Научная организация умственной деятельности
В понятие «основы научной организации умственного труда» входят три главных компонента:
1) учет психических особенностей работающего;
2) правильная организация труда;
3) гигиена труда.
Из числа многообразных сторон психики человека, оказывающих влияние на умственный труд, играют особенно большую роль внимание, воля, память.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что внимание есть единственная дверь нашей души, через которую все, что есть в сознании, непременно проходит. Задача каждого человека, занятого умственным трудом, заключается в том, чтобы держать эти двери открытыми. Чтение книг без внимания, по принципу Евгения Онегина – «глаза его читали, мысли были далеко» - ровным счетом ничего не дает.
Есть два способа открывать «двери» внимания: путем занимательности самого предмета изучения (работать только над тем, что в данный момент интересует работающего) и путем умения заставить себя заниматься тем, чем требуется. Первый вид внимания называется непроизвольным, второй – произвольным.
Очень важно выработать у себя произвольное внимание, так как человек, владеющий своим вниманием, всегда сумеет создать работоспособное настроение и заставить себя приняться за нужный вид умственного труда, избегая малейшей потери времени на так называемую «раскачку». Наличие произвольного внимания уже свидетельствует о том, что данный человек является волевой личностью.
Развить у себя твердую волю – значит, в значительной степени создать необходимые предпосылки для производственного и умственного труда. Значение памяти в интеллектуальном труде очевидно для каждого, так как не будь у человека памяти, он не смог бы запомнить и несколько слов из прочитанного. А ведь важнейшей задачей умственной деятельности является запоминание основных фактов и положений прослушанной лекции или прочтенной книги. Занимающийся умственным трудом должен познать самого себя в этом отношении, чтобы установить, каковы свойства памяти.
Различаются четыре типа памяти: зрительная, слуховая, моторная и смешанная.
При наличии зрительной памяти рекомендуется всегда читать книги самому, а не быть слушателем: читая, необходимо широко использовать подчеркивание, расстановку выработанных самим читателем значков, желательно разноцветными карандашами. Если книга не является собственностью читателя, к подобным примерам следует прибегать в сделанных им выписках (в тетради или карточках). Заметим, что каждому студенту необходимо уже на вузовской скамье начать приобретать собственную библиотечку по предметам своей специальности.
Слуховой тип памяти требует не самого чтения книги, а слушания чтения товарища, владеющего, скажем, зрительной памятью. Если приходится читать самому, следует делать это вслух. Прочитанное важно рассказать вслух или выслушать рассказ товарища (можно делать это шепотом). Особенно важна абсолютная тишина, так как каждый звук воспринимается человеком, которому присущ этот тип памяти, наиболее обостренно, запоминается им и вызывает у него раздражение.
Человек с моторным – двигательным типом памяти нуждается в постоянном записывании прочитанного: выписках, составлении плана, тезисов, конспектов, диаграмм и пр.
В практике чаще других встречается смешанный тип памяти. Очевидно, в этом случае надо рекомендовать использование всех тех приемов, о которых упоминалось, когда речь шла о зрительной, слуховой и моторной памяти, смотря по тому, который из этих типов у данного студента преобладает.
Помня сказанное о психических особенностях занимающегося умственным трудом, следует соответствующим образом подойти к организации этого труда.
Первое, что необходимо иметь в виду, это точно определить цель труда. Будет ли она рассчитана на осмысливание, запоминание и пересказ учебного материала на ближайшем семинаре или на использование его на зачете (экзамене) в конце семестра (учебного года), или на составлении пособия, которое будет играть определенную роль в будущей работе, по окончании вуза, или, наконец, на общее обогащение своего интеллекта. Очевидно, в первом случае можно ограничиться составлением только плана, лаконичных записей и т.п. В иных случаях записи будут более полные, четкие, со ссылками на источники, с зарисовками, диаграммами и пр. Чтение книги может носить и целевое назначение. Например, изучить какой-либо частный вопрос, собрать материал к докладу на такую-то тему и т.п.
Во-вторых, работающий должен установить нормы для своего труда, т.е. рассчитать, что он может сделать в один час времени. Нарушать этот темп вредно: человек или спешит, не успевая как следует проработать намеченное, или затормаживает свою работу и вследствие этого рассеивается, отвлекается и т.д. Особенно недопустимо, когда работающий, спеша, скользит по поверхности, «проглатывает книгу», это самое непроизводительное занятие.
В-третьих, с учетом присущих работающему темпов, он должен спланировать свой труд или, иначе говоря, определить во времени, когда, к какому месяцу и числу должны быть прочитаны такие-то материалы по тому или иному предмету. Плановость в работе обеспечивает соблюдение в ней определенной системы, что очень важно. Для обеспечения систематичности в труде рекомендуется составлять план на семестр, а на его основе – план на неделю.
Важнейшее значение имеет гигиена умственного труда. Основные гигиенические требования следующие. Нужно научиться чередовать труд с разумным отдыхом. Разумно отдыхать – не значит «валяться» в кровати. Простая смена занятий уже есть отдых. Слушание легкой музыки, просмотр иллюстраций, неутомительные физические упражнения, краткая беседа с товарищами на обыденные темы и т.п. могут служить неплохим видом отдыха. Рекомендуется после каждых 50 минут умственных занятий уделять 10 минут отдыху, несколько удлиняя их, в зависимости от усталости, в последующие часы. Не следует засиживаться допоздна. Сон должен быть регулярным и продолжительным (до 8 часов в сутки). Лучше пораньше встать, чем работать ночами. Необходимо работать систематически каждый день по несколько часов, не допуская штурмовщины. Помнить, что систематический труд содействует экономии как умственных, так и физических сил в то же время является значительно более продуктивным.
И, наконец, надо беречь свое зрение. Свет должен быть достаточно ярким, но слишком яркий свет тоже портит глаза. Лучше всего, если источник находится с левой стороны, а сам свет падает сверху. Не надо читать лежа – это плохо отражается на зрении и ослабляет внимание.
При соблюдении правил умственного труда занятия будут значительно производительнее. Но для этого надо, чтобы указанные основы превратились в прочные навыки.
28. Роль познавательной мотивации в учебной деятельности и самообразовании
Познавательные мотивы включают:
1) широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.;
2)учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на усвоение способов добывания знаний. Их проявления на уроке: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности;
3) мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования и т . д.).