения вызовов (сообщений о происшествиях) от абонентов стационарной и мобильной телефонной связи, коротких текстовых сообщения в систему-112;
- техническое обеспечение информационного обмена всеми необходимыми видами информации между объектами системы-112, а также с региональным ЦУКС МЧС России и с объектами системы обеспечения вызова оперативных служб по единому номеру «112» соседних субъектов Российской Федерации;
- техническое обеспечение получения данных о местонахождении транспортного средства, оснащенного телематическим модулем ГЛОНАСС/GPS;
- техническое обеспечение получения данных о местонахождении вызывающего абонентского устройства, а также иных данных от оператора связи, необходимых для обеспечения реагирования по вызову.
Телекоммуникационная подсистема состоит из следующих функциональных блоков:
- распределения вызовов;
- взаимодействия с мультисервисными сетями;
- распределения текстовых сообщений;
- распределения данных о местоположении абонентского устройства;
- распределения данных систем мониторинга.