Тема 3.Психологические основы периодизации и становления личности

Тема 3.Психологические основы периодизации и становления личности

Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Соотношение понятий «становление» и «развитие». Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах З. Фрейда,
Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина. Периодизации детства и взрослости.

Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Факторы и движущие силы становления личности: природная среда, биологический и социальный факторы, собственная активность личности. Случайные обстоятельства и судьбоносные события. Значение потребностей в становлении личности. Профессионально ориентированные периодизации Е.А. Климова, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова. Психологические основания дифференциации возрастов.

Тема 4. Возрастные особенности становления личности

Дошкольное детство. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности. Кризисы развития.

Школьный возраст: младший школьный возраст, подростничество, ранняя юность. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные потребности на этих стадиях становления. Основные психологические новообразования. Профессиональное самоопределение в школьном возрасте. Кризисы развития. Психологические особенности учащихся с отклонениями в психическом развитии.

Психологические особенности учащихся профессиональной школы. Педагогическая коррекция отклоняющегося поведения учащихся. Положительное влияние профессионального обучения на становление личности учащихся.

Юность. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность и основные потребности. Основные психологические новообразования. Профессиональная адаптация молодых специалистов. Кризис профессиональных экспектаций.

Молодость. Социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования. Приобретение профессионального опыта и развитие профессионально важных качеств. Кризис социально-профессионального роста.

Зрелость. Социальная ситуация и ведущие потребности. Зрелость как акмеологический период развития личности. Индивидуальный стиль деятельности. Профессиональные деформации. Кризисы зрелости.

Старость. Социальная ситуация геронтогенеза. Основные потребности и ведущая деятельность. Деструктивные изменения. Кризис утраты профессиональной деятельности. Психологические факторы профессионального долголетия.

Тема 5.Профессиональное становление личности

Теоретические подходы к пониманию процесса профессионального развития. Взаимодействие индивидного, личностного и профессионального развития человека. Стадии профессионального становления.

Профессиональное становление личности рабочего.

Профессионально обусловленные кризисы. Профессиональные деформации личности.

Тема 6.Психология развивающего профессионального образования

Профессиональное образование как фактор становления специалиста. Ведущие парадигмы образования. Психология профессионализации образования. Ведущие образовательные единицы профессионального образования: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества обучаемых и специалистов.

Становление и сущность личностно–развивающего профессионального образования. Принципы личностно-развивающего образования. Содержание развивающего образования. Психологические компоненты профессиональных стандартов и государственных образовательных стандартов.

Проектирование личностно-развивающих технологий профессионального образования. Развивающая организация учебно-пространственной среды. Мониторинг профессионального развития личности.

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов для подготовки к практическим занятиям

Примерные темы практических занятий:

«Психология профессионального образования как отрасль прикладной психологии»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Задание 1.На основе ознакомления с научными и практическими особенностями психологии профессионального образования и их обсуждения на занятии, студенты самостоятельно заполняют таблицы

Проблемное поле психологии профессионального образованияна разных стадиях профессионального становления личности

Стадии профессионального становления Психологически обусловленные образовательные проблемы
Оптация  
Профессиональная подготовка  
Профессиональная адаптация  
Профессионализация  
Профессиональное мастерство  

Особенности психологии профессионального образования

Системо-образующие факторы Психология профобразования как наука Психология профобразования как учебная дисциплина
Цель    
Объект    
Предмет    
Методы    
Задачи    

Занятие 2. «Методы исследования психологии профобразования»

Вопросы и задания для самостоятельной работы

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какие методы психологии профессионального образования относятся к группе праксиметрических методов?

2. Какой метод предполагает многократное систематическое изучение одних и тех же испытуемых в процессе их развития?

3. Какие методы могут быть использованы для изучения содержания профессиональной деятельности?

Занятие 3. «Психологические основы периодизации и становления личности»

Порядок работы

В рамках внеаудиторной подготовки обучаемым предлагается ознакомиться с отечественными концепциями профессионального становления. Студенты самостоятельно заполняют таблицу. Результаты самостоятельной работы обсуждаются на семинаре.

Таблица

Характеристика отечественных концепций профессионального развития

Автор Критерии выделения стадий профессионального становления Содержание профессионального развития на каждой стадии
Климов Е.А.    
Зеер Э.Ф.    
Маркова А.К.    
Митина Л.М.    
Фонарёв А.Р.    

Темы контрольных работ

1. Профессионально важные качества педагога профессиональной школы (системы СПО).

2. Психологические факторы затрудненного педагогического общения.

3. Роль коммуникативной культуры в деятельности педагога профессиональной школы.

4. Психологические проблемы информатизации профессионального образования.

5. Психологические факторы девиантного поведения в системе СПО.

6. Внимание и его учет в процессе профессионального обучения.

7. Возрастные кризисы становления личности.

8. Психологические особенности возрастного развития личности.

9. Психологические особенности повышения квалификации (переобучения) взрослых.

10. Влияние индивидуально-психологических характеристик (темперамента, характера) личности на эффективность профессионального обучения.

11. Психологические особенности выбора профессии.

12. Профессиональные деформации педагога.

13. Кризисы профессионального становления личности.

14. Творческое мышление и особенности его развития.

15. История становления психологии профессионального образования.

16. Условия формирования профессиональных умений и навыков.

17. Характеристика деятельности педагога профессиональной школы.

18. Современные проблемы профессионального образования.

19. Роль памяти в профессиональном обучении.

20. Психологические условия формирования системы профессиональных знаний.

21. Вклад психологических школ (бихевиоризма, гештальтпсихологии, гуманистической психологии и др.) в понимание феномена «обучение».

22. Сравнительный анализ основных педагогических концепций обучения.

23. Психологическая характеристика деятельности мастера производственного обучения.

24. Профильное обучение как начальный этап непрерывного профессионального образования.

25. Личностные качества педагога профессиональной школы.

Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический раздел работы; заключение; литература; приложения.

К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:

1.Оформление титульного листа в соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении.

2.Во введении обозначается тема работы, ее актуальность и обосновываются мотивы ее выбора.

3.Основной раздел работы содержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональные деформации педагога, психологические особенности педагогического общения и т.д.

Описание психологического феномена может включать следующие вариативные элементы: определение понятия, теоретические подходы к его изучению в историческом аспекте, современное состояние исследуемой проблемы, и т.д.

Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.

4. В заключении работы приводятся выводы, полученные в результате теоретического анализа и/или эмпирического исследования, а также указывается подтвердилась или нашла опровержение сформулированная гипотеза.

5. Литература. Библиографический список литературы должен включать только те работы, которые проработаны автором (студентом) и на которые делаются ссылки в тексте. Литературные источники даются в алфавитном порядке с их обязательной нумерацией. Пример приведен в приложении 3.

6. Оглавление включает название всех разделов и параграфов Вашей работы с указанием нумерации страниц.

1.2. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену

1. Предмет и объект психологии профессионального образования. Задачи психологии профессионального образования.

2. Психология профессионального образования как наука и учебная дисциплина.

3. История становления и развития психологии профессионального образования.

4. Связь психологии профессионального образования с другими областями прикладной психологии.

5. Методы: понятие о методе и методологии.

6. Классификация методов исследования психологии профессионального образования.

7. Опросные методы психодиагностики. Анкетирование: правила составления анкеты.

8. Опросные методы психодиагностики. Интервью: методика подготовки к интервью. Психологические особенности проведения интервью и требования у. условиям его организации.

9. Наблюдение как метод изучения личности. Методика: «Поведенческий портрет по данным наблюдения».

10. Онтогенез: понятие и сущность. Роль социальной ситуации развития и ведущей деятельности в становлении личности.

11. Мир детства: краткая характеристика младенчества, раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста.

12. Возрастные кризисы детского возраста.

13. Психологические особенности познавательной готовности к школе.

14. Психологические особенности подросткового возраста: социальная ситуация развития, физическое развитие, «чувство взрослости».

15. Типы акцентуаций подросткового возраста и пути их коррекции.

16. Молодость, особенности жизнедеятельности и основные психологические новообразования.

17. Возрастная периодизация жизненного цикла человека. Краткая характеристика зрелости.

18. Понятие геронтогенеза. Психологические особенности пожилого и старческого возраста.

19. Сущность профессионального самоопределения личности. Мотивы выбора профессии: материальные и духовные мотивы.

20. Сущность профессионального самоопределения личности как определение личностью своего места в мире профессий.

21. Профессиональное самоопределение как условие самореализации личности. Уровни профессионального самоопределения личности: в конкретной трудовой функции, трудовом посту,специальности,профессии, профессиональное жизненное самоопределение, личностное самоопределение, самоопределение личности в культуре.

22. Профессиональное самоопределение на разных стадиях онтогенетического развития личности.

23. Этапы профессионального становления личности: основные психологические новообразования каждого этапа: выбора профессии, профессиональной подготовки, адаптации, профессионализации, мастерства.

24. Психологическая характеристика стадии оптации.

25. Психологическая характеристика стадии профессиональной подготовки.

26. Психологическая характеристика стадии профессиональной адаптации.

27. Психологическая характеристика стадии профессионализации.

28. Психологическая характеристика стадии профессионального мастерства.

29. Сущность процесса обучения.

30. Психологическиеосновытеоретическогоипроизводственногообучения.

31. Мотивы обучения и профессиональной деятельности.

32. Психологические основы профессионального воспитания.

33. Методы, формы и средства воспитательной работы.

34. Коллектив учащихся и его роль в формировании личности.

35. Диагностика индивидуальных особенностей и коррекция поведения учащихся.

36. Психологические особенности личностно ориентированного профессионального образования, социально-психологические условия его возникновения.

37. Психологическая структура личности педагога: направленность, компетентность, профессионально важные качества.

38. Профессиональные деформации педагогов: авторитарность, педагогический догматизм, педагогический консерватизм, педагогическая агрессия и т. д.

39. Аттестация как фактор стимулирования профессионального ростапедагога: цели и задачи аттестационной процедуры. Особенности экспертнойоценки педагогической деятельности, оценка методической работы и профессиональной компетентности педагога.

40. Психолого-педагогический консилиум: предмет, цели, задачи ифункции.

41. Понятие о ценностныхориентациях,влияющих на профессиональные намерения личности.

42. Возрастные особенности развития профессиональных намерений.

43. Вопросы психологии профессионального образования в трудах отечественных и зарубежных психологов.

44. Психологические закономерности выбора профессии: психофизиологические особенности личности, профессиональные интересы, склонности, намерения.

45. Индивидуально-психологические свойства личности необходимыедля успешного освоения разных типов профессий: человек-человек, человек-знак, человек-техника, человек-художественный образ, человек-природа.

46. Факторы,определяющиевыбор профессии: социально-экономические, психологические, медико-физиологические.

47. Классификация профессий Е. А. Климова по ведущему предмету труда и уровню профессиональной активности личности.

48. Личностно ориентированное содержание профессионального образования.

49. Психологические особенности обучаемости. Роль обучаемости в профессиональной деятельности.

50. Психологические особенности юности: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования возраста.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная

1. Зеер, Эвальд Фридрихович. Психология профессионального образования : учебник для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва : Академия, 2013. - 411, [1] с.

2. Зеер, Эвальд Фридрихович. Дидактические конструкты психологии профессионального образования : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Э. Ф. Зеер, Н. О. Садовникова ; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2012. - 124 с.

Дополнительная

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: вопросы тео­рии и практики. Тюмень, 1997.

2. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. 367 с.

3. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии. М; Воронеж. 2004.

4. Битянова Н.П. Психология личностного роста. М, 1995.

5. Бодалева А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина. М., 1993.

6. Глуханюк Н.С., Белова Д.Е. Психодиагностика: учеб. пособие. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО "Модэк", 2005. 204 с.

7. Громкова М.Т. Андрогогика: Теория и практика образования взрослых: Учеб. пособие. М., 2005. 495 с.

8. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

9. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. М., 2005.

10. Зеер Э.Ф. Личностно развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006, 170 с.

11. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития. М., 2006.

12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования. М., 2005.

13. Зимняя И.С. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.

14. Kузьмина H.B. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М., 1989.

15. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педа­гогических поисках. - М., 1994.

16. Климов Е.А. Психология профессионала. М.; Воронеж, 1996.

17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 1996.

18. Ливенхуд Б. Кризисы жизни — шансы жизни: развитие человека ме­жду детством и старостью. Калуга, 1994.

19. Мошкова И.Н., Малов С.Л. Психология производственного обуче­ния. М., 1990.

20. Немов Р.С. Психология. Кн. 2. Психология образования. М., 1994.

21. Новиков А.М. Методология образования. М., 2002.

22. Новиков А.М. Профессиональное образование России. М., 1997.

23. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1999.

24. Общая психодиагностика / Под ред. А.Г. Шмелева. М.: Ростов н/Д, 1996.

25. Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. — М., 1994.

26. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионализма. М.; Воронеж, 2004.

27. Панасюк А.Ю. Система повышения квалификации и психологиче­ская перестройка кадров. М., 1991.

28. Патралов Б.С, Гейджан Н.Ф. Профессиональное воспитание уча­щихся. Курс лекций. СПб., 1994.

29. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности. М., 1996.

30. Смирнов И.П.. Теория профессионального образования. М., 1996.

31. Степанова Е.И. Психология взрослых: Экспериментальная акмеология. СПб., 2006. 288 с.

32. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология. М., 2003.

33. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М., 2005.

34. Фонарев А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала. М., 2005.

35. Фрулин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития. //Вопр. психологии, 1993. № 1.

36. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Современная аудитория с мультимедийным оборудованием (видеопроектор, ноутбук, аудио аппаратура, экран для видеопроектора и другие технические средства обучения, сопровождающие образовательный процесс курса).


 

Учебно-методический комплекс дисциплины

«Психология профессионального образования»

Подписано в печать _________. Формат 60´84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Тема 3.Психологические основы периодизации и становления личности

Понятие возрастных периодов и подходы к их выделению. Соотношение понятий «становление» и «развитие». Периодизации жизни человека и психического развития личности в работах З. Фрейда,
Э. Эриксона, Д.Б. Эльконина. Периодизации детства и взрослости.

Роль социальной ситуации и ведущей деятельности в становлении личности. Факторы и движущие силы становления личности: природная среда, биологический и социальный факторы, собственная активность личности. Случайные обстоятельства и судьбоносные события. Значение потребностей в становлении личности. Профессионально ориентированные периодизации Е.А. Климова, А.К. Марковой, Ю.П. Поваренкова. Психологические основания дифференциации возрастов.

Наши рекомендации