Человека к физической и умственной деятельности

факторам среды обитания………………………………………………...36

2.1 Организм человека как единая саморазвивающаяся

биологическая система……………………………………………………...36

2.2. Анатомо-морфологическое строение и основные физиологические функции организма……………………………………………………....................38

2.3 Мышечная система и её функции……………………………………....40

2.4. Костная система и её функции…………………………………………42

2.5.. Сердечнососудистая система………………………………………….43

2.6. Дыхательная система и её функции……………………………………44

2.7.Пищеварение……………………………………………………………..48

2.8.Функциональная подготовленность организма к физическим нагрузкам……………………………………………………………………………51

2.9.Физическое развитие……………………………………………………53

2.10.Возрастные изменения длины и массы тела………………………….54

2.11.Двигательная активность и её влияние на адаптационные возможности организма человека к умственным и физическим нагрузкам……………………………………………………………………………54

2.12.Утомление и переутомление при физической

и умственной работе…………………………………………………………57

2.13.Средства физической культуры, обеспечивающие устойчивость к физической и умственной нагрузке………………………………….....................58

Контрольные вопросы……………………………………………………….60

ВТОРОЙ КУРС, ТРЕТИЙ СЕМЕСТР

Глава 3. Основы здорового образа жизни студента.

Роль физической культуры в обеспечении здоровья…………………..60

3.1.Понятие «Здоровый образ жизни»……………………………………...60

3.2.Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека……………………………………………………………………………..62

3.3.Влияние окружающей среды на здоровье……………………………...63

3.4.Организация режима труда, отдыха и сна……………………………...64

3.5.Организация режима питания…………………………………………..65

3.6.Организация двигательной активности………………………………..66

3.7.Личная гигиена и закаливание………………………………………….67

3.8.Профилактика вредных привычек……………………………………...68

3.9.Культура межличностного общения……………………………………71

3.10.Психофизическая регуляция организма………………………………71

3.11.Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условие

здорового образа жизни……………………………………………………..72

Контрольные вопросы………………………………………………………73

ВТОРОЙ КУРС, ЧЕТВЕРТЫЙ СЕМЕСТР

Глава 4. Общая физическая и спортивная подготовка студентов

в образовательном процессе………………………………………………73

4.1. Виды физической подготовки………………………………………….73

4.2.Методические принципы физического воспитания…………………...76

4.3.Средства и методы физического воспитания………………………….79

4.4.Основы и этапы обучения движениям…………………………………80

4.5.Развитие физических качеств в процессе физического

Воспитания…………………………………………………………………..82

4.6.Зоны интенсивности физических нагрузок……………………………83

4.7.Значение мышечной релаксации при занятиях физическими упражнениями………………………………………………………………………85

4.8.Формы занятий физическими упражнениями…………………………86

4.9.Массовый спорт и спорт высших достижений………………………..88

4.10.Студенческий спорт, студенческие спортивные соревнования……..90

Контрольные вопросы………………………………………………………92

ТРЕТИЙ КУРС, ПЯТЫЙ СЕМЕСТР

Глава 5. Методические основы самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроль в процессе занятий……………………………………………………………………………93

5.1. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями……………………………………………………………………..93

5.2.Формы самостоятельных занятий……………………………………..94

5.3.Содержание самостоятельных занятий……………………………….95

5.4.Особенности самостоятельных занятий для женщин………………..97

5.5.Планирование объёма и интенсивности физических

упражнений………………………………………………………………….97

5.6.Управление процессом самостоятельных занятий……………………98

5.7.Характеристика интенсивности физических нагрузок

для студентов………………………………………………………………...99

5.8.Гигиена самостоятельных занятий……………………………………101

5.9.Профилактика травматизма……………………………………………105

5.10. Самоконтроль…………………………………………………………106

Контрольные вопросы……………………………………………………..117

ТРЕТИЙ КУРС, ШЕСТОЙ СЕМЕСТР

Глава 6. Профессионально-прикладная физическая подготовка

будущих специалистов……………………………………………………118

6.1. Профессионально-прикладная физическая культура как часть

культуры труда и физической культуры в целом…………………………118

6.2. Историческая справка по актуальности профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП)………………………………………………..120

6.3. Современное представление о профессионально-прикладной

физической подготовке работников промышленного

производства……………………………………………………………….122

6.4. Общие положения профессионально-прикладной физической

подготовки студентов………………………………………………………127

6.5. Цель, задачи и средства ППФП студентов вузов…………………….129

6.6. Факторы, определяющие содержание ППФП инженера……………134

6.7. Организация, формы и система контроля ППФП

студентов в вузе……………………………………………………………..137

6.8. Характеристика санитарно-гигиенических условий труда

в нефтегазовом производстве……………………………………………..139

6.9.Основные факторы, определяющие содержание ППФП выпускника нефтегазового производства……………………………………………………...142

6.10.Особенности ППФП, студентов будущих специалистов

нефтегазового производства, по направлениям

и специальностям…………………………………………………………..145

6.11.Цель, задачи и методические основы производственной физической

Культуры…………………………………………………………………….154

6.12. Производственная физическая культура в рабочее время…………157

6.13 Методика составления и проведения комплексов упражнений вводной гимнастики, физкультурной паузы и физкультурной минутки……………………………………………………………………………158

6.14. Физическая культура и спорт в свободное от работы время………162

6.15. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха……..…164

6.16. Дополнительные средства повышения работоспособности………166

6.17. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры………………………………………………..167

Контрольные вопросы……………………………………………………..171

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………173

ПРЕДИСЛОВИЕ

Высшее профессиональное образование и его гуманитарная составляющая, физическая культура, направлены на совершенствование личных способностей студента, формирование его как гражданина и здорового специалиста.

Предлагаемый нами теоретический курс учит тому, как возвратить человека к здоровому естественному состоянию, сделать более гуманным его образ жизни. Гуманитарное образование призвано поднять общий уровень образованности студента, сформировать у него потребность в сохранении и укреплении здоровья. Лекционный курс для студентов содержит современное изложение теоретического раздела программы по дисциплине «Физическая культура», принятой в Уфимском государственном нефтяном техническом университете.

Содержание предлагаемого обязательного курса включает в себя основополагающие понятия и термины, необходимый минимум знаний наук, питающих физическую культуру. В лекционном курсе предоставлено углубление и расширение отдельных тем, что связано с особенностями будущей профессии выпускника.

В главах пособия изложены теоретические основы физической культуры: программно-нормативные, социально-биологические, педагогические, психофизиологические, а так же основы здорового образа жизни. Рассмотрены методики оздоровительной и спортивной тренировки, самостоятельных занятий физическими упражнениями и самоконтроля, материал профессионально-прикладной физической подготовки бакалавра и специалиста нефтегазового комплекса.

Специалист будущего – это высокоорганизованная личность, быстро адаптирующаяся к социальным, экономическим преобразованиям общества, обладающая высоким интеллектом, настойчивостью в достижении поставленной цели, самостоятельностью в принятии решений, устойчивой потребностью в физическом совершенствовании. Особая роль в становлении личности как высоко подготовленного специалиста принадлежит, бесспорно, физической культуре.

Содержание методического пособия по лекционному курсу соответствует требованиям современного образовательного стандарта и дополнено результатами анализа и обобщения опыта преподавателей физического воспитания и мнения студентов.

ГЛАВА 1

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ

И СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Физическая культура и спорт

Наши рекомендации