Технологии социальной работы с младшими школьниками
Образование это
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
- целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
- образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…
— это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[
Сфера образования определяется рядом компонентов:
во-первых, это функции образования,
во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время,
в-третьих, организационная структура и структура управления,
в-четвертых, это инфраструктура сферы образования,
в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования.
Функции образования
1. Экономическая функция состоит в том, чтобы формировать социально-профессиональную структуру общества в целом и конкретного профессионально подготовленного индивида, в частности.
2. Политическая функция образования реализуется в подготовке индивида к участию в политической жизни общества, к участию его в решении политических задач, задач политического управления. Участие это может быть активным или пассивным, прямым или косвенным, но избежать его не удается практически ни одному человеку, живущему в современном мире, и чем полнее знание о политической сфере жизни, тем адекватнее результат.
3. Социальная функция многомерна: это воспроизведение социальной структуры общества и участие в социализации личности.
4. Социальный контроль - посредством образования общество передает определенный круг знаний, который позволяет индивиду быть социально-принятым в данной конкретной среде, социально-значимым и позитивно настроенным к данному конкретному обществу. Однако нарушение общепринятых социальных норм может вести к определенным социальным санкциям (понижение статуса, лишение приобретенных или возможных благ, негативная стигматизация и т.п.
5. Культурная функция образования также многозначна: оно играет важнейшую роль в передаче, сохранении, воспроизведении, в развитии культуры. Образование позволяет осознанно следовать национальным и религиозным традициям и нормам жизни или отвергать их, сохранять и закреплять ценности, свойственные конкретному данному народу с учетом новых исторических условий и задач. Образование является частью социо-культурной среды, в которой формируется общество в целом и каждый индивид в частности.
6. Инновационная функция образования не нуждается в подробных комментариях, очевидно, что инновационная деятельность (в современном обществе особенно) невозможна без специального образования. Более того, роль образования в этом направлении быстро растет, т.к. инновации затрагивают сразу много сфер человеческой деятельности, без учета всех факторов можно нанести большой вред как природе, так и социуму, всей среде обитания человека. Вместе с тем, социально приемлемые изменения (инновации, реформы, преобразования), хотя и нарушают установившийся порядок вещей, являются необходимым условием развития, прогресса. Создание условий для развития и прогресса также является функцией образования.
7. Функция самоактуализации человека в реализации его творческого потенциала. Этот потенциал реализуется и тогда, когда человек участвует в профессиональной деятельности, и тогда, когда развивает свои художественные способности, и в повседневной жизни. Особенностью современного общества является то, что даже те социальные роли, которые связаны с повседневной жизнью и которые раньше исполнялись по традиции, сегодня требуют специальных знаний (воспитание детей и отношения в семье, уход за больными дома, социальная безопасность и т. д.).
Специфика технологий социальной работы в сфере образования определяется тем, что она проходит в определенных образовательных учреждениях.
К ним относятся:
- дошкольные учебно-воспитательные заведения, обще образовательные и специализированные школы (физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков, гимназии и т.п.);
- средние специальные учебные заведения (техникумы, училища, колледжи);
- высшие учебные заведения (институты, университеты, академии, высшие училища со статусом вуза);
- научные и учебно-научные учреждения, обеспечивающие подготовку профессиональных кадров высшего уровня (аспирантура, адъюнктура, докторантура);
- различного типа курсы повышения квалификации, переквалификации, переподготовки;
- внешкольные образовательные учреждения (музыкальные и художественные школы, студии и клубы, общественные объединения, соединяющие общественную деятельность с образовательной и просветительной; в последние десятилетия возобновились воскресные школы приходов церквей и монастырей).
Управление системой образования определяется политикой государства в области образования. Оно осуществляется правовыми, финансовыми, организационными методами как непосредственно (системой субординации, соподчинения), так и опосредовано (системой стандартов образования, требований к кадрам образования).
Социальную работу в системе образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей; социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения..
Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
В этом - отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении. Отсюда большое внимание не только к взаимодействию в учебных коллективах, но и к внеклассной работе в школе, к внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, к формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
Во-первых, это связано с тем, что они реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь школа, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социо-культурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений.
Во-вторых, специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются е сфере образования, но и порождаются ею. Для того, чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования.
Проблемы эти можно разделить на несколько уровней.
1. Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе.
2. Второй уровень — это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи.
Хотя причины неблагополучия здесь очень различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность, или, наоборот, виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или профессиональном учебном заведении, к взаимодействию с коллективом и т.д.
3. Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и студентов, внутри коллектива учителей и др.). Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей. К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др.
Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
— недостаточная готовность учеников к обучению;
— трудности в освоении общеобразовательных программ;
— категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);
— высокая степень педагогической запущенности современных детей.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
— общая соматическая ослабленность;
— хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
— посттравматический синдром;
— логоневроз;
— психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
— отклонения интеллектуального и личностного развития;
— низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
— патохарактерологическое развитие личности;
— нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
— последствия перенесенного физического или психического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
— семейные проблемы, сложные жизненные условия;
— нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
- проживание в неблагополучной, либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, социальное сиротство;
- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная (медико-социальная).
4. Учебно-воспитательная.
5. Научно-методическая
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
Классификация социальных технологий в последнее время привлекает большое внимание исследователей, поэтому можно выделить такие направления:
- технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;
- технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;
- технологии работы с семьями школьников;
- технологии работы со школьными учителями;
- технологии социальной работы с учащимися и со студентами;
- технологии работы с преподавателями училищ и вузов;
- технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования;
- технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает социальный работник.
Нормативно-правовая база образовательных технологии
1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 г.
2. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.
3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г.
4. ФЗ «Об образовании» 2012 г.
5. Закон РБ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» 1998
6. Закон РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» 1999
7. Закон РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» 2013 г.
1. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой – от необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям.
2.Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях в поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, материального и социального положения учащихся «группы риска», в первую очередь из малообеспеченных семей, также их отношения со сверстниками, учителями и родителями. Учителя не обязаны стремиться устранять причины бедности, девиантного или делинквентного поведения своих учеников, так же как и другие симптомы их социального неблагополучия.
Социальный работник, посещая семьи учащихся, зная положение ребенка в школе и классе, его нужды и беды, поощряет родителей максимально использовать образовательные возможности школы, например, возможность наладить межличностные отношения в семье с помощью школьного психолога, принять участие в общественной акции, организуемой социальным работником, использовать возможности дополнительного образования, если ребенок проявляет особые способности к какому-либо виду деятельности; получить материальную помощь и т.п.
Особую сложность для социального работника могут представлять случаи, когда учащийся относится к категории социально дезадаптированных детей, а его семья имеет низкий воспитательный потенциал, то есть в ней процветают грубость, аморальное поведение, психические болезни, антисанитария и т.д. В таких ситуациях ни ребенок, ни социальный работник не могут рассчитывать на поддержку семьи и без привлечения специалистов (социального педагога, классного руководителя, психолога, инспектора по делам несовершеннолетних, нарколога и др.) не обойтись.
В должностные обязанности социального работника, осуществляющего свои функции в условиях массовой общеобразовательной школы, входят также
- забота о детях, окончательно или временно исключенных из школы;
- оказание помощи и поддержки родителям при переводе ребенка в другое учебное заведение, система образования в котором в большей степени соответствует его особенностям, в частности в тех случаях, когда одаренный ребенок воспитывается в семье, являющейся малообеспеченной по причине многодетности, болезни родителей, отсутствия одного из родителей и т.п.;
- защита прав детей, являющихся представителями национальных меньшинств, беженцами или переселенцами;
- выявление детей, которые незаконно заняты на работе в учебное время, и решение вопроса об их обучении;
- поддержка детей, получающих образование вне школы;
- пресечение случаев жестокого обращения с детьми;
- содействие детям (в реализации их прав в сфере образования) и родителям (в использовании социальных привилегий, предоставляемых школьникам);
- организация во внеурочное время социальной учебы учащихся, то есть обучение эффективным методам решения бытовых проблем, а также различных массовых мероприятий – благотворительных ярмарок, аукционов, акций милосердия и др.
Процесс профессионального функционирования специалиста по социальной работе состоит из нескольких этапов:
- изучение условий жизни учащихся – оформление социальных паспортов –
- формирование системы адресной социальной помощи нуждающимся в ней школьникам
- координация усилий специалистов социальной сферы, причастных к решению проблем детей «группы риска».
Стоит отметить, что подобная деятельность в России осуществляется в основном лишь в школах инновационного типа, где ребенок является ключевой фигурой учебно-воспитательного процесса и родители принимают активное участие в делах учебного заведения.
Образование это
— целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
- целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.
- образование — процесс или продукт «…формирования ума, характера или физических способностей личности…
— это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передаёт своё культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому [между поколениями]».[
Сфера образования определяется рядом компонентов:
во-первых, это функции образования,
во-вторых, концепции образования, принятые в данное конкретное время,
в-третьих, организационная структура и структура управления,
в-четвертых, это инфраструктура сферы образования,
в-пятых, это социальные группы, участвующие в процессе образования.
Функции образования
1. Экономическая функция состоит в том, чтобы формировать социально-профессиональную структуру общества в целом и конкретного профессионально подготовленного индивида, в частности.
2. Политическая функция образования реализуется в подготовке индивида к участию в политической жизни общества, к участию его в решении политических задач, задач политического управления. Участие это может быть активным или пассивным, прямым или косвенным, но избежать его не удается практически ни одному человеку, живущему в современном мире, и чем полнее знание о политической сфере жизни, тем адекватнее результат.
3. Социальная функция многомерна: это воспроизведение социальной структуры общества и участие в социализации личности.
4. Социальный контроль - посредством образования общество передает определенный круг знаний, который позволяет индивиду быть социально-принятым в данной конкретной среде, социально-значимым и позитивно настроенным к данному конкретному обществу. Однако нарушение общепринятых социальных норм может вести к определенным социальным санкциям (понижение статуса, лишение приобретенных или возможных благ, негативная стигматизация и т.п.
5. Культурная функция образования также многозначна: оно играет важнейшую роль в передаче, сохранении, воспроизведении, в развитии культуры. Образование позволяет осознанно следовать национальным и религиозным традициям и нормам жизни или отвергать их, сохранять и закреплять ценности, свойственные конкретному данному народу с учетом новых исторических условий и задач. Образование является частью социо-культурной среды, в которой формируется общество в целом и каждый индивид в частности.
6. Инновационная функция образования не нуждается в подробных комментариях, очевидно, что инновационная деятельность (в современном обществе особенно) невозможна без специального образования. Более того, роль образования в этом направлении быстро растет, т.к. инновации затрагивают сразу много сфер человеческой деятельности, без учета всех факторов можно нанести большой вред как природе, так и социуму, всей среде обитания человека. Вместе с тем, социально приемлемые изменения (инновации, реформы, преобразования), хотя и нарушают установившийся порядок вещей, являются необходимым условием развития, прогресса. Создание условий для развития и прогресса также является функцией образования.
7. Функция самоактуализации человека в реализации его творческого потенциала. Этот потенциал реализуется и тогда, когда человек участвует в профессиональной деятельности, и тогда, когда развивает свои художественные способности, и в повседневной жизни. Особенностью современного общества является то, что даже те социальные роли, которые связаны с повседневной жизнью и которые раньше исполнялись по традиции, сегодня требуют специальных знаний (воспитание детей и отношения в семье, уход за больными дома, социальная безопасность и т. д.).
Специфика технологий социальной работы в сфере образования определяется тем, что она проходит в определенных образовательных учреждениях.
К ним относятся:
- дошкольные учебно-воспитательные заведения, обще образовательные и специализированные школы (физико-математические, с углубленным изучением иностранных языков, гимназии и т.п.);
- средние специальные учебные заведения (техникумы, училища, колледжи);
- высшие учебные заведения (институты, университеты, академии, высшие училища со статусом вуза);
- научные и учебно-научные учреждения, обеспечивающие подготовку профессиональных кадров высшего уровня (аспирантура, адъюнктура, докторантура);
- различного типа курсы повышения квалификации, переквалификации, переподготовки;
- внешкольные образовательные учреждения (музыкальные и художественные школы, студии и клубы, общественные объединения, соединяющие общественную деятельность с образовательной и просветительной; в последние десятилетия возобновились воскресные школы приходов церквей и монастырей).
Управление системой образования определяется политикой государства в области образования. Оно осуществляется правовыми, финансовыми, организационными методами как непосредственно (системой субординации, соподчинения), так и опосредовано (системой стандартов образования, требований к кадрам образования).
Социальную работу в системе образования кроме самих социальных работников ведут специалисты разных профилей; социальные педагоги, социальные психологи, школьные психологи, сами учителя, а также работники специализированных учебных заведений. Методы и подходы в этом случае будут несколько отличаться, но цели останутся общими: воздействовать на процессы социализации учеников, учащихся или студентов, т.е. одновременно формировать благоприятную среду для успешного учебного процесса и создавать адекватную социальную среду социализации личности ученика и студента, а также содействовать реабилитации учителей и преподавателей в процессе их профессиональной деятельности.
Объектом воздействия становятся как отдельные личности, так и социальные группы (учебные классы), а также и весь коллектив учебного заведения..
Предметом социальной работы в системе образования будет посредническая деятельность между школьниками, учащимися и преподавателями, а также между родителями и работниками инфраструктур образования, т.е. деятельность с целью гармонизировать отношения в сфере образования и содействовать более адекватному и эффективному выполнению функций образования как социального института общества.
В этом - отличие социальной работы от работы психологов в образовательном учреждении. Отсюда большое внимание не только к взаимодействию в учебных коллективах, но и к внеклассной работе в школе, к внеучебной деятельности в вузах и средних специальных учебных заведениях, к формированию системы позитивных социально-ролевых отношений в коллективе, отношений толерантности и взаимопонимания. Социальный работник призван действовать с учетом индивидуальных особенностей отдельных лиц и особенностей таких социальных групп, как ученики, учащиеся и студенты, а также учителя и преподаватели.
Технологии социальной работы в сфере образования имеют ярко выраженную специфику.
Во-первых, это связано с тем, что они реализуются в различных образовательных учреждениях. К ним относятся в первую очередь школа, средние специальные учебные заведения, вузы, а также различные формы дошкольных и внешкольных развивающих или корректирующих учреждений и организаций (специализированные детские сады, клубы, курсы, кружки и др.), спортивные, социо-культурные, национальные, патриотические и религиозные общественные объединения и организации, действующие совместно или на базе образовательных учреждений.
Во-вторых, специфика технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются е сфере образования, но и порождаются ею. Для того, чтобы оценить специфику данных технологий, необходимо рассмотреть социальные проблемы сферы образования.
Проблемы эти можно разделить на несколько уровней.
1. Первый уровень. Это проблемы, порожденные самой системой образования. Уровень требований общества к знаниям, профессиональной подготовке, к степени овладения профессиональными навыками постоянно возрастает, еще более быстрыми темпами нарастает объем знаний, необходимых для адекватного существования в обществе, расширяются функции образования в современном обществе.
2. Второй уровень — это социальные проблемы детей из неблагополучных семей, к которым относятся как малообеспеченные семьи и семьи, проживающие ниже уровня бедности, так и педагогически запущенные семьи, не справляющиеся с воспитанием детей, а также и девиантные семьи.
Хотя причины неблагополучия здесь очень различны, последствия для детей часто бывают сходны: слабое здоровье, нервные и психические расстройства, неадекватность реакций, агрессивность, или, наоборот, виктимность, зависимое поведение, аутизм, неспособность к работе в школе или профессиональном учебном заведении, к взаимодействию с коллективом и т.д.
3. Третий уровень. Это проблемы, порожденные способами взаимодействия сторон в образовательном процессе (учеников и учителей, взаимоотношения внутри коллективов учеников и студентов, внутри коллектива учителей и др.). Они связаны, с одной стороны, с особенностями современных детей. К этим особенностям можно отнести такие модели поведения, как гиперактивность при дефиците внимания (в США она расценивается как диагноз, препятствующий работе с компьютерной техникой), немотивированная агрессия и др.
Проблемы учеников, в свою очередь, можно разделить на следующие группы:
1. Проблемы, возникающие в ходе образовательной деятельности:
— недостаточная готовность учеников к обучению;
— трудности в освоении общеобразовательных программ;
— категорический отказ учеников от посещения школы (школофобия);
— высокая степень педагогической запущенности современных детей.
2. Проблемы, связанные со здоровьем:
— общая соматическая ослабленность;
— хронические заболевания различной этиологии, создающие проблемы при обучении ребенка в массовой школе, инвалидность;
— посттравматический синдром;
— логоневроз;
— психические последствия оперативных вмешательств, перенесенных болезней.
3. Психофизиологические проблемы:
— отклонения интеллектуального и личностного развития;
— низкая работоспособность и частичное отставание в развитии высших психических функций;
— патохарактерологическое развитие личности;
— нарушение эмоционально-волевой сферы личности;
— коммуникативные проблемы (синдром отчуждения, повышенная конфликтность и др.);
— последствия перенесенного физического или психического насилия.
4. Социально-правовые проблемы:
— семейные проблемы, сложные жизненные условия;
— нарушение прав детей, физическое или психическое насилие над ребенком;
- проживание в неблагополучной, либо в малообеспеченной семье, социальная незащищенность, социальное сиротство;
- социальная дезориентация и дезадаптация, склонность к противоправным поступкам.
Основными задачами социальной работы в сфере образования являются:
1. Диагностическая.
2. Психокоррекционная.
3. Оздоровительная (медико-социальная).
4. Учебно-воспитательная.
5. Научно-методическая
6. Социально-правовая.
7. Консультационная.
8. Социально-аналитическая.
9. Просветительская.
Классификация социальных технологий в последнее время привлекает большое внимание исследователей, поэтому можно выделить такие направления:
- технологии социальной работы с дошкольниками и младшими школьниками;
- технологии социальной работы с подростками и старшими школьниками;
- технологии работы с семьями школьников;
- технологии работы со школьными учителями;
- технологии социальной работы с учащимися и со студентами;
- технологии работы с преподавателями училищ и вузов;
- технологии профилактики девиантного поведения в сфере образования;
- технологии социальной работы в специализированных учебных заведениях и детских домах.
Каждая из этих технологий, в свою очередь, включает технологии общей классификации, но преломляет их в зависимости от особенностей той группы, с которой работает социальный работник.
Нормативно-правовая база образовательных технологии
1. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» 1996 г.
2. ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» 1999 г.
3. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» 1998 г.
4. ФЗ «Об образовании» 2012 г.
5. Закон РБ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав в Республике Башкортостан» 1998
6. Закон РБ «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» 1999
7. Закон РБ «Об образовании в Республике Башкортостан» 2013 г.
1. Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях системы дошкольного образования зависит, с одной стороны, от возрастных особенностей детей-дошкольников, а с другой – от необходимых условиях, способствующих благополучному включению ребенка 3-7 лет в систему образования. Поэтому предметом заботы социального работника являются потребности дошкольников и возможности их родителей, особенно в тех случаях, когда поведение ребенка и его учебно-игровая деятельность создают проблему для сверстников и воспитателей или он терпит материальные и социальные лишения. В таких ситуациях социальный работник становится участником кампании по разработке мер профилактики и устранения симптомов неблагополучия в судьбе ребенка, берет на себя роль посредника и коммуникатора между образовательным учреждением и семей, ребенком и родителями, ребенком и воспитателями. Это особенно важно, если ребенок часто более или не посещает дошкольные учреждения без объяснения причин, неухожен, если известно, что он подвергается в семье жестокому обращению.
Когда проблема выходит за рамки компетенции образовательного учреждения, социальный работник вправе (и должен) обратиться в соответствующие полномочные социальные инстанции.
В период включения в систему дошкольного образования чаще всего впервые выявляются его отклонения в развитии – физическом, эмоциональном, познавательном. В таких случаях социальный работник должен организовать помощь своему подопечному, привлекая соответствующих специалистов – медицинских работников, психолога, социального педагога, милиционера и т.д., и таким образом своевременно устранить симптомы неблагополучия. Это, пожалуй, едва ли не единственный действительно эффективный способ сокращения количества детей «группы риска», имеющих в 3-7-летнем возрасте ряд предпосылок для получения в недалеком будущем диагноза «социальная дезадаптация».
Деятельность специалиста по социальной работе в учреждениях дошкольного образования преимущественно носит организационно-профилактический характер (выявление детей с симптомами социального неблагополучия, выяснение причин неблагополучия, организация системы адресной социальной помощи детям), ее значение трудно переоценить: эффективно организованная система социальной помощи детям.
2.Социальная работа в школах обеспечивает учащимся благополучное социальное развитие при получении ими начального общего (1-4 кл.), основного общего (1-9 кл.) и среднего (полного) общего образования (10-11 кл.).
Как и во время работы в дошкольных учреждениях, социальный работник, осуществляющий деятельность на последующем образовательном уровне, руководствуется действующим законодательством, стремится удовлетворить потребности учащихся и при этом учитывает возможности их семей. В данных условиях в поле его зрения находятся динамика посещаемости школы учащимися, успеваемости, матери