Современные критерии оценки детских игр и игрушек

В основе современных критериев оценки детских игр и игрушек лежат их педагогически ценные качества. Существует два типа критериев оценки настольных, компью­терных и других видов игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Критерии I группы связаны с безопасностью ребенка, за­щитой от негативных влияний игрушки на его здоровье и эмоциональное благополучие. Эти критерии должны применяться, если игрушки:

­ провоцируют ребенка на агрессивные действия;

­ вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная иг­рушка;

­ провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравствен­ностью и насилием;

­ вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка;

­ провоцируют ребенка на пренебрежительное или негатив­ное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.

Критерии II группысвязаны с качествами игрушки, на­правленными на обеспечение развития ребенка:

­ полифункциональность, способствующая развитию творчества детей (игрушка может быть гибко использована в соот­ветствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных фун­кциях);

­ возможность применения игрушки в совместной деятель­ности (игрушка может быть пригодна к использованию в коллективных видах деятельности, в том числе с участием взрослого, и может инициировать совместные действия);

­ дидактические свойства игрушки, необходимые для интел­лектуального развития детей, обогащения их знаниями;

­ эстетическая ценность, принадлежность игрушки к изде­лиям художественных промыслов, помогающим детям рас­крыть мир искусства, овладеть художественным восприятием, развить творческие способности.

Все виды игрушек: дидактические (конусные башенки, «вкладыши», разнообразные игрушки на стержнях, на винтах и т. д.), образные (куклы, фигурки, изображающие людей и животных, элементы природы), театрализованные (представляю­щие персонажей сказок), музыкальные, технические (транспортные, строительные и др.), конструктивные (сборные, сборно-раз­борные) игрушки и собственно конструкторы (тематические и универсальные), игрушки-орудия (лопатки, формочки и т. д.), игрушки-самоделки, спортивно-моторные игрушки (бирюльки, обручи, мячи и т. д.), игрушки-забавы, настольно-печатные и настольные игры, - должны отвечать педагогическим, эстети­ческим, гигиеническим, техническим требованиям, а также воз­растным особенностям детей. Например, мягкие игрушки-животные даются детям с одного года. Наиболее удобны для детей 1-3 лет и гигиеничны резиновые и пластмассовые иг­рушки-животные, которые известны ребенку по сказкам, кар­тинкам, наблюдениям. Для детей 5-7 лет интересны игрушки, объединенные в комплексы («Зоопарк», «Африка» и т. д.)

Развивающее взаимодействие взрослого и ребенка в младенческом возрасте.Как родители, так и сотрудники дошкольных образовательных уч­реждений должны обеспечить условия для развития предпо­сылок игровой деятельности еще в младенческом возрасте. Это осуществляется, в первую очередь, через эмоциональное общение с детьми. Взрослые стремятся вызвать положитель­ные эмоциональные реакции детей в ответ на свои обращения (улыбаются, ласково разговаривают, играют с детьми, читают стишки-потешки, показывают игрушки и т. д.). При совмест­ном рассматривании игрушек, картинок они обмениваются с детьми улыбками и взглядами. Выкладывая ребенка в манеж, надо раскладывать игрушки так, чтобы малыш пытался дотя­нуться до них, подползти, ударить, подвинуть и пр. Игрушки и красочные предметы помещают в поле зрения и в пределах досягаемости ребенка, показывают их с различных сторон, демонстрируют их свойства. Во втором полугодии используют игры, способствующие развитию движений («Баба сеяла горох», «Ладушки», «По кочкам», «Сорока» и др.). Взрослый вкладыва­ет игрушку в ручку ребенка, помогая ему совершать действия. При этом сначала показываются разнообразные действия с предметами, затем ребенка побуждают действовать по образцу. Организуются игры, в которых чередуются действия ребенка и взрослого: они катают друг другу мячик, машинку, поочередно вкладывают мелкие предметы в коробку и пр. Взрослые вклю­чаются в совместные игры по инициативе ребенка, выполняют по его просьбе желаемые действия. К концу года взрослые при­учают детей к овладению элементами игровых действий с сю­жетными игрушками: разыгрывают небольшие сюжеты, адре­суясь к ребенку и предлагая ему включиться в игру (укачива­ют куклу, кормят собачку, купают голыша и т. п.).

Интерес к окружающему миру поддерживается тем, что взрослый обогащает ребенка новыми впечатлениями. Он сле­дит за тем, чтобы в окружении малыша находились интересую­щие его игрушки, убирая надоевшие и подкладывая новые; носит малыша на руках, показывая все и рассказывая обо всем; по­зволяет детям свободно перемещаться в помещении; на про­гулке обращает внимание ребенка на цветы, деревья, снег, песок, птиц и другое. Взрослый предоставляет ребенку возможность на­блюдать за бытовой деятельностью людей (мытье посуды, стирка, убор­ка помещений и т. п.); показывает детям картинки, книжки, рассказывает о том, что на них изображено и т. п.

К концу первого года жизни также используются речевые игры, побуждающие ребенка произносить звуки и слова по об­разцу взрослого. Например, нося ребенка на руках по комнате, взрослый показывает на картинку с изображением кошки и говорит: «Это киска. Скажи: «Кис-ка. Кто это? - Киска. Она говорит: «Мяу-мяу». Этот же прием используется при рассмат­ривании картинок в книжке и т. д.

Необходимо не допускать конфликтов из-за игрушек, следя за тем, чтобы каждый малыш нашел для себя интересное заня­тие. Если малыш наступил на другого ребенка или бьет его по голове игрушкой, не обращая внимания на плач сверстника, взрослый мягко пресекает это действие, приговаривая: «Так не надо, не обижай Сашеньку, погладь его. Сашенька хороший», - и гладит ручкой Сашеньку.

Наши рекомендации