Влюбитесь в тайну пространства
Если бы каждый человек на своем клочке земли сделал все, что мог, как прекрасна была бы Земля.
А.П. Чехов
Во Франции есть очень остроумная поговорка: «Закрой глаза и подмети перед своей дверью». Не правда ли, она заставляет нас мгновенно подумать не о философской стороне и близости к библейской мудрости, а о том, о чем мы устали и не хотим думать: о загаженных подъездах, газонах, детских площадках, лесных массивах, берегах рек и озер, свалках вдоль дорог… Проезжая по опрятной Франции, с горечью думаешь: «Но почему у нас не так? Господи, когда же и мы будем жить по-человечески?»
А вот тогда и будем, по словам Натали, когда сумеем влюбиться в тайну пространства, признаем его как высшую тайну мироздания, поймем и научим понимать детей, что все, что нас окружает, реальный Божественный мир, осквернять его – великий грех. Атеизм поверг нас в хаос, превратив человека в разрушителя. Составитель сборника афоризмов «Мудрость столетий» Н. Векшин, очень точно и горько заметил: «Всем животным человек дал точные научные названия, и лишь себя назвал по ошибке «человек разумный». Точнее о нас не скажешь. И прав был тот биолог, который заявил, что он обнаружил недостающее эволюционное звено между человекообразными обезьянами и цивилизованным человеком: подобное звено – это мы.
Все школьники изучают ботанику, биологию, вамологию, а страна задыхается от человеческой нечистоплотности. Давайте же «закроем глаза и подметем перед своей дверью» в прямом и переносном смысле. Научим себя, своих детей и внуков любить и уважать пространство вокруг себя: рабочий стол, комнату, лестничную площадку, двор, транспорт, природу, к которой устремляется на отдых, воздух, которым дышим.
Но по-настоящему мы сумеем это сделать только тогда, когда войдем в молитвенное состояние, которое определит истинное отношение ко всему, что нас окружает и кричит о помощи. Можно было бы порекомендовать нашим соотечественникам съездить поучиться идеальной чистоте и созидательной красоте в Прибалтику, Финляндию, Швецию, Германию, Францию, но у нас есть все свое, исконно русское и святое, где есть чему поучиться – это территория русских монастырей. Смирению и с молитвой трудясь на далеко не всегда плодородных почвах, монахи создают маленькие оазисы вокруг храмов. Самый яркий пример – поразительно организованное пространство, созданное на камнях острова Валаама.
Натали часто говорит об изменении нашего сознания – метанойе (преображении). Мы должны преображать себя и землю на которой живем.
Семья Натали создала парк на глинистой земле, лишенной водных источников, заросшей колючими травами, которые и сейчас растут в изобилии вдоль дороги, ведущей к имению. Это многолетний созидательный труд, который возможен только тогда, когда человек хорошо осознает, что ему отведено краткое мгновение на земле, и «это время положено, а не отложено поэтому ничего нельзя откладывать на завтра; нужно творить здесь и сейчас, сегодня и ежедневно» (Н. Дроэн).
Урок № 12
О построении храма в себе
Доброе – это прекрасное в действии
Ж.-Ж. Руссо
Каждый человек сингулярен, неповторим.
Каждому подан Божественный зародыш, который может и должен развиваться с участием самого человека. Для этого в воспитание обязательно должна быть заложена информация о Божественном предназначении и высшем Божественном творчестве человека.
Натали восхищает определение сущности зла Св. Августином: «Зло является отказом от лучшего». Зло в нас самих и в наших детях всегда начинается с отказа от лучшего. Достаточно вспомнить страшный бич для будущей матери – курение. С какой гордостью юные особы выставляют напоказ свое умение держать изящно сигарету и умело затягиваться. Еще в 60-е –70-е годы за это можно было угодить на публичное разбирательство педсовета или комитета комсомола, но сейчас свобода…
«Воспитывать девочку – это воспитывать самое общество, потому что оно исходит из семьи, где душою является женщина», – еще в шестнадцатом веке писал французский философ-гуманист Монтень Мишель.
Мать ложна в доверительных беседах объяснять дочери, что свобода – это величайшая ответственность, с помощью которой должен идти к свету, восхождению, а не падению. Объяснить символическое значение райского дерева, ставшего соблазном в грехопадении первых людей.
Будущие домостроители должны с детства понимать, что райское дерево – это не то, с которого вечно падают плоды сами в рот, а сложный символ открытости, доверия, добра и зла. Это дерево несет в себе главный элемент, определяющий выбор человека: вверх – к свету, или вниз – к тьме, падению.
Человек должен осознавать свою грандиозность и, согласуясь со своей мощью (пусть даже небольшими способностями), обязан нести в себе церковную способность строить, возводить храм в себе самом, в своей душе, в своем теле, в своей семье, тогда и общество будет храмовым, а понятие – соборность – приобретет утраченное значение: совместное понимание правды и поиска путей к ней, дух определенного сообщества людей. Жажда истинной свободы, красоты и любви должна возобладать над разнузданной свободой. Именно эту жажду должны передавать родители детям, тогда они научатся созиданию, а не разрушению и осквернению.
Именно об этом хлопочет Натали, приезжая ежегодно в Россию и на Украину и пытаясь создать хотя бы на маленьких островках сообщества женщин, которые понесут в жизнь истинную красоту.
К этому призывает нас и вся русская литература: помните классическую пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад», где купец Лопахин, анализируя нашу беспорядочность, равнодушие и безделье, весьма горестно восклицает: «Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и. Живя тут, мы сами должны по-настоящему быть великанами…»
Урок № 13
О жизни и смерти
Жизнь есть высшее, доступное человеку благо.
Л.Н. Толстой
Натали живет согласно мудрой выведенной для себя формуле: Жизнь – это антисмерть, приглашение на поклон и подъем.
Нам послано великое благо – жить духовно, интимно, но полнота жизни и в духе, и в теле.
Преображение (метанойя) должно происходить до самой смерти: и духовное, и телесное, – только тогда ты испытываешь полноту жизни и радость бытия.
Если на тебя наваливается морфология (болезни, распад), – это наваливается сумма твоих недостатков, и тела тоже, в результате небрежного отношения к себе.
Смерть – это подъем на воскрешение, ожидаемое и радостное событие; мысли о смерти не должны отягощать жизнь.
Возраст должен призывать к радости, к полету, а не к распаду, унынию и накоплению обид.
Мы живем на день больше, а не меньше, поэтому возраст дарит все богатства жизненных красок и приносит радость, не случайно в переводе с древнееврейского старость есть радость.
Творец поставил нас перед дверью – открыть ее должен каждый сам.
Уходить из жизни человек должен онтологически здоровым, тогда он сможет быть крепким корнем своего рода, своей семьи, а не бесплодной смоковницей.
«Мы часто пренебрегаем благом этой жизни, рассчитывая где-то, когда-то получить большее благо. Но такого большего блага нигде никогда не может быть, потому что нам в жизни нашей дано такое великое благо – жизнь, выше которого нет и не может быть». (Лихтенберг).