Тема 2. Проблема личностной готовности старшего дошкольника к обучению в школе

План:

1. Основное содержание социально-психологической концепции развития личности.

2. Ценностные черты социально-личностного развития будущего школьника.

3. Структура интегрального новообразования «личностная готовность к школе».

1. Основное содержание социально-психологической концепции развития личности

Разные аспекты готовности детей к школе, которые стали в науке предметом специального изучения, выступают в качестве необходимого условия активного освоения ребенком разных сторон школьной действительности. К примеру, интеллектуальная готовность определяет степень успешности овладения детьми новым учебным содержанием, адекватность выполнения учебных заданий, осознанность деятельности и поведения учащихся, их познавательную активность. Нравственно-волевая готовность обеспечивает принятие ребенком новых, более сложных требований к поведению и деятельности в школе, развитие его настойчивости, ответственности, самоорганизации. Эмоциональная и коммуникативная готовность создают основы для проявления эмпатии, отзывчивости, доброжелательности к людям, способствуют созданию эмоционально-положительного климата в классе, отношения к учителю как к носителю социально выработанных способов действий и норм поведения.

Многофакторная обусловленность процесса формирования готовности к школе, многоплановость школьной реальности, в которой происходит дальнейшее развитие личности, обнаруживает несостоятельность ограничения подготовки к школе только какой-либо одной сферой развития дошкольника. Задача современной науки состоит в том, чтобы перейти от изучения отдельных аспектов готовности к школе к созданию целостной концепции готовности современного ребенка к школе. В этом плане характерными являются два взаимодополняющих подхода: подход к рассмотрению готовности к школе через связь «готовность-индивид-личность» и подход к целостной концепции готовности через систему связей «готовность-личность-общество».

В первом случае теоретическим основанием концепции становится подход к человеку как иерархически организованной системе на трёх взаимосвязанных уровнях; на уровне организма, на уровне индивида и на уровне личности. Отсюда готовность к школе целесообразно рассматривать на трех как бы надстраивающихся друг над другом уровнях: морфофункционального развития, умственного развития и личностного развития. Данные уровни готовности составляют область потенциальных свойств, которые находят выражение в результатах деятельности ребенка, знаниях, умениях, элементах произвольности поведения, социальной активности, переживаниях, т.е. в сфере актуального развития (В.Г. Маралов).

Исходным основанием для создания целостной концепции готовности к школе, характерным для другого подхода, является признание системной взаимосвязи личности и общества (Б.Г. Ананьев, А.В. Петровский). С этих позиций готовность к школе как системное образование рассматривается в качестве неотъемлемого компонента более высокой системы «личность», которая, в свою очередь, является частью макросистемы «общество». Функциональная и содержательная характеристика готовности к школе может быть раскрыта и понята в полной мере только в системе личностного развития дошкольника, в его взаимодействии с обществом, т.е. в системе формирования ребенка как члена сообщества, субъекта разных видов деятельности и общения. Всем ходом воспитания дошкольник должен быть подготовлен в личностном плане к принятию качественно новой социальной ситуации как «зоны ближайшего развития» (Л.С. Выготский) в школе. Изменение социальной ситуации является важнейшим показателем вступления ребенка в новый этап жизни. Л.И. Божович определила поступление ребенка в школу как восхождение его на первую ступень лестницы, ведущей к гражданской зрелости.

Понятие «социальная ситуация» было сформулировано Л.С. Выготским как «система отношений между ребенком данного возраста и социальной действительностью». Он подчеркивал, что социальная ситуация выступает в качестве исходного момента для объяснения всех динамических изменений, происходящих в развитии, в течение данного возраста и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя которому ребенок приобретает новые черты личности и ее свойства.

Наши рекомендации