Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей короткому и бесшумному вдоху (без поднимания плечи), спокойному и плавному выдоху (без надувания щек).

3. Работа над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Выработка целенаправленной воздушной струи, формирование умения дифференцировать сильный короткий выдох и слабый плавный выдох.

5. Работа над мягкой атакой голоса. Выработка умения пользоваться громким и тихим голосом.

Звукопроизношение

1. Разработка артикуляционного аппарата к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики).

2. Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост).

2. Работа над двухсложными словами без стечения согласных (муха, домик).

3. Работа над трехсложными словами без стечения согласных (малина, василек).


Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа

1. Отождествление речевых звуков со звуками окружающей природы.

2. Выделение «рабочего» звука в ряду других звуков, на фоне слогов, слов.

3. Дифференциация акустически и артикуляторно близких звуков: глухих – звонких, мягких – твердых, свистящих – шипящих, фрикативных – аффрикатов (С-Ц), Р-Л-Й. Развитие способности кинестетического различения оппозиционных звуков (определение положения губ, языка) во время произношения. Развитие способности тактильного восприятия смешиваемых звуков (ощущение струи воздуха, вибрация голосовых складок).

4. Определение места «рабочего» звука в слове (начало, середина, конец).

5. Анализ и синтез обратных и прямых слогов с рабочими звуками.

6. Полный звуковой анализ и синтез трехзвуковых слов (на материале слов на рабочий звук).

II этап обучения

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжить работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи.

2. Начать работу над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи.

3. Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной.

4. Развитие тембровой окраски голоса, высоты тона.

Звукопроизношение

1. Формировать артикуляционную моторику у вновь поступивших детей.

2. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (подгрупповая работа).

Работа над слоговой структурой слова
(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость).

2. Работа над слоговой структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (сметана), в середине слова (пылинка, карандаш).

Развитие фонематического восприятия

1. Выделение слова с заданным звуком из предложения.

2. Закрепить умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце).

3. Определение после какого звука и перед каким звуком находится заданный звук.

4. Продолжить дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков: глухих – звонких, мягких – твердых, свистящих – шипящих, фрикативных – аффрикатов, С-Ц, Р-Л-Й.

5. Формирование фонематических представлений.

6. Повторение воспринятых на слух слоговых рядов, рядов слов.

III этап обучения

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжить работу над речевым дыханием.

2. Продолжить работу над темпом, ритмом, выразительностью речи.

3. Активно работать над интонированием речи; развивать тембровую окраску голоса.

4. Работать над повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией.

Звукопроизношение

1. Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа).

2. Автоматизация и дифференциация поставленных звуков (подгрупповая работа).

3. Формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью.

Наши рекомендации