VI. Совершенствование управления охраной труда
6.1 Действия по совершенствованию
I. Общие положения
1.1. Система управления охраной труда – часть общей системы управления организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.
1.2. Управление охраной труда осуществляется на основании Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», других нормативных правовых актов РФ и настоящего Положения.
1.3. Органы управления организации образуют Систему управления охраной труда.
1.4. Положение определяет порядок и структуру управления охраной труда, обеспечением безопасности жизнедеятельности в образовательной организации (далее – Колледж), служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.
1.5. Объектом управления является охрана труда, как система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
II. Политика в области охраны труда
2.1. Основными принципами системы управления охраной труда в Колледже являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, обучающихся и слушателей в процессе трудовой деятельности, обучения, воспитания и организованного отдыха;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве, отраслевых правилах по охране труда, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда для создания здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса;
- наличие квалифицированных специалистов по охране труда;
- планирование мероприятий по охране труда;
- неукоснительное исполнение требований охраны труда Директором и работниками Колледжа, ответственность за их нарушение.
2.2. Основные задачи Системы управления охраной труда в Колледже:
- реализация основных направлений политики организации в сфере охраны труда и выработка предложений по ее совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации учебных и бытовых зданий и сооружений, используемых в образовательном процессе, оборудования, приборов и технических средств обучения;
- формирование безопасных условий труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда, в том числе, создание и совершенствование непрерывной системы образования в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- предотвращение несчастных случаев с обучающимися, слушателями во время проведения образовательного процесса;
- охрану и укрепление здоровья работающих, обучающихся, организацию их лечебно-профилактического обслуживания, создание оптимального сочетания режимов труда, обучения, организованного отдыха.
III. Организация системы управления охраной труда в Колледже
3.1. Структура системы управления охраной труда
3.1.1. Организационно система управления охраной труда в Колледже является двухуровневой.
3.1.2. Управление охраной труда на первом уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет работодатель в лице директора Колледжа.
3.1.3. Управление охраной труда на втором уровне, в соответствии с имеющимися полномочиями, осуществляет служба охраны труда (специалист по охране труда). Служба охраны труда создается в организациях численностью более 50 работников (ст. 217 ТК РФ). При отсутствии в Колледже службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляет Директор Колледжа или другие уполномоченные им работники, на которых приказом Директора возложены обязанности по охране труда, либо специалист, оказывающий услуги в области охраны труда, привлекаемый Колледжем по гражданско-правовому договору.
Задачи и функции лиц, ответственных за охрану труда в организации соответствуют задачам и функциям службы охраны труда.
3.1.4. Порядок организации работы по охране труда в Колледже определяется его Уставом, Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящего Положения.
3.2. Функции работодателя (директора Колледжа) при осуществлении управления охраной труда
3.2.1. Директор Колледжа в порядке, установленном законодательством:
- осуществляет организацию и проведение работ по охране труда;
- создает систему и органы управления охраной труда в организации;
- определяет и доводит до работников Колледжа обязанности, ответственность и полномочия лиц по охране труда;
- организует сотрудничество администрации и работников Колледжа по улучшению условий и охраны труда;
- разрабатывает мероприятия по улучшению условий и охраны труда, включает их в коллективные договоры и соглашения по охране труда, обеспечивает их финансирование в порядке и объемах, установленных действующим законодательством об охране труда;
- приобретает и выдает за счет средств Колледжа сертифицированную специальную одежду, специальную обувь и другие средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обеспечивает применение средств коллективной и индивидуальной защиты;
- обеспечивает обучение и проверку знаний работников Колледжа по охране труда, включая Директора;
- обеспечивает режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- обеспечивает санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда;
- организовывает проведение за счет средств Колледжа предварительных и периодических медицинских осмотров работников;
- организует контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обеспечивает ознакомление работников Колледжа с требованиями охраны труда;
- обеспечивает разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников Колледжа с учетом мнения профсоюзной организации;
- проводит специальную оценку условий труда;
- организует расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний в Колледже;
- обеспечивает обязательное социальное страхование работников Колледжа от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
- предоставляет работникам Колледжа компенсации за работы с вредными и опасными условиями труда;
- информирует работников Колледжа о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, предоставлении компенсаций за условия труда;
- представляет в установленном порядке информацию о состоянии условий и охраны труда, выполнении мероприятий коллективных договоров и соглашений по улучшению условий и охраны труда в Колледже, предоставлении компенсаций за условия труда;
- осуществляет иные функции, предусмотренные действующим законодательством об охране труда.
3.3. Специалист по охране труда
3.3.1. Специалист по охране труда вводится для организации работы по охране труда Директором Колледжа.
3.3.2. Специалист по охране труда Колледжа (далее по тексту – Специалист по ОТ) подчиняется непосредственно Директору Колледжа или по его поручению одному из его заместителей.
3.3.3. Специалист по ОТ в своей деятельности руководствуются законами и иными нормативными правовыми актами об охране, соглашениями (отраслевым), коллективным договором, соглашением по охране труда, другими локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.
3.3.4. Основными задачами Специалиста по ОТ являются:
- организация работы по обеспечению выполнения работниками Колледжа требований охраны труда;
- контроль за соблюдением работниками Колледжа законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов организации;
- организация профилактической работы по предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами, а также работы по улучшению условий труда в Колледже;
- информирование и консультирование работников Колледжа, в том числе Директора Колледжа, по вопросам охраны труда;
- изучение и распространение передового опыта по охране труда, пропаганда вопросов охраны труда.
3.3.5. Для выполнения поставленных задач на Специалиста по ОТ возлагаются следующие функции:
- учет и анализ состояния и причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний и заболеваний, обусловленных производственными факторами в Колледже;
- проведение проверок, обследований технического состояния зданий, сооружений, оборудования, машин и механизмов, приспособлений, средств коллективной и индивидуальной защиты работников Колледжа, состояния санитарно-технических устройств, работы вентиляционных систем на соответствие требованиям охраны труда;
- участие в работе комиссий по приемке в эксплуатацию законченных строительством или реконструированных объектов, а также в работе комиссий по приемке из ремонта установок, агрегатов, станков и другого оборудования в части соблюдения требований охраны труда в Колледже;
- участие в составлении разделов коллективного договора, касающихся условий и охраны труда, соглашения по охране труда Колледжа;
- оказание помощи руководителям подразделений Колледжа в составлении списков профессий и должностей, в соответствии с которыми работники Колледжа должны проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также списков профессий и должностей, в соответствии с которыми на основании действующего законодательства работникам Колледжа предоставляются компенсации за работу во вредных или опасных условиях труда;
- организация расследования несчастных случаев в Колледже; участие в работе комиссии по расследованию несчастного случая; оформление и хранение документов, касающихся требований охраны труда, в соответствии с установленными сроками;
- участие в подготовке документов для назначения выплат по страхованию в связи с несчастными случаями в Колледже или профессиональными заболеваниями;
- составление отчетности по охране и условиям труда по формам, установленным Федеральной службой государственной статистики РФ;
- разработка программ обучения по охране труда работников Колледжа, в том числе его Директора; проведение вводного инструктажа по охране труда со всеми лицами, поступающими на работу (в том числе временно), командированными;
- организация своевременного обучения по охране труда работников Колледжа, в том числе его Директора, и участие в работе комиссий по проверке знаний требований охраны труда;
- составление (при участии руководителей подразделений Колледжа) перечней профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда;
- оказание методической помощи руководителям подразделений Колледжа при разработке и пересмотре инструкций по охране труда;
- обеспечение подразделений локальными нормативными правовыми актами Колледжа (правилами, нормами, инструкциями по охране труда), наглядными пособиями и учебными материалами по охране труда;
- организация совещаний по охране труда;
- доведение до сведения работников Колледжа действующих законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Кемеровской области, коллективного договора, соглашения по охране труда организации;
- рассмотрение писем, заявлений, жалоб работников Колледжа, касающихся вопросов условий и охраны труда, подготовка предложений Директору Колледжа (руководителям подразделений Колледжа) по устранению выявленных недостатков.
3.3.6. Осуществление контроля за:
- соблюдением работниками Колледжа требований законов и иных нормативных правовых актов об охране труда Российской Федерации и Кемеровской области, коллективного договора, соглашения по охране труда, других локальных нормативных правовых актов Колледжа;
- обеспечением и правильным применением средств индивидуальной и коллективной защиты;
- выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению условий и охраны труда, разделом коллективного договора, касающимся вопросов охраны труда, соглашением по охране труда, а также за принятием мер по устранению причин, вызвавших несчастный случай в Колледже, выполнением предписаний органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, других мероприятий по созданию безопасных условий труда в Колледже;
- наличием в подразделениях Колледжа инструкций по охране труда для работников согласно перечню профессий и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране труда, своевременным их пересмотром;
- участие в работе комиссии по специальной оценке условий труда;
- своевременным проведением соответствующими службами необходимых испытаний и технических освидетельствований оборудования, машин и механизмов;
- эффективностью работы аспирационных и вентиляционных систем;
- состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств;
- своевременным проведением обучения по охране труда, проверки знаний требований охраны труда и всех видов инструктажа по охране труда;
- санитарно-гигиеническим состоянием производственных (технологических) и вспомогательных помещений;
- организацией рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда;
- правильным расходованием в подразделениях средств, выделенных на выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Колледже;
- своевременным и правильным предоставлением работникам Колледжа компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда;
- использованием труда женщин и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством.
3.4. Функции профкома в управлении охраной труда в Колледже
Председатель профкома Колледжа:
- организует общественный контроль за состоянием безопасности жизнедеятельности, деятельностью администрации по созданию и обеспечению здоровых условий труда, быта и отдыха работающих, обучающихся;
- принимает участие в разработке перспективных и текущих планов работы, инструкций по обеспечению безопасности жизнедеятельности подписывает их и способствует претворению в жизнь;
- контролирует выполнение коллективных договоров, соглашений по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет защиту социальных прав работающих, обучающихся Колледжа;
- проводит анализ травматизма и заболеваемости, участвует в разработке и реализации мероприятий по их предупреждению и снижению.
Организация работ по обеспечению охраны труда в Колледже
Для эффективной организации работы по охране труда в Колледже необходимо определять обязанности для каждого подразделения и конкретного исполнителя, предусматривать необходимые между подразделениями связи, обеспечивающие функционирование всей структуры, излагать в документах системы управления установленные требования и меры по обеспечению их выполнения. Организация работ по охране труда предусматривает:
- распределение обязанностей и ответственности по охране труда между руководством и специалистами, подразделениями и работниками Колледжа;
- участие работников Колледжа и их представителей в управлении охраной труда;
- обучение и подготовку работников Колледжа;
- разработку процедур по формированию документации системы управления охраной труда в Колледже;
- разработку процесса сбора и передачи информации по охране труда в Колледже.