Классификация нетрадиционных уроков

1. Уроки в форме соревнования и игр.

- урок-конкурс; - урок-турнир;

- урок-эстафета; - урок -дуэль;

- урок - деловая игра; - урок - ролевая игра;

- урок-викторина; - урок - сюжетная игра;

- урок - грамматический (лингвистический бой).

2. Уроки, основанные на формах, жанрах работы известных в общественной практике:

- урок-исследование; - урок-изобретательство;

- урок-комментарий; - урок-репортаж;

- урок-интервью; - урок-рецензия;

- урок-слайд; - урок языком цифр;

- урок - мозговой штурм; - урок - анализа первоисточников.

3. Уроки нетрадиционной организации учебного материала

- урок мудрости; - урок открытие;

- урок - блок; - урок - дублер начинает действовать.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения:

- урок - конференция; - урок-аукцион;

- урок-бенефис; - урок-диспут;

- урок-митинг; - урок-панорама;

- урок-телепередача; - урок-референдум;

- урок -теле(радио) мост; - урок - устный журнал;

- урок-диалог; -урок-дискуссия.

5. Уроки, связанные с фантазий и воображением:

- урок - сказка; - урок-сюрприз;

- урок-подарок.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций:

- урок-ученый совет; - урок-суд:

- урок-следствие;

- урок-патентное бюро; - урок-заседание.

7. Уроки, основанные на имитации общественно-культурных видов деятельности:

- урок - заочное путешествие; - урок - заочная экскурсия;

- урок - литературная прогулка; - урок-гостиная.

8. Перенесенные в рамки урока традиционные формы внеклассной работ:

- урок-КВН; - урок-утренник;

- урок-концерт; - урок - посиделки;

- урок-заседание клуба знатоков; - урок-театр.

9. Трансформация способов организации уроков:

- урок - парный опрос; - урок-лекция:

- урок-опрос (экспресс-опрос); - телеурок;

-урок-зачет; - урок - защита проекта;

- урок-консультация; - урок-практикум;

урок - коллоквиум; -урок-семинар.

Подготовка учителя к уроку

1 этап. Изучение учебной программы и индивидуальных особенностей учащихся класса. Особое внимание обращается на основные цели и задачи учебного предмета и каждой темы.

2 этап. Изучение методической литературы и тематическое планирование.

3 этап. Изучение материала конкретного урока в учебнике. Продумывается методика изложения материала, выделяется труднодоступный для учащихся материал и упражнения для самостоятельной работы.

4 этап. Изучение и подготовка имеющихся в школе средств общения по теме урока.

5 этап. Разработка плана урока, на основе тематического плана. Указывается тема урока, его цели и задачи, структура урока (последовательность учебных ситуаций при изложении и освоении учебного материала), перечень и место учебных иллюстраций и демонстраций, время на каждый этап урока, необходимое оборудование и учебные пособия.

Семинарское занятие 5

Тема: Модели образования. Инновации в образовании

Вопросы для обсуждения:

1. Модели образования. 1, с.69-71.

2. Современные дидактические концепции как основа инновационных процессов. 1, с.105-108; 3, с.24-30; 4, с.204-210; 8, с.185-206.

3. Инновационные образовательные процессы. 1, с.123-124; 4, с.492-498; 6, с.181-209.

4. Авторские школы. 2, с.267-269; 7.

5. Типология и многообразие образовательных учреждений. 2, с.33-35; 6, с.209-219.

_____________________

После каждого вопроса указана литература для подготовки: номер источника по списку литературы для самостоятельной работы и страницы.

Ключевые понятия:модель обучения; инновации в образовании; авторская школа; общеобразовательная школа; лицей; гимназия.

Темы для сообщений

1. Оптимизация педагогической системы. 6, с.219-227.

2. Информатизация и компьютеризация учебного процесса. 5, с.186-190; 10, с.265-276.

3. Различные типы образовательных учреждений в мировой истории образования. 1, с.109-123.

4. Система единых государственных экзаменов (ЕГЭ). 9, с.32-46

Литература для самостоятельной работы

1. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2001.

2. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика. – М., 2000.

3. Качалова Л. П. и др. Педагогические технологии. – Шадринск, 2001.

4. Педагогика / В. А. Сластенин и др. – М., 1998.

5. Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. – М., 1998.

6. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: В 2- кн. – Кн. 1. – М., 2000.

7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.

8. Сластенин В. А. и др. Педагогика. – М., 2002.

9. Филиппов В. М. Модернизация российского образования: Обновление школы. Единый государственный экзамен: правда и домыслы. – М., 2002.

10. Харламов И. Ф. Педагогика. – М., 2000.

11. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. М., 2010.

Подготовиться к Тесту 1

Задание 8. Охарактеризуйте модели образования, заполняя таблицу. Для выполнения задания воспользуйтесь изданием: Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. – СПб, 2001. С. 69-71.

Модели образования Характеристика моделей образования
Модель образования как государственно-ведомственной организации  
Модель развивающего образования  
Традиционная модель образования  
Рационалистическая модель образования  
Феноменологическая модель образования  
Неинституциональная модель образования  

Теоретический материал для подготовки к семинару

Модель образования– это мысленно представленная система, отражающая тот или иной подход к образованию и включающая цели, содержание, организацию и результат образовательного процесса.

Есть несколько подходов к выделению моделей образования. Так, М.В. Кларин, А.С. Сиденко и др. считают, что все образовательные модели можно разделить на традиционные («знаниевые», целью которых является формирование у учащихся знаний, умений и навыков) и инновационные («развивающие», направленные на развитие личности ученика) (Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. Сиденко А. С. Технологизация педагогического опыта. Возможна ли она? // Народное образование. 1999. № 1.). Традиционные модели образования основаны на субъект-объектном взаимодействии учителя с учеником и воспроизведении образцов знаний, деятельности, правил и алгоритмов. Основой инновационных моделей являются субъект-субъектные, сотрудничающие взаимоотношения между учителем и учеником, при этом обучение строится как решение проблем и подразумевает творчество и самостоятельность учащихся.

Н.В. Бордовская и А.А. Реан выделяют следующие модели образования:

- модель образования как государственно-ведомственной организации;

- модель развивающего образования (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);

- традиционная модель (Ж. Мажо, Л. Кро, Д. Равич и др.);

- рационалистическая модель (П. Блум, Р. Ганье и др.);

- феноменологическая модель (А. Маслоу, А. Комбс, К. Роджерс и др.);

- неинституциональная модель (П. Гудман, И. Иллич, Ф. Клейн и др.).

Инновациив образовании – это введение нового в цели, содержание, формы и методы обуче-ния и воспитания, в организацию совместной деятельности учителя и учеников. Инновационность всегда была свойственна педагогической деятельности. Так, во времена Сократа метод «сократических» бесед был инновационным, Я. А. Коменский создал инновационную для своего времени дидактику и классно урочную систему обучения. В российском и советском образовании инновационные процессы нашли отражение в педагогическом опыте К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, учителей-новаторов (И. П. Волков, Е. Н. Ильин, В. Ф. Шаталов и др.).

Инновационный процесс в образовании– процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский). Деятельность, направленная на осуществления инновационных процессов, получила название инновационной деятельности.

Основные направления инновационной деятельности:

- модернизация содержания образования в различных типах образовательных учреждений;

- разработка новых принципов, методов, форм, технологий, приемов и средств обучения;

- совершенствование организации учебно-воспитательного процесса;

- инновации в системе управления образованием в школе, городе, районе, регионе, стране.

Не всякое изменение в учебно-воспитательном процессе является инновацией. Критериями инновационностиявляются новизна, оптимальность, результативность, возможность применения в массовой практике.

Инновационный характер образования наиболее ярко проявляется в создании авторских школ, обучение в которых имеет существенные отличия от массовой практики.

Авторские школы– учебно-воспитательные учреждения, деятельность которых построена на оригинальных (авторских) идеях и технологиях и представляет собой новую образовательную практику (Г. К. Селевко). Новизна авторских идей и технологий может заключаться в новых подходах к принципам и формам организации обучения, в оригинальности вариативной части учебного плана школы, в разнообразии внеурочного образования и т. д.

Общие черты авторских школ:

- инновационность (наличие оригинальных авторских идей, касающихся изменения педагогического процесса);

- альтернативность (отличие каких-либо компонентов учебно-воспитательного процесса от традиционных, принятых в массовой школе);

- концептуальность (осознание и использование в авторской модели учебно-воспитательного процесса научных оснований);

- системность и комплексность педагогического процесса (не отдельные разрозненные инновации, а единая система инноваций в данной школе);

- социально-педагогическая целесообразность (соответствие целей школы требованиям общества);

- реальность и эффективность (возможность получения хороших результатов в реально существующих условиях).

К авторским школам можно отнести опыт ряда педагогов-новаторов. Так, директор школы-интерната г. Владивостока Н.Н. Дубинин реализовал авторские идеи в процессе перевоспитания малолетних нарушителей.

Педагогический коллектив общеобразовательной школы г. Азова под руководством М.П. Щетинина существенно изменил учебно-воспитательный процесс, введя в него новые формы организации учебно-познавательной деятельности детей, осуществляя систему занятий по интересам во второй половине учебного дня, распределяя нагрузку на школьников в течение дня и недели по уровню сложности учебных предметов. В школе практиковались персональные задания для каждого ученика, широкое распространение получило ученическое самоуправление. М.П. Щетинин ввел в педагогическую практику «метод погружения», когда функции учителя, полностью или частично, передавались специально подготовленным ученикам-«консультантам».

Еще одним примером авторской школы является школа адаптирующего обучения (адаптивная школа), теоретически обоснованная и воплощенная в жизнь на базе 109-й школы г. Москвы Е.А. Ямбургом. Адаптивная школа предназначена как для обычных, так и для одаренных детей, а также для детей, требующих коррекционно-развивающего обучения (суть названия «адаптивная» и состоит в том, что школа «приспосабливается» к особенностям разных учеников и помогает им приспособиться к школе, к организации обучения и внеучебной школьной жизни).

Адаптация школы к ребенку достигается системой дифференциации учебно-воспитательного процесса, предусматривающей разнообразие уровней и вариантов содержания образования. Разнообразные образовательные программы адаптивной школы строятся на основе государственных образовательных стандартов. Идея дифференциации (разделения) обучения по уровню развития учащихся реализуется в виде трех учебных потоков-«траекторий»: 1) траектория образовательного стандарта; 2) траектория продвинутого (лицейско-гимназического) образования; 3) траектория компенсирующего обучения (для детей, нуждающихся в коррекции). Все траектории построены по вертикали от первого до последнего года обучения.

Адаптация ребенка к школе обеспечивается признанием его субъектом, работой в тесном контакте с его семьей, комплексом социально-экономической и психолого-педагогической поддержки семьи и детства.

Основные типы образовательных учреждений в РФ. В современной России существуют как государственные (к этому типу относятся также ведомственные и муниципальные образовательные учреждения), так и негосударственные образовательные учреждения (частные, общественные и религиозные). Сегодня отечественная система образования включает:

- дошкольные образовательные учреждения (детские ясли и сады);

- общеобразовательные школы, которые состоят из трех ступеней: начальной (1-3 или 1-4 классы), основной (неполной средней) (4-9 или 5-9 классы) и средней (полной) (10-11 классы);

- культурно-просветительские учреждения и учреждения дополнительного образования: дома и дворцы культуры (ДК), дома творчества юных (ДТЮ), библиотеки, школы искусств, художественные школы, детско-юношеские спортивные школы и др.;

- профессиональные училища (ПУ);

- средние профессиональные образовательные учреждения: техникумы, колледжи;

- высшие учебные заведения (вузы): институты, университеты, академии;

- институты повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также курсы повышения квалификации и переподготовки на базе вузов;

- магистратуры, аспирантуры и докторантуры на базе вузов и научно-исследовательских учреждений.

Наряду с общеобразовательными школами есть специализированные образовательные учреждения: школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные школы, школы и др. В систему образования также входят учреждений дополнительного образования (спортивные, музыкальные, художественные школы, школы искусств, дома творчества юных, центры для одаренных детей).

Наиболее распространенным типом образовательного учреждения в РФ является средняя общеобразовательная школа, обеспечивающая передачу подрастающему поколению такого содержания образования, которое может быть освоено в пределах возрастных возможностей школьников в установленные сроки обучения. Обучение в школе направлено на формирование личности нужной и полезной обществу, сочетающую социально направленные качества со способностью удовлетворять свои потребности, приобщенную к культурным ценностям.

Углубленное образование по ряду предметов дают современные лицеи и гимназии.

Гимназия– среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечить вариативность образования. В зависимости от избранного направления, в гимназии идет изучение основ наук по какому-либо профилю (ряду профилей): гуманитарному, естественнонаучному, эстетическому и др. Учащиеся гимназии могут выбрать изучение предметов по одному из имеющихся профилей. «Положение о гимназиях», утвержденное Министерством образования РФ, предусматривает создание гимназий гуманитарного, педагогического, технического направлений.

Лицей– среднее общеобразовательное учреждение с углубленным изучением учебных предметов по определенному профилю. В отличие от широкого гуманитарного образования гимназии, лицей имеет более узкую направленность, является более специализированным образовательным учреждением (например, лицей технико-математический, технический, биолого-химический, агролицей и т. п.).

Негосударственные образовательные учреждения занимаются преимущественно дополни-тельным образованием. Так частные школы обычно работают с одаренными детьми или детьми, требующими коррекции и реабилитации. Среди негосударственных образовательных учреждений выделяются религиозные: воскресные школы, духовные академии. В целом по стране доля негосударственных образовательных учреждений в системе образования относительно невелика.

Семинарское занятие 6

Наши рекомендации