Цель и задачи государственного экзамена
Программа
Итогового комплексного
Государственного экзамена
по направлению подготовки «Педагогическое образование»
(профиль «Дошкольное образование»)
Самара, 2016
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили: «Дошкольное образование») разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 29.06.2015 № 636; федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 №46; Положения об государственной (итоговой) аттестации выпускников ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 03.06.2013 № 79-К, Положения об основной образовательной программе высшего профессионального образования в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 31.12.2014 № 01-05/02-290; Положения о текущем, промежуточном контроле, промежуточной и итоговой аттестации студентов в условиях рейтинговой системы оценивания результатов обучения в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 08.12.2011 № 79-к; Положения о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов в условиях двухуровневой системы образования в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 08.12.2011 № 79-к.
1.2. Форма проведения экзамена – устная.
1.3. Комплексный государственный экзамен оценивается по балльно-рейтинговой системе: «отлично» – 86-100 баллов; «хорошо» – 71-85 баллов; «удовлетворительно» – 56-70 баллов; «неудовлетворительно» – 0-55 баллов.
1.4. Результаты комплексного государственного экзамена объявляются в день его проведения после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.
Содержание комплексного государственного экзамена
3.1. К видам государственных аттестационных испытаний выпускников ПГСГА, освоивших основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование», относятся:
– комплексный государственный экзамен;
– защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (далее – ВКР).
3.2. Трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 6 зачетных единиц в соответствии с ОПОП и ФГОС ВО (экзамен) и 3 зачетные единицы – защита выпускной квалификационной работы).
3.3. Итоговый комплексный государственный экзамен (далее – КГЭ) носит междисциплинарный характер и проводится в соответствии с разработанной программой. На основании программы формулируются вопросы и задания билетов государственного экзамена. Цель КГЭ – выявление и объективная оценка уровня подготовки выпускника с учетом требований ФГОС ВПО.
3.4. Для выпускников, проходящих ИГА, проводятся обзорные лекции и обязательные консультации по вопросам утвержденной программы комплексного государственного экзамена.
3.5. Билеты КГЭ утверждаются на заседании ученого совета факультета и подписываются деканом факультета. Государственный экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа на государственном экзамене студенту предоставляется до 60 мин., на ответ и собеседование по билету – до 30 мин. При подготовке ответа студент может воспользоваться программой комплексного государственного экзамена, нормативными документами по дошкольному образованию. Оценка ответа студента обсуждается на закрытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК).
3.6. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме, соответствующей уровню высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы.
3.7. Темы ВКР определяются выпускающими кафедрами. Кафедры ежегодно обновляют тематику выпускных квалификационных работ и доводят ее до сведения студентов. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из предложенной тематики, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки (или по заявке работодателя). Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант. Предусматривается рецензирование ВКР. На защиту бакалаврской работы отводится не более 30 мин.
3.8. Программа разработана с учетом характеристики профессиональной деятельности бакалавров (ФГОС, раздел IV), требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (ФГОС, раздел V).
Итоговый комплексный государственный экзамен призван определить уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВО: осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в учреждениях дошкольного образования. Комплексный характер итогового государственного экзамена предполагает соблюдение «баланса» теоретической и практической составляющих содержания обучения и определяет требования к знаниям и умениям студентов:
- знать теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;
-знать требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- уметь объяснить сложные понятия доступным для дошкольников языком;
- планировать работу по достижению целей и задач профессиональной деятельности;
- формулировать и выдвигать гипотезы о причинах возникновения проблемных ситуаций;
- классифицировать причины и факторы возможных нарушений и проблемных ситуаций, а также дифференцировать методы и способы их решения;
- выбирать и использовать методы и приемы, средства и способы решения задач профессиональной деятельности, адекватные возрасту и особенностям воспитанников;
- осуществлять рефлексию своей деятельности с целью устранения и предупреждения недостатков;
- учитывать принципы, заявленные в ФГОС ДО, при организации образовательной деятельности детей и реализовывать их в своей работе;
- учитывать закономерности процесса усвоения знаний воспитанниками (в соответствии с интеграцией образовательных областей и возрастом детей) при подготовке и проведению организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- иллюстрировать материал занятий;
- уметь целесообразно сочетать абстрактное и конкретное (наглядность и моделирование).
Комплексные задания формулируются в соответствии со следующими принципами:
-тематического единства;
-интегративности нескольких предметных областей;
-моделирования профессиональной деятельности;
-вариативности выбора решений типовых задач профессиональной деятельности;
- направленности на выявление ключевых профессиональных компетенций.
Программа комплексного государственного экзамена состоит из следующих разделов:
1. Психолого-педагогические основы дошкольного образования.
2. Теория и методика развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
3. Практическое здание (педагогический проект, сценарий праздника, развлечения, мероприятия, культурно-просветительский проект, проект групповой консультации, «круглого стола», мастер-класс, методические рекомендации, буклет, проект оформления информационного уголка).
Теоретический вопрос обеспечивает выявление:
- фундаментальности и междисциплинарности приобретенных знаний,
- уровень овладения основными понятиями, умение использовать категориальный аппарат психолого-педагогической науки,
- глубину понимания проблем и тенденций развития современного дошкольного образования на основе социально-исторических, психолого-педагогических концепций и сущности дошкольного периода детства.
Практическая часть вопроса обеспечивает выявление умения решать типично-профессиональные, актуальные для современного дошкольного образования задачи путем проектирования педагогического процесса детского сада, что позволяет выявить:
- умение разрешать типичные задачи профессионально-педагогической деятельности через отбор содержания и способов взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание развивающей среды детского сада, консультирование родителей и пр.;
- способность логично объяснять, аргументировано доказывать стратегию и тактику решения проблемы;
- творческий подход к решению педагогической задачи (ситуации).
Студент имеет право заранее (за 2 недели до экзамена) познакомиться и выбрать (путем жеребьевки) один из вариантов практического задания для подготовки к их решению на государственном экзамене. Практическое задание должно быть представлено в письменном виде. На экзамене студент должен быть готов к презентации своей разработки и диалогу-собеседованию с членами комиссии.
На экзамене, при подготовке к ответу, студенту разрешается пользоваться программами учебных дисциплин, образовательными программами дошкольного образования.
Блок «Детская практическая психология»
Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка. Классификация отклонений психического развития. Методы коррекционной работы с детьми. Специфика организации коррекционной работы с детьми. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Показатели эффективности коррекции. Психологическое консультирование. Методы индивидуального и группового консультирования. Техника консультирования педагогов и родителей.
Лингвистические основы
Устная речь как основная форма речеязыковой деятельности. Физиологический, физический и лингвистический аспекты звучания речи. Речедвигательный аппарат.
Фонетическое членение речи. Характер и функции ударения в русском языке. Ударение словесное, тактовое, фразовое. Логическое ударение.
Интонации в русской речи. Основные интонационные конструкции.
Артикуляционно-акустическая классификация звуков. Артикуляционно-акустическая классификация согласных и гласных звуков.
Артикуляция как выразительное средство в фольклоре и художественной речи.
Позиционная мена звуков: сильные и слабые позиции звуков. Редукция гласных. Понятие фонемы. Гласные фонемы русского языка и их варианты. Позиционные и комбинаторные изменения согласных звуков в потоке речи. Сильные и слабые позиции согласных. Согласные фонемы и их варианты. Фонематический слух как уникальная система синестетического взаимодействия чувственного и смыслового восприятия звучащей речи. Отражение этой системы в фонематическом характере графики и орфографии.
Фонетические законы и орфоэпические нормы. Стабильность и изменчивость в орфоэпии.
Варианты произношения гласных и согласных звуков и сочетаний; грамматических форм; слов и групп слов. Варианты произношения заимствованных слов и их производных.
Лингвистические основы
Слово как основная единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Типы лексических значений слов: 1) по мотивированности; внутренняя форма слова и его понятийное содержание; 2) по соотношению с действительностью; 3) по соотношению с контекстом; 4) по характеру выполняемых функций. Компоненты значения слова.
Механизм актуализации значения слова в речи. Полисемия. Пути образования переносных значений слов. Функции полисемии. Структура лексического значения многозначного слова. Полисемия и омонимия.
Синтагматические и парадигматические отношения в лексической системе. Тематические группы и семантические поля как множества слов, объединённых парадигматическими семантическими отношениями; их структура. Типы парадигматических отношений внутри тематической группы: гипонимия, меронимия, конверсия; синонимия и антонимия.
Фразеологические единицы. Классификация фразеологических единиц по степени их семантической слитности, по грамматическим свойствам.
Исконно русская лексика и её пласты. Старославянизмы. Заимствованная лексика. Активный и пассивный лексический запас. Архаизмы, историзмы. Неологизмы: общеязыковые, индивидуально-авторские, детские.
Стилистическое расслоение лексического запаса. Стилистически нейтральная и стилистически маркированная лексика. Характеристика лексики по сферам употребления. Лексика неограниченного употребления. Лексика территориальных и социальных диалектов и её использование в литературе.
Методика развития словаря
Сущность и значение словарной работы в детском саду.
Место словарной работы в общей системе работы по развитию речи.
Особенности развития словаря детей дошкольного возраста.
Задачи и содержание словарной работы в детском саду.Принципы словарной работы. Формы организации словарной работы в детском саду. Методы и приёмы словарной работы.
Специфика содержания, особенности организации словарной работы в разных возрастных группах детского сада.
Лингвистические основы»
Специфика слова как материала словесного искусства. Функциональная и лингвистическая специфика художественного текста.
Вопрос об интерпретации художественного текста.
Цели и характер обучения технике восприятия художественного текста. Вопрос о суггестивном воздействии художественного текста. Психопоэтика.
Звуковая организация художественного текста как чувственно воспринимаемый аспект образной системы произведения. Текстовые связи. Лингвистические средства выражения референциальной связи в художественном тексте.
Образ мира в художественном тексте. Смысловые парадигмы. Семиотический уровень смысла художественного текста. Интертекстуальность как вид смысловой компрессии в художественном тексте. Сильные позиции художественного текста и их функции.
Блок «Подготовка детей к обучению грамоте. Обучение грамоте»
Лингвистические основы»
Фонематический характер русской графики. Значения букв. Позиционный (слоговой) принцип русской графики. Обозначение мягкости согласных. Обозначение звука [j]. Пиктография и идеография в современном русском и международном культурном пространстве. Графические символы, логотипы. Графические игры.
Методика подготовки и обучения детей грамоте
Сущность подготовки детей к обучению грамоте.
Механизмы чтения и письма.
Формирование у дошкольников представлений о речи, слове, предложении.
Ознакомление детей со слоговым составом слова, с ударением, со звуковым строением слова.
Приёмы запоминания букв.
Приёмы чтения слогов-слияний.
Подготовка к обучению письму.
Основная литература
1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Русский язык и литература, Дошкольная педагогика и психология. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2007. - 320 с. -
2. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал.
3. Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический журнал.
4. Солганик Г.Я. Стилистика современного русского языка и культура речи : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. и напр. - Филология / Г.Я. Солганик ; Т.С. Дроняева. - 4-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 256 с.
5. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. - Дошкольная педагогика и психология / Н.А. Стародубова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 256 с. :
6. Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 256 с.
7. Цейтлин С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. - М. : Знак, 2009. - 592 с.
Дополнительная литература
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
3. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
4. Гриценко З.А. Литературное образование дошкольников: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 352 с.
5. Елисеева М.Б. Книга в восприятии ребенка от рождения до 7 лет: методич. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 64 с.
6. Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет [Текст] : учебно-методический комплекс / С. И. Карпова, В. В. Мамаева. - СПб. : Речь, 2007. - 144 с.
7. Киселева О. И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству. – Томск: Изд. ТГПУ, 2006. – 84 с.
8. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 224 с.
9. Максаков А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 64 с.
10. Новоторцева Н. В. Первые шаги в освоении чтения: обучение грамоте в детском саду. – СПб. : КАРО, 2005. – 240 с.
11. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
12. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 560 с.
13. Цейтлин С. Н. Язык и ребёнок : Лингвистика детской речи : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
14. Чуковский К.И. От двух до пяти; коммент. Е. Чуковская. - М. : Изд-во "Мелик-Пашаев", 2010. - 447 с.
ПРИМЕРНАЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ КАРТА КОМПЛЕКСНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Критерии оценки, в соответствии с которыми устанавливается качество сформированных у обучающихся компетенций и степень общей готовности выпускников к профессиональной деятельности представлены в таблице 1.
Оценка ответа:
2 балла - соответствие описанию образовательного результата
1 балл – частичное соответствие описанию образовательного результата
0 баллов – несоответствие описанию образовательного результата
ПРИМЕР ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО БИЛЕТА
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ) | Экзаменационный билет № 20 Факультет начального образования Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование Комплексный государственный экзамен по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») |
1. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста, его задачи и содержание. Возрастные особенности художественного развития и художественной деятельности детей дошкольного возраста. Виды художественной деятельности. 2. Аппликация как вид художественной деятельности в ДОО.Основные изобразительные средства аппликации. Задачи развития ребенка дошкольного возраста при работе с аппликацией. Виды аппликации, формы работы согласно возрастным группам. Приведите примеры изделий для работы в технике аппликации с целью решения программных задач для конкретной возрастной группы. 3. Выполните практическое задание (приложение № 1) |
СОГЛАСОВАНО Председатель Ученого совета, декан ___________________Н.Г. Кочетова «_____»___________________2016 г. | УТВЕРЖДАЮ Ректор ____________О.Д. Мочалов «___»______________2016 г. |
Приложение 1 к билету № 20
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Самарский государственный социально-педагогический университет» (СГСПУ) | Факультет начального образования Направление подготовки 44.03.05 Педагогическое образование профиль Дошкольное образование Комплексный государственный экзамен по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») | ||
Разработайте сценарий осеннего развлечения «Золотая осень» для дошкольников 6-7 лет (предусмотреть предварительную работу детей в рамках продуктивной художественной деятельности). | |||
СОГЛАСОВАНО Председатель Ученого совета, декан _____________Н.Г. Кочетова «____» ______________ 20___ г. | УТВЕРЖДАЮ Ректор ____________О.Д. Мочалов «___»______________20____г. | ||
Программа
Итогового комплексного
Государственного экзамена
по направлению подготовки «Педагогическое образование»
(профиль «Дошкольное образование»)
Самара, 2016
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Программа комплексного государственного экзамена по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (профили: «Дошкольное образование») разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 29.06.2015 № 636; федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование (квалификация (степень) бакалавр), утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 №46; Положения об государственной (итоговой) аттестации выпускников ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 03.06.2013 № 79-К, Положения об основной образовательной программе высшего профессионального образования в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 31.12.2014 № 01-05/02-290; Положения о текущем, промежуточном контроле, промежуточной и итоговой аттестации студентов в условиях рейтинговой системы оценивания результатов обучения в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 08.12.2011 № 79-к; Положения о модульно-рейтинговой системе подготовки студентов в условиях двухуровневой системы образования в ПГСГА, утвержденного приказом ректора ПГСГА от 08.12.2011 № 79-к.
1.2. Форма проведения экзамена – устная.
1.3. Комплексный государственный экзамен оценивается по балльно-рейтинговой системе: «отлично» – 86-100 баллов; «хорошо» – 71-85 баллов; «удовлетворительно» – 56-70 баллов; «неудовлетворительно» – 0-55 баллов.
1.4. Результаты комплексного государственного экзамена объявляются в день его проведения после оформления в установленном порядке протокола заседания экзаменационной комиссии.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
2.1. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Педагогическое образование», учебным планом по направлению подготовки «Педагогическое образование» (профили: «Дошкольное образование») на комплексном государственном экзамене проверяется готовность выпускника к таким видам деятельности, как педагогическая, научно-исследовательская, культурно-просветительская, а также сформированность следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);
способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);
готовностью поддерживать уровень физической подготовки, обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);
способностью использовать приемы оказания первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9);
общепрофессиональные компетенции (ОПК):
готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно- воспитательного процесса (ОПК-3);
владением основами профессиональной этики и речевой культуры (ОПК-5);
готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся (ОПК-6);
профессиональные компетенции (ПК):
в области педагогической деятельности:
способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
способностью решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);
в области проектной деятельности:
способностью проектировать образовательные программы (ПК-8);
способностью проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10).
2.2. Во время комплексного государственного экзамена выпускник должен продемонстрировать знания, умения, навыки и опыт деятельности, необходимые для успешной профессиональной деятельности, в том числе:
знание: возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области образования; форм и средств обучения и воспитания в сфере образования в соответствии с требованиями образовательных стандартов;
умение: использовать в профессиональной деятельности методы научного исследования;
навыки: постановки и решения исследовательских задач в области науки и образования;
опыт деятельности: использование технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметной области.
Содержание комплексного государственного экзамена
3.1. К видам государственных аттестационных испытаний выпускников ПГСГА, освоивших основную образовательную программу подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование» профиль «Дошкольное образование», относятся:
– комплексный государственный экзамен;
– защита выпускной квалификационной (бакалаврской) работы (далее – ВКР).
3.2. Трудоемкость государственной итоговой аттестации составляет 6 зачетных единиц в соответствии с ОПОП и ФГОС ВО (экзамен) и 3 зачетные единицы – защита выпускной квалификационной работы).
3.3. Итоговый комплексный государственный экзамен (далее – КГЭ) носит междисциплинарный характер и проводится в соответствии с разработанной программой. На основании программы формулируются вопросы и задания билетов государственного экзамена. Цель КГЭ – выявление и объективная оценка уровня подготовки выпускника с учетом требований ФГОС ВПО.
3.4. Для выпускников, проходящих ИГА, проводятся обзорные лекции и обязательные консультации по вопросам утвержденной программы комплексного государственного экзамена.
3.5. Билеты КГЭ утверждаются на заседании ученого совета факультета и подписываются деканом факультета. Государственный экзамен проводится в устной форме. На подготовку ответа на государственном экзамене студенту предоставляется до 60 мин., на ответ и собеседование по билету – до 30 мин. При подготовке ответа студент может воспользоваться программой комплексного государственного экзамена, нормативными документами по дошкольному образованию. Оценка ответа студента обсуждается на закрытом заседании государственной аттестационной комиссии (ГАК).
3.6. Выпускные квалификационные работы выполняются в форме, соответствующей уровню высшего профессионального образования: для квалификации (степени) бакалавр – в форме бакалаврской работы.
3.7. Темы ВКР определяются выпускающими кафедрами. Кафедры ежегодно обновляют тематику выпускных квалификационных работ и доводят ее до сведения студентов. Студенту предоставляется право выбора темы выпускной квалификационной работы из предложенной тематики, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки (или по заявке работодателя). Для подготовки ВКР студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультант. Предусматривается рецензирование ВКР. На защиту бакалаврской работы отводится не более 30 мин.
3.8. Программа разработана с учетом характеристики профессиональной деятельности бакалавров (ФГОС, раздел IV), требований к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата (ФГОС, раздел V).
Итоговый комплексный государственный экзамен призван определить уровень теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных ФГОС ВО: осуществлению основных видов профессиональной деятельности и решению типовых профессиональных задач в учреждениях дошкольного образования. Комплексный характер итогового государственного экзамена предполагает соблюдение «баланса» теоретической и практической составляющих содержания обучения и определяет требования к знаниям и умениям студентов:
- знать теоретические основы развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста;
-знать требования ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
- уметь объяснить сложные понятия доступным для дошкольников языком;
- планировать работу по достижению целей и задач профессиональной деятельности;
- формулировать и выдвигать гипотезы о причинах возникновения проблемных ситуаций;
- классифицировать причины и факторы возможных нарушений и проблемных ситуаций, а также дифференцировать методы и способы их решения;
- выбирать и использовать методы и приемы, средства и способы решения задач профессиональной деятельности, адекватные возрасту и особенностям воспитанников;
- осуществлять рефлексию своей деятельности с целью устранения и предупреждения недостатков;
- учитывать принципы, заявленные в ФГОС ДО, при организации образовательной деятельности детей и реализовывать их в своей работе;
- учитывать закономерности процесса усвоения знаний воспитанниками (в соответствии с интеграцией образовательных областей и возрастом детей) при подготовке и проведению организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;
- иллюстрировать материал занятий;
- уметь целесообразно сочетать абстрактное и конкретное (наглядность и моделирование).
Комплексные задания формулируются в соответствии со следующими принципами:
-тематического единства;
-интегративности нескольких предметных областей;
-моделирования профессиональной деятельности;
-вариативности выбора решений типовых задач профессиональной деятельности;
- направленности на выявление ключевых профессиональных компетенций.
Программа комплексного государственного экзамена состоит из следующих разделов:
1. Психолого-педагогические основы дошкольного образования.
2. Теория и методика развития, воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста.
3. Практическое здание (педагогический проект, сценарий праздника, развлечения, мероприятия, культурно-просветительский проект, проект групповой консультации, «круглого стола», мастер-класс, методические рекомендации, буклет, проект оформления информационного уголка).
Теоретический вопрос обеспечивает выявление:
- фундаментальности и междисциплинарности приобретенных знаний,
- уровень овладения основными понятиями, умение использовать категориальный аппарат психолого-педагогической науки,
- глубину понимания проблем и тенденций развития современного дошкольного образования на основе социально-исторических, психолого-педагогических концепций и сущности дошкольного периода детства.
Практическая часть вопроса обеспечивает выявление умения решать типично-профессиональные, актуальные для современного дошкольного образования задачи путем проектирования педагогического процесса детского сада, что позволяет выявить:
- умение разрешать типичные задачи профессионально-педагогической деятельности через отбор содержания и способов взаимодействия с участниками образовательного процесса, создание развивающей среды детского сада, консультирование родителей и пр.;
- способность логично объяснять, аргументировано доказывать стратегию и тактику решения проблемы;
- творческий подход к решению педагогической задачи (ситуации).
Студент имеет право заранее (за 2 недели до экзамена) познакомиться и выбрать (путем жеребьевки) один из вариантов практического задания для подготовки к их решению на государственном экзамене. Практическое задание должно быть представлено в письменном виде. На экзамене студент должен быть готов к презентации своей разработки и диалогу-собеседованию с членами комиссии.
На экзамене, при подготовке к ответу, студенту разрешается пользоваться программами учебных дисциплин, образовательными программами дошкольного образования.
Блок «Детская практическая психология»
Понятие о психическом здоровье, норме и отклонениях психического развития ребенка. Классификация отклонений психического развития. Методы коррекционной работы с детьми. Специфика организации коррекционной работы с детьми. Составление индивидуальных и групповых коррекционных программ, работа с одаренными детьми и детьми «группы риска». Анализ индивидуального прогресса ребенка в результате проведения коррекционной работы. Показатели эффективности коррекции. Психологическое консультирование. Методы индивидуального и группового консультирования. Техника консультирования педагогов и родителей.