Кейс-задачи и юридические казусы (задачи)
Юридические казусы - представляют собой спорную проблемную ситуацию по применению конкретных норм муниципального права к конкретным правовым отношениям. Студенту необходимо ответит на поставленные в задаче вопросы, на основе анализа рекомендуемых нормативных правовых актов.
Решение задачи - это поиск нормы права, оптимально отвечающей и разрешающей фактическую ситуацию. Приобретенные в процессе решения задач знания и навыки способствуют формированию профессиональных компетенций юриста у студентов. При устном разборе решения задачи студент должен аргументировать свой вариант ответа со ссылками на действующие правовые нормы, акты конституционных и уставных судов, материалы правоприменительной практики.
Например, ситуационные задачи по теме «Представительный орган муниципального образования. Статус депутата представительного органа муниципального образования»:
1. Первую сессию вновь избранного районного совета, состоявшуюся через месяц после выборов, открыл глава районной администрации. Он зачитал депутатам положения устава района о том, что полномочия председателя районного совета исполняет глава администрации района, поэтому председатель районного совета из числа депутатов не избирается. Кроме того, глава администрации заявил депутатам, что поскольку он так же, как и депутаты, избирался на свою должность населением района на основе всеобщих равных прямых выборов тайным голосованием, то он участвует в работе представительного органа наравне с депутатами, обладая теми же правами, что и они. Депутаты согласились с предложенным главой администрации района вариант том организации работы представительного органа.
Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения соответствия действующему законодательству.
2. Задача по теме: «Глава муниципального образования. Местная администрация»
Уставом города было предусмотрено, что администрация города возглавляется коллегиальным органом – комиссией, члены которой являются выборными должностными лицами местного самоуправления и избираются представительным органом местного самоуправления из своего состава. Депутаты – члены комиссии городской администрации – могут возглавлять некоторые структурные подразделения городской администрации. Однако некоторые депутаты вновь избранного состава городского совета не согласились с данным положением устава, считая, что оно нарушает нормы законодательства о муниципальной службе, поскольку работники городской администрации являются муниципальными служащими и, следовательно, не могут быть депутатами городского совета. Они обратились в суд с иском о лишении депутатов - членов комиссии городской администрации депутатских полномочий.
Какое решение должен принять суд?
Терминологический словарь
Примерная тематика для составления терминологического словаря:
1. Местное самоуправление.
2. Вопросы местного значения.
3. Муниципальное образование.
4. Муниципальная служба.
5. Местный бюджет.
6. Ответственность органов местного самоуправления.
12.6. Образовательные технологии
В процессе обучения дисциплины «Муниципальное право» применяется компетентностный подход, который акцентирует внимание на результате образования. В качестве результата образования выступает способность выпускника действовать в правовых ситуациях различного характера, а не сумма усвоенной правовой информации. Используемые в процессе обучения дисциплине «Муниципальное право» образовательные технологии, направлены на оптимизацию и повышение эффективности учебной работы студента в целях формирования у него необходимых конечных результатов обучения, т.е. компетенций.
Для достижения поставленных целей изучения дисциплины «Муниципальное право» используется традиционные и нетрадиционные образовательные технологии, при этом основными формами являются лекции и семинарские занятия.
При изложении учебного материала лекторы используют как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения лекций. В частности, используются такие формы, как:
Традиционная лекция – устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, теме вопроса и т.п. Студент воспринимает информацию на лекции, затем осознает ее, после чего преобразует ее снова в слова в виде конспекта лекции. Конспект является продуктом мышления обучающегося. Целью традиционной лекции является подача обучающимся современных, целостных, взаимосвязанных знаний, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной проблеме или теме.
Проблемная лекция начинается с вопросов или с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала необходимо решить. Проблемные вопросы отличаются от непроблемных тем, что скрытая в них проблема требует не однотипного решения. Целью проблемной лекции является усвоение студентами теоретических знаний, развитие теоретического мышления; формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего профессионала.
Лекция визуализацияподразумевает использование принципа наглядности, т.е. подача лекционного материала в визуальной форме с использованием технических средства обучения (слайды, презентации и т.п.) или с использованием специально изготовленных схем, рисунков, чертежей и т.п. Представленная таким образом информация должна обеспечить систематизацию имеющихся у студентов знаний. В зависимости от содержания учебного материала могут использоваться различные виды визуализации – натуральные, изобразительные, символические, схематические и т.п.
Лекция пресс-конференцияпроводится в форме близкой к проведению собственно пресс-конференции. Преподаватель называет тему конкретной лекции и просит студентов письменно или устно задавать ему интересующие их вопросы по данной теме. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются и акцентируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения своих знаний и интересов слушателей.
Лекция беседаили «диалог с аудиторией» предполагает непосредственный контакт преподавателя с аудиторией. В основе лекции-беседы лежит диалогическая деятельность, что представляет собой наиболее простую форму активного вовлечения студентов в учебный процесс. Диалог требует постоянного умственного напряжения, мыслительной активности студента.
Лекция-дискуссияпредполагает, что преподаватель при изложении лекционного материала организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Лекция-дискуссия активизирует познавательную деятельность аудитории и позволяет преподавателю управлять коллективным мнением группы, использовать его в целях убеждения, преодоления негативных установок и ошибочных мнений некоторых студентов.
Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизийпредполагает обсуждение конкретной ситуации или коллизии. Соответствующая ситуация или коллизия представляется аудитории устно или в очень короткой видеозаписи, слайде, диафильме. Студенты анализируют и обсуждают предложенные ситуации или коллизии сообща, всей аудиторией. Затем, опираясь на правильные высказывания и анализируя неправильные, преподаватель убедительно подводит студентов к коллективному выводу или обобщению. Иногда обсуждение ситуации или коллизии можно использовать в качестве пролога к последующей части лекции, для того чтобы заинтересовать аудиторию, заострить внимание на отдельных проблемах, подготовить к творческому восприятию изучаемого материала. Для сосредоточения внимания, ситуация или коллизия подбирается достаточно характерная и острая.
Семинарские занятия по учебной дисциплине «Муниципальное право» проводятся с целью закрепления знаний, полученных студентами на лекциях и (или) в ходе самостоятельной работы с нормативными правовыми актами, специальной и (или) дополнительной литературой, выяснения сложных и дискуссионных вопросов и коллизий конституционно-правовой (по вопросам местного самоуправления) теории и практики. По отдельным темам семинарских занятий предусмотрено написание рефератов, подготовка докладов и выполнение тестов. В рамках реализации компетентного подхода в процессе обучения дисциплине «Муниципальное право» предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Помимо традиционных форм усвоения накопленных ранее знаний при изучении дисциплины «Муниципальное право» используются активные методы обучения, которые позволяют активизировать мышление студентов, вовлечь их в учебный процесс; стимулируют самостоятельное, творческое отношение студентов к предмету; повышают степень мотивации и эмоциональности; обеспечивают постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей. В частности, используются такие формы, как:
Традиционный семинар – сложная форма организации практического занятия, по заранее определенной теме или группе вопросов, способствующая закреплению и углублению теоретических знаний и практических навыков студентов, развитию навыков самостоятельной работы с нормативными, учебными и литературными источниками, обмена взглядами, знаниями, позициями, точками зрениями.
Проектирование - позволяет формировать личностные качества студентов, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности, вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию и т.д.).
Групповая дискуссия (групповое обсуждение) используется для выработки разнообразных решений в условиях неопределенности или спорности обсуждаемого вопроса. Предметом групповой дискуссии, могут быть: спорные вопросы из области профессиональной деятельности участников дискуссии; противоречивые интересы участников группы; проблемные ситуации, в том числе предложенные к обсуждению самими участниками групповой работы; совместные или привнесенные проекты, модели, типологии; разнообразные технологии и пути их применения.
Ситуационно-ролевая или деловая игра – это имитационное моделирование профессиональной деятельностью людей в условных ситуациях с целью изучения и решения возникших проблем. Основная цель проведения игры - дать студентам практику принятия решений в условиях, максимально приближенным к реальным. Играпозволяет моделировать, обсуждать и реально проигрывать по ролям различные ситуации из области профессиональной деятельности, включая процессы межличностного и группового общения.
Анализ конкретной ситуации является одним из наиболее эффективных и распространенных методов организации познавательной деятельности студентов. Ситуация - это совокупность фактов и данных, определяющих то или иное явление или казус. Возможен случай, когда ситуация, кроме материала для анализа, содержит и проблемы, требующие решения. Анализ и разрешение ситуации осуществляется методом разбора.
Имитационное упражнение (решение задач) характеризуется признаками, сходными с теми, которые присущи методу конкретных ситуаций. Специфическая черта имитационного упражнения – наличие заранее известного преподавателю (но не студентам) правильного или наилучшего (оптимального) решения проблемы. Имитационное упражнение – своеобразный экзамен на знание тех или иных законоположений правил, методов, инструкций.
Совещания это метод коллективной выработки решений или передачи информации, основанный на данных, полученных непосредственно от участников групповой работы. Цель совещания это взаимная ориентация участников, обмен мнениями, координация планов, намерений, мотивов, жизненного и профессионального опыта.
Мастер-классэто занятие, которое проводит эксперт в определенной области или по определенным вопросам, для студентов, что позволит улучшить их теоретические знания и практические достижения в области конституционного права. Ведущие мастер-класс делятся со студентами некоторыми профессиональными секретами и могут указать начинающим на ряд недостатков или особенностей. Для проведения мастер-классов могут привлекаться представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, эксперты и специалисты.
В процессе изучения дисциплины «Муниципальное право» предусматривается взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов, направленной на изучение теоретических положений, анализ изменяющегося и дополняющегося конституционного законодательства, регулирующего сложный комплекс конституционно-правовых отношений.
В таблице приведено примерное распределение образовательных технологий по разделам и тема дисциплины. Распределение является примерным, т.к. лектор и преподаватели семинарских занятий могут варьировать образовательные технологии в зависимости от конкретной темы, а также с учетом общественно-политический ситуации в Российской Федерации и мировом пространстве:
№ п/п | Образовательная технология | Разделы и тематика дисциплины |
Лекции | ||
1. | Традиционная лекция | Раздел 1. Муниципальное право как комплексная отрасль права и наука. Тема: Становление и развитие местного самоуправления и муниципального права |
2. | Проблемная лекция | Раздел 3 Экономическая основа, основные направления деятельности и полномочия местного самоуправления Тема: Муниципальная служба |
3. | Лекция визуализация | Раздел 2 Общая характеристика местного самоуправления в современной России Тема: Понятие, природа и система местного самоуправления |
4. | Лекция беседа или «диалог с аудиторией» | Раздел 2 Общая характеристика местного самоуправления в современной России Тема: Местный референдум; Тема: Институт отзыва выборных лиц местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление; Тема: Иные институты прямой демократии в муниципальном праве |
5. | Лекция-дискуссия | Раздел 4 Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях и ответственность в местном самоуправлении Тема: Материальные и финансовые основы местного самоуправления. Правовой режим муниципальной собственности и местных бюджетов |
6. | Лекция с разбором конкретных ситуаций или коллизий | Раздел 4. Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях и ответственность в местном самоуправлении Тема: Гарантии и защита прав местного самоуправления. Ответственность в муниципальном праве и право на судебную защиту |
7. | Лекция пресс-конференция | Раздел 2. Общая характеристика местного самоуправления в современной России Тема: Вопросы местного значения |
семинарские занятия | ||
8. | Традиционный семинар | Тема: Структура органов местного самоуправления |
9. | Проектирование | Тема: Муниципальные выборы |
10. | Групповая дискуссия (групповое обсуждение) | Тема: Понятие, природа и система местного самоуправления; Тема: Представительный орган муниципального образования. Статус депутата представительного органа муниципального образования |
11. | Ситуационно-ролевая или деловая игра | Тема: Местный референдум; Тема: Институт отзыва выборных лиц местного самоуправления. Территориальное общественное самоуправление |
12. | Анализ конкретной ситуации | Тема: Муниципальные выборы; Тема: Иные институты прямой демократии в муниципальном праве |
13. | Имитационное упражнение (решение задач) | Тема: Компетенция местного самоуправления в различных сферах и областях; Тема: Материальные и финансовые основы местного самоуправления. Правовой режим муниципальной собственности и местных бюджетов |
14. | Совещания | Тема: Муниципальное право как комплексная отрасль права и наука |
15. | Мастер-класс | Тема: Муниципальная служба |
12.7. Учебно-методические указания по подготовке к семинарским занятиям
Семинары являются одним из важнейших видов теоретического и практического обучения студентов. Целью семинара является углубленное изучение дисциплины, привитие обучающемуся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у него научного и профессионального мышления, умения активно участвовать в дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение, что особо ценно для формирования профессиональных компетенций выпускника.
Подготовка студента к семинару осуществляется на основании задания (плана семинара), которое разрабатывается преподавателем на основе рабочей программы и доводится до сведения студента своевременно. При подготовке к семинару студенту необходимо усвоить основные вопросы темы семинара. Важным условием успешной подготовки к семинару является четкая организация самостоятельной работы студентов, в том числе посещение библиотеки и работа с первоисточниками. С учетом часто изменяющегося отечественного законодательства преподаватель, ведущий семинары, может рекомендовать дополнительные источники для освоения. Для изучения дисциплины студенту следует использовать комплексный подход: работа с литературой (учебной, нормативной, дополнительной), лекции, доклады, рефераты, групповые дискуссии, решение ситуационных задач и коллизий и т.д. Умение искать, анализировать и применять для ответов на вопросы и решения задач и заданий нормативно-правовые источники в значительной степени определяет успешность освоения материала по дисциплине и формирование у студентов соответствующих компетенций. При изучении дисциплины студент обязан применять и ссылаться исключительно на действующие нормативные правовые акты. Утратившие юридическую силу нормативные документы могут рассматриваться как материал по вопросам, содержащим историю развития, становления и т.д.
Входящий контроль
Входящий контроль проводится с целью выявления уровня подготовки студентов по пройденным учебным дисциплинам, предшествующим изучению дисциплины «Муниципальное право», в частности «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Конституционное право», «Административное право», «Гражданское право», «Земельное право», «Финансовое право».
Также целью входящего контроля является выявление ожиданий аудитории от предстоящего изучения данной дисциплины.
Входящий контроль может проводиться в устной форме (групповой опрос или индивидуальные собеседования со студентами) или письменной форме (ответы на поставленные вопросы в тестовой форме или в форме эссе).
Вопросы для входящего контроля:
Что является конституционно-правовой основой местного самоуправления?
Какие ветви государственной власти Вам известны?
Что такое избирательное право?
Что такое демократия?
Что такое источник права?
Что такое правовая норма?
Что такое государственная служба?
Что такое отрасль права?
Что такое правоотношение?
Что является основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений?
Какие способы реализации права Вам известны?
Что такое юридическая ответственность?
Что такое санкция?
Перечислите и охарактеризуйте виды юридической ответственности?
Назовите исторические этапы становления России?
Охарактеризуйте Россию как государство?
Что такое бюджетный процесс?
Что такое доходы и расходы бюджета?
Что такое субъект гражданского права?
Что такое гражданско-правовой договор?
Что такое государственная власть?
Что такое налог, сбор и пошлина?
Что является предметом и методом правового регулирования земельного права?
Назовите основные признаки государственного органа.
Что такое государственный внебюджетный фонд?
Составитель: | к.ю.н., доцент Балаян Э. Ю. |