Современные критерии оценки детских игр и игрушек
В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат их педагогически ценные качества. Существует два типа критериев оценки настольных, компьютерных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.
Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, защитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушки:
провоцируют ребенка на агрессивные действия;
вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка;
провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;
провоцируют ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Критерии II группысвязаны с качествами игрушки, направленными на обеспечение развития ребенка:
полифункциональность, способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях);
возможность применения игрушки в совместной деятельности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);
дидактические свойства игрушки, необходимые для интеллектуального развития детей, обогащения их знаниями;
эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.
Все виды игрушек: дидактические (конусные башенки, «вкладыши», разнообразные игрушки на стержнях, на винтах и т. д.), образные (куклы, фигурки, изображающие людей и животных, элементы природы), театрализованные (представляющие персонажей сказок), музыкальные, технические (транспортные, строительные и др.), конструктивные (сборные, сборно-разборные) игрушки и собственно конструкторы (тематические и универсальные), игрушки-орудия (лопатки, формочки и т. д.), игрушки-самоделки, спортивно-моторные игрушки (бирюльки, обручи, мячи и т. д.), игрушки-забавы, настольно-печатные и настольные игры, - должны отвечать педагогическим, эстетическим, гигиеническим, техническим требованиям, а также возрастным особенностям детей. Например, мягкие игрушки-животные даются детям с одного года. Наиболее удобны для детей 1-3 лет и гигиеничны резиновые и пластмассовые игрушки-животные, которые известны ребенку по сказкам, картинкам, наблюдениям. Для детей 5-7 лет интересны игрушки, объединенные в комплексы («Зоопарк», «Африка» и т. д.)
Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка в младенческом возрасте.Как родители, так и сотрудники дошкольных образовательных учреждений должны обеспечить условия для развития предпосылок игровой деятельности еще в младенческом возрасте. Это осуществляется, в первую очередь, через эмоциональное общение с детьми. Взрослые стремятся вызвать положительные эмоциональные реакции детей в ответ на свои обращения (улыбаются, ласково разговаривают, играют с детьми, читают стишки-потешки, показывают игрушки и т. д.). При совместном рассматривании игрушек, картинок они обмениваются с детьми улыбками и взглядами. Выкладывая ребенка в манеж, надо раскладывать игрушки так, чтобы малыш пытался дотянуться до них, подползти, ударить, подвинуть и пр. Игрушки и красочные предметы помещают в поле зрения и в пределах досягаемости ребенка, показывают их с различных сторон, демонстрируют их свойства. Во втором полугодии используют игры, способствующие развитию движений («Баба сеяла горох», «Ладушки», «По кочкам», «Сорока» и др.). Взрослый вкладывает игрушку в ручку ребенка, помогая ему совершать действия. При этом сначала показываются разнообразные действия с предметами, затем ребенка побуждают действовать по образцу. Организуются игры, в которых чередуются действия ребенка и взрослого: они катают друг другу мячик, машинку, поочередно вкладывают мелкие предметы в коробку и пр. Взрослые включаются в совместные игры по инициативе ребенка, выполняют по его просьбе желаемые действия. К концу года взрослые приучают детей к овладению элементами игровых действий с сюжетными игрушками: разыгрывают небольшие сюжеты, адресуясь к ребенку и предлагая ему включиться в игру (укачивают куклу, кормят собачку, купают голыша и т. п.).
Интерес к окружающему миру поддерживается тем, что взрослый обогащает ребенка новыми впечатлениями. Он следит за тем, чтобы в окружении малыша находились интересующие его игрушки, убирая надоевшие и подкладывая новые; носит малыша на руках, показывая все и рассказывая обо всем; позволяет детям свободно перемещаться в помещении; на прогулке обращает внимание ребенка на цветы, деревья, снег, песок, птиц и другое. Взрослый предоставляет ребенку возможность наблюдать за бытовой деятельностью людей (мытье посуды, стирка, уборка помещений и т. п.); показывает детям картинки, книжки, рассказывает о том, что на них изображено и т. п.
К концу первого года жизни также используются речевые игры, побуждающие ребенка произносить звуки и слова по образцу взрослого. Например, нося ребенка на руках по комнате, взрослый показывает на картинку с изображением кошки и говорит: «Это киска. Скажи: «Кис-ка. Кто это? - Киска. Она говорит: «Мяу-мяу». Этот же прием используется при рассматривании картинок в книжке и т. д.
Необходимо не допускать конфликтов из-за игрушек, следя за тем, чтобы каждый малыш нашел для себя интересное занятие. Если малыш наступил на другого ребенка или бьет его по голове игрушкой, не обращая внимания на плач сверстника, взрослый мягко пресекает это действие, приговаривая: «Так не надо, не обижай Сашеньку, погладь его. Сашенька хороший», - и гладит ручкой Сашеньку.