I. Слово учителя о Твардовском

Александр Трифонович Твардовский (1910—1971) — одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Сын раскулаченного и сосланного крестьянина, он в годы массовых репрессий одним из первых в советской поэзии создал произведения, ставшие классикой социалистического реализма. Прошел через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть, стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи главным редактором «Нового мира», сделал журнал проводником демократических идей. При этом Твардовский был настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя считал, что государственная система извратила первоначальный, ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и ссылку.

Вся жизнь Твардовского — постоянный и мучительный путь к правде, как бы ни была горька эта правда.

Авторитет Твардовского был очень велик и в обществе, и в писательской среде. Произведения Твардовского являются поэтическими свидетельствами истории народа. В них отражены все важнейшие события страны, происходившие на глазах поэта: коллективизация — в «Стране Муравии», Великая Отечественная война — в «Василии Теркине» «оттепель» — в поэме «За далью — даль» разоблачение сталинизма — в поэмах «Теркин на том свете» и «По праву памяти».

Ученики могут дополнить рассказ сведениями из учебника.

II. Беседа по творчеству Твардовского

1. Поэма «Страна Муравия».

1.1. Слово учителя.

В большинстве ранних стихов юный поэт восторженно писал о наступавших в деревне переменах. Даже когда началась коллективизация, от которой пострадала в числе прочих и семья Твардовских, он старался, как вспоминал позднее, «представить дело так, как всем нам тогда казалось», как необходимый и прогрессивный «великий перелом». В 1934— 1936 гг. Твардовский пишет поэму «Страна Муравия». Герой поэмы, крестьянин-единоличник Никита Моргунок, ищет «старинную Муравскую страну» где «Земля в длину и ширину — / Кругом своя. / Посеешь бубочку одну, / И та — твоя». Поиски заканчиваются решением героя пойти в колхоз.

1.2. Чтение отрывков, напечатанных в учебнике-хрестоматии, и комментарии к ним. Учитель может дополнить ответы, опираясь на полный текст поэмы.

— Каковы особенности сюжета и жанра поэмы? Какие литературные традиции продолжает Твардовский в этой поэме?

(Сюжет поэмы почти сказочный — путешествие в поисках счастливой страны; сказочные элементы: выбор дороги, поиски коня (цыгане трижды выводят коней для Моргунка). Соответствуют жанру волшебной сказки и герои: главный герой, претерпевающий множество приключений на пути и возвращающийся в родные места, где его и ждет счастье, — верный конь («То конь был — нет таких коней! / Не конь, а человек»), герои-помощники (паренек-тракторист, подвозивший Моргунка, гл. 13), герои-враги (укравшие коня, гл. 8), спаситель — сам «Сталин... на вороном коне», который «В одном краю, / В другом краю / Глядит, с людьми беседует / И пишет в книжечку свою / Подробно все, что следует» (гл. 7).

Песенный лад поэмы, огромное количество присказок, пословиц, поговорок тоже соответствуют фольклорному стилю: «Как в двадцать лет / Силенки нет, — / Не будет, и не жди. / Как в тридцать лет рассудка нет, — / Не будет, так ходи. / Как в сорок лет / Зажитка нет, — / Так дальше не гляди.. (гл. 4), «Пропадай, моя телега, / Все четыре колеса», «Косить пошел — покашивай, / Поехал — поезжай».

Народная лексика — просторечия, диалектизмы, уменьшительные суффиксы — создает насыщенную атмосферу сказочности.)

— Как соотносятся сказочные элементы, сказочный сюжет с реальностью, которую автор хотел отразить в поэме?

Комментарий учителя

У Твардовского порой и реалистические эпизоды приобретают символический смысл. Например, в гл. 1 описание переправы символизирует переправу к какой-то неизвестной, новой жизни:

Паром скрипит, канат трещит,

Народ стоит очком,

Уполномоченный спешит,

И баба с сундучком.

Паром идет, как карусель,

Кружась от быстрины.

Гармошку плотничья артель

Везет на край страны.

«Быстрина» происходящих событий срывает с обжитого места не только Никиту Моргунка. В дороге он слышит рассказ про деда и бабу, которые тоже «жили век в своей избе», пока не случилось небывалое половодье, представляющее явную аллегорию (гл. 6):

Разлились по всей России

Воды всех морей и рек...

Подняла вода избушку,

Как кораблик, понесла...

Спали воды. Стало сухо.

Смотрит дед — на солнце дверь:

«Ну, тому бывать, старуха,

Жить нам заново теперь».

Эта история про деда и бабу, напоминающая и историю Ноева ковчега, заканчивается благополучно, как и положено в сказках. В жизни же весна 1930 г. рушила человеческие судьбы: шло массовое раскулачивание, аресты и высылки крестьян целыми семьями.

— Как Твардовский отвечает на вопрос, поставленный его любимым поэтом, Некрасовым: «Кому на Руси жить хорошо?»

(После долгах мытарств единоличник Моргунок осознает, что страну Муравию искать не надо: хорошая жизнь рядом, в колхозе. В конце поэмы Моргунок попадает на колхозную свадьбу, где гуляют счастливые люди: «Неохота из артели / Даже замуж выходить».)

Вывод. Трагическая явь русской деревни превращается в эпическое предание о счастье, которое ждет народ в колхозном раю. С этой поэмы начался целый поток произведений — романов, повестей, сценариев, — преображавших жестокую реальность в «сказочную былье.

2. Стихотворение «Урожай».

— Каким чувством окрашено это стихотворение?

— С чем связано ощущение счастья? Как передает его поэт?

— В чем особенность описания природы в этом стихотворении?

— Что описывает поэт? Как? Чьими глазами мы видим картину сбора урожая?

(Прочитаем первое предложение-метафору: «Дышат грудью запотелой желтогривые овсы». Найдем оценочные эпитеты, удивительное сравнение хлеба с «Златой метелью» специальную лексику, связанную с крестьянским трудом.)

— Какой эмоциональный отклик у читателя рождает это стихотворение?

3. Стихотворения послевоенных лет.

В этих стихотворениях звучит и гордость одержанной победы, и вера в будущее, в успехи в мирном труде. Даже полет Гагарина осмысляется поэтом как звено всей народной жизни и истории. В стихотворении «Космонавту» (1961) Твардовский вспоминает летчиков военных лет и заключает:

Так отразилась в доблести твоей

И доблесть тех, чей день погас бесценный

Во имя наших и грядущих дней.

В стихотворениях «Новосел», в цикле «Памяти матери» происходит переосмысление роли, которую сыграла коллективизация и раскулачивание в судьбе страны, ставшие трагическим переломом в жизни миллионов людей. В стихотворениях цикла — чувство неисполненного долга, мотив внутреннего суда над собой.

В конце 1960-х годов трагические краски в лирике сгущаются, звучат мотивы подведения итогов, прощания. Но и тут поэт сохраняет иронический взгляд: «Справляй дела и тем же чередом / Без паники укладывай вещички».

Примечание. Творчество Твардовского всегда опиралось на народную традицию, его стихи внешне просты, демократичны, понятны читателю. Своей задачей поэт считал художественное постижение народной жизни, народной души, поэтому главный герой лирики поэта — человек из народа.

Заметим, что любимыми поэтами Твардовского были Пушкин и Некрасов. Их влияние, особенно некрасовское, очевидно. Заметны есенинские интонации («Сельское утро», «Размолвка»). Учтем это при анализе стихотворений.

III. Реализация домашнего задания

Чтение стихотворений Твардовского, комментарии к ним.

Домашнее задание

1. Выучить стихотворение Твардовского наизусть (по выбору); ответить на вопросы учебника-хрестоматии.

2. Прочитать стихи Твардовского о войне: «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война», «Я знаю, никакой моей вины...», «Ты, дура, смерть: грозишься людям», «Памяти матери», «Жестокая память» и др.

3. Прочитать главы из поэмы «Василий Теркин»: «О себе», «Два солдата», «Дед и баба».

Наши рекомендации