Понятие конгруэнтности личности в теории К. Роджерса

Одним из важных положений теории К. Роджерса (1902-1987) является суждение о том, что индивид существует в постоянно изменяющемся мире, центром которого является он сам. Это индивидуальное пространство было названо феноменальным миром. Он не является миром объектов и предметов, а включает в себя все, что чувствует человек (организм) не зависимо от того, осознанно или не осознанно это чувство. Осознание того или иного чувства было им названо символизацией объекта. В личностном мире индивида лишь небольшая его часть переживается сознательно, при этом одни содержания опыта легко оформляются в образы, а другие остаются невнятными основаниями нового опыта. Подлинный смысл индивидуального опыта известен только самому индивиду. Полное и непосредственное знание и проникновение в мир опыта возможно лишь потенциально [17, с. 36].

Организм реагирует на окружение так, как оно дано ему в опыте и восприятии. Именно эта сфера - восприятие событий является реальной. Иными словами, человек реагирует не на какую-то абсолютную реальность, а на свое восприятие этой реальности. Это положение является одним из оснований феноменологического направления, представителем которого был Роджерс.

Оно раскрывается через следующие три принципа:

) поведение человека можно понять не с позиций объективного наблюдателя, а с позиций самой личности, ее субъективного восприятия и познания действительности;

) человек сам определяет свою судьбу, свободен в выборе и принятии решения;

) люди по природе добры и стремятся к совершенству [15, с. 58].

74. Тенденции и перспективы развития педагогики высшей школы.

Система образования общества должен соответствовать его стратегической задачей. Как отмечается в Национальной доктрине развития образования, образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечение национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене. Однако положение дел в области образования, темпы и глубина преобразований не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход к информационно-технологического общества, утверждение приоритетов устойчивого развития, другие присущие современной цивилизации черты предопределяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной рычаг современного прогресса, нуждаются в радикальной модернизации отрасли; ставят перед государством, обществом задачу обеспечить приоритетность развития образования и науки, первоочередность решения их насущных проблем.

Все это требует подходов к организации жизнедеятельности человека, которые основаны на принципах экологически безопасных, життєоберігальних, життєвідтворювальних, життєстверджувальних начал, одинаково актуальных для человека и природы. Надо идти путем, который очертил В.И. Вернадский, - учиться жить в условиях ноосферы.

Как видим, перед обществом планеты возникает ряд сложных проблем. К их решению опять-таки надо подходить с позиции, которую определил древний философ Протагор: "Человек - мера всех вещей".

Профессиональная школа, которая объединяет высшие учебные заведения всех уровней, должен сделать решительный шаг к решению этих проблем. ВУЗЫ и научно-исследовательские институты Украины обладают достаточным научным и интеллектуальным потенциалом, чтобы в течение 10 - 15 лет перестроить систему профессиональной подготовки специалистов в свете новых мировоззренческих, социальных и экономических потребностей.

Поэтому образовательная деятельность должна основываться на следующих основных постулатах:

1) соответствие образования потребностям социально-экономического развития общества;

2) обеспечение интеллектуального развития личности, овладение ею эффективными методами самостоятельной познавательной деятельности;

3) формирование у молодых поколений высоких морально-духовных качеств на основе общечеловеческих и национальных ценностей;

4) развитие высокой экологической культуры и ответственности за сохранение окружающей среды, готовности вести целесообразную жизнедеятельность в условиях ноосферы.

Решение этих сложных задач зависит прежде всего от целенаправленной, научно обоснованной деятельности педагогов высшей школы, которые обладают научными знаниями по теории образования.

Предметом педагогики высшей школы как одной из педагогических наук обучения и воспитания студентов. Основные задачи этой дисциплины - изучение и анализ социальных и исторических характеристик системы высшего образования, содержания, средств, форм, методов обучения и воспитания, особенностей организации самостоятельной учебной работы студентов, особенностей оценивания их познавательной деятельности, направлений развития и формирования студенческих коллективов, системы управления различными звеньями высшего учебного заведения.

В последнее время педагогику высшей школы пытаются отождествлять с андрагогікою ли антропологией. Думается, это искусственный подход. Если андрагогіка занимается проблемами образования взрослого человека вообще, то функционирования педагогики высшей школы ограничено рамками высшего учебного заведения.

Педагогика высшей школы, как и общая педагогика, тесно связана с другими науками, объектом изучения которых является человек. Достаточно отметить, что феномен человека постигают более 130 научных дисциплин. Однако ближе к педагогики высшей школы стоят такие науки, как философия, психология, физиология и анатомия человека, семиотика, теория коммуникации, культурология, социология, история, логика, этика, эстетика, лингвистика, литературоведение, искусствоведение, генетика, кибернетика, медицина и т.д. На протяжении предыдущих десятилетий педагогика высшей школы как наука развивалась очень медленно. Организация учебно-воспитательного процесса в ВУЗЕ осуществлялась не на научных принципах, а по принципу подражания, копирования, путем "проб и ошибок". Подавляющее большинство преподавателей высшей школы разных уровней привлекалась к научно-педагогической и педагогической работы, не имея достаточного (или и никакой) теоретической подготовки по педагогике высшей школы. В части научно-педагогических работников сложилось скептическое отношение к этой науке. Даже в системе подготовки научно-педагогических кадров через магистратуру и аспирантуру чтение курса "Педагогика высшей школы" не всегда предусматривается учебными планами.

75. Вклад казахстанских ученых-педагогов в развитие педагогики высшей школы.

Значительный вклад в развитие педагогических научных школ Казахстана внесли ученые-педагоги КазГУ им. аль-Фараби. Начало интенсивного развития педагогической науки в университете приходится на 40-е годы с открытием кафедры педагогики. Пионером в этом направлении можно назвать доктора педагогических наук, академика АН КазССР Т.Тажибаева. В период с 1948 по 1957 гг. будучи ректором КазГУ, он способствовал открытию очной аспирантуры по подготовке национальных научных кадров по педагогике, истории педагогики и психологии.

Первые исследования кафедры посвящались истории школ и просвещения в дореволюционном Казахстане. Среди этих работ особо следует отметить кандидатскую диссертацию Ш.К. Кокымбаева «Русско-киргизская (казахская) школа», монографии профессора Т.Т. Тажибаева «Развитие просвещения и педагогической мысли во второй половине Х1Х века», «Просвещение и школы Казахстана во второй половине Х1Х века», «Педагогическая мысль в Казахстане во второй половине Х1Х века». Эти исследования ученых положили начало дальнейшей разработке актуальных проблем теории и истории народного образования и педагогической мысли в республике.

Специфика развития народного образования советского периода в республике (преобладание сельских школ, интернациональный состав учащихся, недостаточность педагогических кадров и др.) определила главное направление научно-педагогических исследований кафедры «Актуальные педагогические проблемы совершенствования учебно-воспитательной работы сельских школ и подготовка для них учительских кадров». Практическое значение имеют исследования Е.Б. Дайрабаева «Некоторые вопросы методики письменных работ по казахской литературе в старших классах», А.Т. Табылдиева «Методика изучения этнических произведений в казахской средней школе», З.У. Жантекеевой «Проблемы художественного перевода казахской поэзии на русский язык (поэзия С. Сейфуллина и И. Джансугурова)», А.Х. Мухамбаевой «Влияние национальных обычаев и традиций казахского народа на воспитание детей и молодежи», В.И. Копылова «Формирование профессиональных интересов и подготовка учащихся к выбору профессии при изучении курса физики», Л.А. Гордеевой «Проблемы подготовки будущего учителя к осуществлению трудового воспитания учащихся сельской школы», А.Е. Ержанова «Деятельность школьных инспекторов по усовершенствованию учебно-воспитательной и методической работы в школе».

Становление суверенной республики Казахстан дало новый импульс коллективу кафедры по изучению и использованию традиций этнопедагогики казахского народа в учебно-воспитательном процессе. Много усилий в этом направлении прилагает доктор педагогических наук, профессор А.Т. Табылдиев. Он является одним из авторитетных ученых, внесший неоценимый вклад в развитие казахской этнопедагогики и внедрения ее идей в обучение и воспитание подрастающего поколения и подготовки педагогических кадров. Его монография «Казахская народная педагогика и воспитание» и многочисленные научные труды, посвящены развитию в республике казахской этнопедагогики как научному направлению и учебной дисциплины.

Наши рекомендации