Традиционные методы и формы организации обучения.
Процесс обучения в высшей школе реализуется в рамках многообразной целостной системы организационных форм и методов обучения.
К ним относятся: лекции, практические, семинарские, лабораторные, лабораторно-практические занятия; самостоятельная работа студентов; экспедиции, экскурсии, учебные конференции; консультации, индивидуальные занятия; учебная в производственная (педагогическая) практика; курсовые, дипломные, магистерские работы;
формы контроля, оценки и учета знаний, умений и навыков студентов: коллоквиумы, зачеты, экзамены, защита курсовых, дипломных и магистерских работ.
формы организации научно-исследовательской работы студентов: научно-исследовательские кружки, проблемные группы, объединения, школы, студенческие научные общества.
Методами обучения называют упорядоченную деятельность преподавателя и обучаемых, направленную на достижение заданных цели и задач.
Классифицировать методы обучения можно по различным критериям: традиционному - по источнику знаний; по типу познавательной деятельности учащихся; по дидактическим целям; по назначению и др.
Форма организации обучения - это внешний вид учебно- воспитательного процесса, способ существования и выражения содержания обучения.
В формах определяется четкая, протекающая во времени организация учебной деятельности учителя и учащегося, преподавателя и студента, выражается разная степень их взаимодействия. Классифицируются формы организации обучения как и методы обучения по различным критериям: определенное количество и состав студентов; дидактические цели и др.
11. Активные методы и формы обучения в подготовке будущих специалистов.
Активные методы обучения – это методы обучения, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Активные методы обучения развивают способность самостоятельно мыслить, ориентироваться в нестандартных ситуациях, находить свои подходы к решению проблем, повышают коммуникативные способности обучаемых, что определяет их ведущее место в современном учебном процессе.
Активные методы обучения способствуют выработке у обучающихся высокой мотивации к получению и усвоению знаний, их применению на практике, значительно усиливают эмоциональный отклик на процесс обучения.
активные методы обучения | ||
Неимитационные | имитационные | |
игровые | неигровые | |
проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция; эвристическая беседа; поисковая лабораторная дента; учебная дискуссия; самостоятельная работа с литературой; семинары; дискуссии | деловая игра; педагогические ситуации; педагогические задачи; ситуация инци – нсценирование различной деятельности | коллективная мыслительная деятельность; ТРИЗ работа; |
Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:
1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.
2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.
3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.
12. Новые образовательные технологии в высшей школе.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма.
Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.
Одной из главных особенностей инновационной технологии является то, что ее разработка и применение требуют высокой активности преподавателя и студента. Активность первого проявляется в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих студентов и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в технологический процесс. Активность же студентов проявляется в возрастающей самостоятельности, то есть в технологизированном процессе взаимодействия. Следовательно, инновационная педагогическая технология может быть рассмотрена как технология частного типа, где подразумеваются упорядоченные, спланированные по определенному проекту и последовательно реализуемые действия, операции и процедуры, инструментально обеспечивающие достижение прогнозируемой цели в работе с человеком или группой в определенных условиях среды. Таким образом, новые современные педагогические технологии включают в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, акмеологический подход, профессионализм.
В профессиональной подготовке студентов используются различные инновационные технологии, а именно: технология портфолио; технология проектов; технология развития критического мышления и письма.
Технология портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности — учебной, творческой, музыкально-исполнительской, коммуникативной и др. и является важным элементом деятельностного подхода к образованию.
В основе технологии проектов лежит развитие познавательных интересов студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления
Технология развития критического мышления имеет свои особенности, а именно: акцент на самостоятельность студентов в учебном процессе; поиск аргументов для решения проблемы; не принятие сведений на веру; поиск аргументированных ответов происходит на основе рефлексии, выявления неизвестного; необходимо создание условий для сотрудничества и партнерства в процессе целенаправленной деятельности.
Итак, современные педагогические технологии по-новому реализуют содержание обучения и обеспечивают достижение поставленных дидактических целей, подразумевая научные подходы к организации учебно-воспитательного процесса в вузе, расширяют диапазон предоставляемых студентам образовательных услуг, изменяют и предоставляют новые формы, методы и средства обучения. Использование современных педагогических технологий — одно из самых перспективных направлений развития высшего образования, способствующих большей индивидуализации учебного процесса, интенсификации обучения и воспитания, формированию и самоактуализации личности будущего специалиста.
13. Деятельность эдвайзера, тьютора и офис-регистратора в вузе.
Офис Регистратора (Office of Registrar) – служба, занимающаяся регистрацией всей истории учебных достижений обучающегося. Офис регистратора является подразделением, которому передана часть функций директоратов, находится в подчинении проректора по УМР.
Основные функции Офиса Регистратора
– составление и контроль за своевременным исполнением академического календаря;
– запись на учебные дисциплины (Enrollment);
– формирование академической группы;
– организация и контроль проведения входного среза знаний;
– организация и проведение итогового контроля промежуточной аттестации;
– контроль за организацией и проведением итоговой государственной аттестацией;
– доархивное хранение личных дел обучающихся;
– формирование и регулярное обновление базы данных (БД) «Регистратор»;
– ведение Транскрипта и внесение в него оценок обучающегося;
– организация и проведение инаугурации (оформление и торжественное вручение
дипломов выпускникам);
– ведение статистики по контингенту обучающихся.
Тьютор назначается из числа преподавателей, который проводит практические (семинарские) занятия и осуществляет консультации студенту при освоении дисциплин как обязательных, так и по выбору, т.е. он помогает студенту создать свою собственную траекторию обучения.
Функциональные обязанности тьютора
2.1 Представляет академические интересы студента в университете (институте).
2.2 Подготавливает все необходимые информационные материалы по организации
учебного процесса по своей дисциплине, предоставляет их студенту на бумажном или
электронном носителях.
2.3 Осуществляет групповые (индивидуальные) консультации студентов по
дисциплине.
2.4 Готовит все учебно-методические материалы, необходимые для обучения по
данной дисциплине.
2.5 Осуществляет проведение рубежного и текущего контролей по своей
дисциплине.
2.6 Поддерживает заинтересованность в обучении на протяжении всего периода
обучения по своей дисциплине.
Эдвайзер (Advisor) – преподаватель, как правило, выпускающей кафедры, оказывающий содействие обучающемуся по соответствующей специальности в выборе траектории его обучения, обеспечивающий функции наставника.
2. Функциональные обязанности Эдвайзера
– Эдвайзер по должности входит в состав Комитета института по подготовке бакалавров.
– Эдвайзер оказывает помощь обучающимся в определении индивидуальной траектории обучения и освоении образовательной программы.
– Эдвайзер содействует студенту в составлении индивидуальных учебных планов.
– Эдвайзер при необходимости содействует внесению изменений в индивидуальные учебные планы студентов.
– Эдвайзер осуществляет контроль успеваемости студентов;
– Эдвайзер принимает участие в работе комиссий, рассматривающих вопросы успеваемости студентов;
– Эдвайзер контролирует своевременную подготовку и наличие всех учебно-методических материалов, необходимых для обучения по данной специальности (дисциплине);
– Эдвайзер проверяет результаты проведения рубежного и текущего контролей по всем дисциплинам.
14. Организация самостоятельной работы студентов в условиях кредитной технологии.
Самостоятельная работа способствует развитию умений студента работать с научной литературой и информационными ресурсами. Особое значение при организации самостоятельной работы при кредитной системе обучения имеет мотивация студентов к самостоятельному обучению.
Помимо традиционных форм организации самостоятельной работы, можно использовать такие как: подготовка к деловой игре; дебатам, рецензирование студенческих работ самими студентами, составление глоссариев, подготовка и написание научных обзоров, статей и др.
Для правильного и эффективного планирования и организации СРС необходимо:
обеспечить учебно-методическую поддержку и индивидуальность заданий на самостоятельную работу студентов;
выдать задания СРС в начале учебного года (семестра);
разработать текущий и рубежный формы контроля;
установить время консультаций по СРС.
В ходе самостоятельной работы студент может:
освоить теоретический материал по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.);
закрепить знания теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (решение задач, выполнение контрольных работ, тестов для самопроверки);
применить полученные знания и практические навыки для анализа ситуации и выработки правильного решения (подготовка к групповой дискуссии, подготовленная работа в рамках деловой игры, письменный анализ конкретной ситуации, разработка проектов и т. д.);
использовать полученные знания и умения для формирования собственной позиции, теории, модели (написание выпускной (дипломной) работы, выполнение научно-исследовательской работы).
15. Теория научной деятельности высшей школы. НИРС
Необходимо рассмотреть основные понятия и компоненты научно-исследовательской работы: «научно-исследовательская работа студентов », научное знание, методы исследования. Определить понятие и разобрать элементы научно-исследовательского творчества. Определить этапы мышления по «добычи» научного знания. Рассмотреть все методы научного познания и определить условия их использования.
1) Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству.
Современное понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) включает в себя два взаимосвязанных элемента:
1) обучение студентов элементам исследовательского труда, привитие им навыков этого труда;
2) собственно научные исследования, проводимые студентами под руководством профессоров и преподавателей.
Руководство НИРС является обязательным элементом деятельности профессоров и преподавателей вузов, аспирантов. В каждом вузе организуется совет по НИРС, возглавляемый ректором; на факультете – деканом; на кафедре – заведующим кафедрой. Главными задачами советов являются: оказание всесторонней помощи руководству вуза в создании условий для широкого участия студентов в научно-исследовательской, конструкторской и творческой работе; распространение положительного опыта организации научной работы студентов; методическое руководство работой нижестоящих советов; организация научно-технических конференций, выставок, конкурсов, смотров и др.
Формы и методы привлечения студентов к научному творчеству условно подразделяются на НИР, включенную в учебный процесс, а также НИР, выполняемую студентами во внеучебное время. Учебно-исследовательская работа (УИРС) выполняется в отведенное расписанием занятий учебное время по специальному заданию в обязательном порядке каждым студентом. Основной задачей УИРС является обучение студентов навыкам самостоятельной теоретической и экспериментальной работы, ознакомление с реальными условиями труда в лаборатории, в научном коллективе.
К таким занятиям относятся :
1) лекции по дисциплине «Основы научных исследований» (ОНИ);
2) практические и лабораторные занятия с элементами научных исследований по дисциплине (ОНИ, Автомобили и др );
3) курсовое и дипломное проектирование с элементами научных исследований, наличия внедрения в виде изготовленных стендов, установок, датчиков; публикаций статей, тезисов докладов, изготовленных материалов на изобретения.
Основной формой научной работы студентов, выполняемой во внеучебное время, является участие студентов в научных исследованиях, проводимых преподавателями кафедр и сотрудниками научных учреждений вуза по госбюджету и хоздоговорной тематике.
Формы творческой работы студентов: студенческие КБ, проектные, технологические, исследовательские бюро (СКБ), научные и вычислительные центры, научно-производственные отряды.
2) Понятие научного знания
Знание – идеальное воспроизведение в языковой форме обобщенных представлений о закономерных связях объективного мира. Функции знания – обобщенное разрозненное представление о закономерностях природы, общества и мышления; хранение в обобщенных представлениях всего того, что может быть передано в качестве устойчивой основы практических действий. Процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит отражение объективной действительности в сознании человека в процессе его общественной, производственной и научной деятельности, именуемой практикой. Потребности практики выступают основной и движущей силой развития познания, его целью. От практики к теории и от теории к практики, от действия к мысли и от мысли к действительности – такова общая закономерность отношений человека в окружающей действительности.
Диалектика процесса познания выражается в противоречии между ограниченностью наших знаний и безграничной сложностью объективной действительности, между субъективной формой и объективным содержанием человеческого познания, в необходимости борьбы мнений, позволяющих путем логических доказательств и практической проверки установить истину. Вся наука, все человеческое познание направлены к достижению истинных знаний, верно отражающих действительность. Истинные знания существуют в виде законов науки, теоретических положений и выводов, учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от трудов и открытий ученых. Поэтому истинное научное знание объективно. Научное знание может быть относительным и абсолютным. Относительное знание – неполное, абсолютное – полное. Непрерывное развитие практики исключает возможность превращения знания в абсолютное.
Познание включает в себя два уровня: чувственный и рациональный.
Чувственное познание обеспечивает непосредственную связь человека с окружающей действительностью. Элементы: изучение, восприятие, представление и воображение. Рациональное познание способствует осознанию сущности процессов, вскрывает закономерности развития. Форма – абстрактное мышление. Мышление – это опосредованное и обобщенное отражение в мозгу человека существующих свойств, причинных отношений и закономерных связей между объектами или явлениями. Основной инструмент мышления – логические рассуждения человека, элементы которых: понятия, суждения, умозаключения. Понятие – это мысль, отражающая существенные и необходимые признаки предмета или явления.
Бывают: общими, единичными, собирательными, абстрактными и конкретными, абсолютными и относительными. По признаку отношений между понятиями их делят на тождественные, равнозначные, подчиненные, соподчиненные, частично согласные, противоречащие и противоположные.
Раскрытие содержания понятия называют его определением. В научном исследовании определения обычно завершают процесс исследования, закрепляют те результаты, к которым ученый пришел в своем исследовании. Без определения понятий возможно ложное толкование мыслей автора исследования. Суждение – это мысль, в которой посредством связи понятий утверждается или отрицается что-либо; - это сопоставление понятий, устанавливающих объективную связь между мыслимыми предметами и их признаками. Умозаключение – процесс мышления, составляющий последовательность двух или нескольких суждений, в результате которых выводится новое суждение. По другому умозаключение называют выводом, через который становится возможным переход от мышления к действию, к практике.
В процессе научного исследования можно отметить следующие этапы: возникновение идей; формирование понятий, суждений; выдвижение гипотез; обобщение научных фактов; доказательство правильности гипотез, суждений. Научная идея – интуитивное объяснение явление без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основании которой делается вывод. Гипотеза – это предположение о причине, которая вызывает данное следствие. Если гипотеза согласуется с наблюдаемыми фактами, то в науке ее называют теорией или законом. По мере уточнения и исправления гипотеза превращается в закон. Закон – внутренняя существенная связь явлений, обуславливающая их необходимое закономерное развитие; выражает определенную устойчивую связь между явлениями или свойствами материальных объектов. Теория – система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности.
Структуру теории формируют принципы, аксиомы, законы, суждения, положения, понятия, категории и факты. Аксиома – это положение, которое берется в качестве исходного, недоказуемого в данной теории. Теория слагается из относительно жесткого ядра и его защитного пояса. В ядро входят основные принципы. Защитный пояс содержит вспомогательные гипотезы, конкретизирующие ее ядро. Теория является наиболее развитой формой обобщенного научного знания.
3) Методы теоретических и эмпирических исследований
Метод - это способ достижения цели! Метод объективен, он является программой построения и практического применения теории. К общенаучным методам относятся: наблюдение, сравнение, счет, измерение, эксперимент, обобщение, абстрагирование, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, идеализация, ранжирование, а также аксиоматический, гипотетический, исторический и системный методы. Разнообразные методы научного познания условно подразделяются на ряд уровней: эмпирический, экспериментально-теоретический, теоретический и метатеоретический. Методы эмпирического уровня: наблюдение, сравнение, счет, измерение, анкетный опрос, собеседование, тесты, метод проб и ошибок и т.д. Методы эксперементально-теоретического уровня: эксперимент, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, гипотетический, исторический и логический методы. Методы теоретического уровня: абстрагирование, идеализация, формализация, анализ и синтез, индукция и дедукция, аксиоматика, обобщение и т.д. К методам метатеоретического уровня относятся диалектический иметод системного анализа.
Наблюдение – это способ познания объективного мира, основанный на непосредственном восприятии предметов и явлений при помощи органов чувств без вмешательства в процесс со стороны исследователя.
Сравнение - это установление различия между объектами материального мира или нахождение в них общего; осуществляется как при помощи органов чувств, так и при помощи специальных устройств.
Счет – это нахождение числа, определяющего количественное соотношение однотипных объектов или их параметров, характеризующих те или иные свойства.
Измерение – это физический процесс определения численного значения некоторой величины путем сравнения ее с эталоном.
Эксперимент – одна из сфер человеческого практики, в которой подвергается проверке истинность выдвигаемых гипотез или выявляются закономерности объективного мира.
Обобщение – определение общего понятия, в котором находит отражение главное, основное, характеризующее объекты данного класса.
Абстрагирование – это мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений предметов и выделение нескольких сторон, интересующих исследователя.
Формализация – отображение объекта или явления в знаковой форме какого-либо искусственного языка (математики, химии и т.д.).
Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором некоторые утверждения принимаются без доказательств.
Анализ – метод познания при помощи расчленения или разложения предметов исследования на составные части.
Синтез – соединение отдельных сторон предмета в единое целое.
Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе
(общему утверждению).
Дедукция – умозаключение, в котором вывод о некотором элементе множества делается на основании знания общих свойств всего множества.
Аналогия – метод, посредством которого достигается знание о предметах и явлениях на основании того, что они имеют сходство с другими.
Гипотетический метод познания предполагает разработку научной гипотезы на основе изучения физической, химической и т.п., сущности исследуемого явления, формулирование гипотезы, составление расчетной схемы алгоритма (модели), ее изучение, анализ, разработка теоретических положений.
Исторический метод познания предполагает исследование возникновения, формирования и развития объектов в хронологической последовательности.
Идеализация - это мысленное конструирование объектов, которые практически неосуществимы.
Системные методы: исследование операций, теория массового обслуживания, теория управления, теория множеств и др.
4) Элементы теории и методологии научно-технического творчества.
Творчество – мышление в его высшей форме, выходящее за пределы известного, а также деятельность, порождающая нечто качественно новое.
В частности, научное творчество связанно с познанием окружающего мира. Научно-техническое творчество имеет прикладные цели и направлено на удовлетворение практических потребностей человека. Одной из проблем творчества является его мотивационная структура. Мотивации (побуждения) связаны с потребностями, которые делятся на три группы: биологические, социальные и идеальные (подсознательные). Наиболее важным для творчества видом мышления является воображение. Творческая личность обладает рядом особенностей и прежде всего умением сосредоточить внимание и долго удерживать его на каком-либо вопросе или проблеме.
Общая схема решения научно-технических задач:
1) анализ систем задач и выбор конкретной задачи;
2) анализ технической системы и разработка ее модели;
3) анализ и формулировка условий технической задачи;
4) анализ и формулировка условий изобретательской задачи;
5) поиск идей решения (принципа действия);
6) синтез нового технического решения.
На основе рассмотренного в данном параграфе можно сделать вывод о том, что научно-исследовательская работа это сложный компонент учебной работы, который включает в себя совокупность мотивационной сферы студента, обеспечение которой берет на себя педагог, методов и форм научного познания, необходимых для полноценного исследовательского процесса. Сделан анализ методов познания. Определена структура научного знания, как последовательность этапов мышления и рассмотрение их функций. Таким образом, рассмотрев все компоненты научно-исследовательской работы, можно переходить к рассмотрению следующего параграфа.