Слово учителя – синтез риторических жанров
Слово учителя – особенное, аудиовизуальное (словесно-образное) средство реализации принципа динамического баланса, действенное средство развития творческих способностей учащихся, в системе познавательных и эмоционально-оценочных компонентов учебно-воспитательного процесса.
Риторический идеал– «система требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в той или иной культуре и отражающая систему ценностей» (А.К. Михайльская)
КЛАССИФИКАЦИЯ РЕЧЕЙ
Речь учителя может рассматриваться по нескольким классификациям. Одна из классификаций предложена Г.З. Апресяном. Он группирует речи в зависимости от сферы человеческих взаимоотношений, в которой они произносятся, и предмета выступления. В соответствии с данными признаками выделяются роды и виды красноречия.
Таблица «Классификация речей по предметно-тематическому признаку»
Роды красноречия | Виды красноречия |
1.Социально-политическое | – доклад на социально-политические и политико-экономические темы; – политическая речь – дипломатическая речь – военно-патриотическая речь; – митинговая речь – агитационная речь |
2.Академическое красноречие | – вузовская лекция; – научный доклад – научное сообщение или информация |
3.Судебное красноречие | – прокурорская, или обвинительная, речь; – адвокатская, или защитительная, речь; – самозащитительная речь |
4.Социально-бытовое красноречие | – юбилейная, или похвальная речь (2 разновидности: в честь знаменательной даты и посвященная выдающейся личности); – застольная речи (СЛОВО+ТОСТ) – надгробное слово, или поминальная речь |
5.Богословско-церковное красноречие | – проповедь (внушение веры) – речь на соборе (адресована служителям церкви, выступление для избранных, посвященных в церковные таинства). |
Основой второй существующей классификации является целевая установка ораторского выступления. Автор этой классификации Поль Сопер. Дополнения внесены Л.А. Муриной.
Исследователи выделяют общую и конкретную цель выступления.
Общая цель, или преобладающая, определяет, какой реакции выступающий хочет добиться от аудитории (информировать, убедить, воодушевить и т.д.)
Конкретная цель ясно показывать, что слушатель должен знать, чувствовать, делать. Конкретный замысел – это центральная идея темы.
Слово учителя – это синтез нижеперечисленных разновидностей, так как оно преследует несколько целей: информировать, убедить при необходимости, призвать к действию (воспитательные задачи) и т.д.
В соответствии с целеполаганием выделяются такие разновидности публичных выступлений:
информационная речь.
Задача информационной речи – помочь познать и усвоить новое, дать представление о предмете, а это достижимо, если речь интересна и ясна.
Информационной речи присущи следующие характеристики:
– актуальность сообщения;
– отсутствие спорных моментов;
– наличие элементов, побуждающих любознательность слушателей;
– удовлетворение информационно-интеллектуальных ожиданий слушателей (ответ на все поставленные оратором и аудиторией вопросы).
Ведущие принципы создания информационной речи (все они как нельзя точнее соответствуют требованиям подготовки учителя к уроку):
1.Принцип «резервных знаний» требует заготавливать значительно большее количество материала, чем войдет в информационную речь.
2.Принцип жесткости в отборе освещаемых фактов означает, что приводимые факты должны быть уместными, достаточными и точно проверенными, должны соответствовать иллюстрируемым положениям, давать точную ссылку на источник сообщения.
3.Принцип взаимосвязи известного и нового, что требует при подготовке к информационной речи сделать обычное интересным, а новое – понятным.
4.Принцип отражения динамики мышления в речи. Слушатели чувствуют потребность в упорядоченном, поступательном развитии идей. Нельзя порхать с одного на другое без ощутимой связи.
Приемы научно-популярного изложения (очень актуальны для школы):
– лексико-семантический перевод (сознательный и целенаправленный отбор языковых средств, обеспечивающий ясность и доступность содержания. Поиск простой, доступной формулировки – это одновременно и поиск разъясняющей формулировки.
– конкретизация (сведение абстрактного к конкретному). Осуществляется это различными путями (с помощью словесной наглядности (тропы), иллюстраций, экспериментов, фактов из жизни и практики). При этом должен соблюдаться принцип: от простого к сложному.
– занимательность (следует пробуждать чувства учащихся, их эмоции).
Убеждающая речь. Основная цель жанровой группы – убедить.
Принципом построения убеждающей речи является сочетание рационально-логической и эмоционально-риторической аргументации, рассуждения и внушения. Под рациональным в публичном выступлении понимаются прежде всего знания, фактический материал, аргументация.
Эмоциональный – это фон, который создается интонацией, силой жеста, выразительностью мимики, энергией и поведением говорящего.
Гомеров порядок расположения аргументов:
сильные–средние–самые сильные
Слово учителя как синтез риторических жанров:
- программная речь;
- эпидейктическая речь,
- агитационная речь;
- побуждающая речь, представление классу;
- оценочное суждение;
- отзыв;
- рецензия;
- творческий отчет;
- сентенция; шутка;
- риторический анализ речевого поведения учителя и ученика в разных ситуациях педагогического общения;
· диспут,
· дискуссия,
· дебаты,
· прения,
· беседа и др.