Отношения множественной производности

Производная основа может находиться в отношени­ях производности не с одной, а с двумя (реже — более) производящими основами. Такие отношения называют отношениями множественной производности.

Множественность производности характерна для словообразования разных частей речи. Например, на­речия с приставками пре-, сверх-, архи- (премило, пре- весело; сверхчисто, сверхбыстро; архимодно) могут быть образованы и от префиксальных прилагательных с помощью суффикса -о (премилый — премил-о, пре- весёлый — превесел-о, сверхчистый — сверхчист-о, ар­химодный — архимодн-о), и от наречий с помощью при­

зов

ставок (мило — пре-мило, весело — пре-весело, чисто — сверх-чисто, модно — архи-модно), прилагательные с приставками предложного происхождения (до-, пред-, без- и т. п.) могут производиться и на основе сочетаний существительных с предлогом (до войны — до-воен- н-ый, перед праздником — пред-празднич-н-ый, без классов — бес-класс-ов-ый) и с помощью приставок от прилагательных; ср.: военные — до-военные (годы); праздничный — пред-праздничный (день); классо­вое— бес-классовое (общество).

О множественной мотивации допустимо говорить лишь в тех случаях, когда производное в одном и том же значении может быть соотнесено и по форме, и по смыслу с разными производящими. При этом между производным и разными производящими должны быть минимальные отличия. К таким случаям относятся, например, существительные типа перезащита (ср.: за­щита — перезащита; перезащищать — перезащита), перерегистрация [1) от регистрация, 2) от перерегист­рировать] . Примеры явлений множественной мотивации см. 7, 48.

§ 31. ВИДЫ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРОИЗ­ВОДНОЙ И ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВАМИ

Словообразовательное значение устанавливается на основании семантического соотношения между произ­водными и производящими. Если поставить вопрос, ка­кие в общем виде семантические отношения воз­можны между производящей базой и производным сло­вом, обнаружим, что можно различать четыре вида та­ких отношений ':

1) отношения транспозиции. Значение произ­водящего переводится из одной части речи в другую; при этом производное получает новое категориально- грамматическое значение, но сохраняет то же лекси­ческое значение: свежий — свежесть, переписывать — переписывание;

2) отношения модификации. Значение произ­водного целиком базируется на значении производяще­го, оно лишь осложнено некоторой семантической до­бавкой: мяч — мячик, деревня — деревенька, делать — доделать, переделать. Этот вид отношений характерен для модификационных типов;

3) отношения эквивалентности. Лексическое значение производного эквивалентно значению произ­водящего слова или словосочетания. Этот вид отноше­ний характерен для таких способов словообразования, как аббревиация (МГУ— Московский государствен­ный университет, ООН — Организация Объединенных Наций, райком — районный комитет) и усечение (за­меститель — зам, специалист — спец, магнитофон — маг, заведующий — зав). Семантически эквивалентные производные, как правило, отличаются от производя­щих стилистической окраской разговорности (усечения) или книжности (аббревиатуры) (см. подробнее 5, 33).

Отношения эквивалентности обнаруживаем также в способе словообразования, который принято называть универбацией (или семантической конденсацией): словосочетание при помощи суффиксации «свертывает­ся» в слово: зачётная книжка — зачётка, попутная машина — попутка, «Вечерняя Москва» — Вечёрка, Историческая библиотека — Историчка, манная кру­па — манка. Этот способ, так же как и усечение, дей­ствует преимущественно в разговорной речи.

Особый подвид отношений семантической эквива­лентности образуют суффиксальные производные, отли­чающиеся от производящих стилистической окраской: свечка, стенка, книжка, позабыть, кобылица. В таких случаях аффикс играет роль лишь стилистического средства;

4) отношения мотивации (в узком смысле сло­ва[60]). Значение производного выводится тем или иным образом из значения производящего слова или словосочетания (если речь идет о сложном слове). Этот вид отношений самый распространенный и самый «лек­сически капризный». Он охватывает мутационные (не- модификационные) словообразовательные типы. Значе­ние производного может быть связано со значением производящего по-разному. Ср. такие слова, как под­снежник, горячка (болезнь), чернушка (гриб), апте­карь, бумажник.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о сло­ве.) М., 1986.

ОокиШ М. Туогеш' в1оу V сезМпё. РгаЬа, 1962. Т. 1: Теопе ойуогоуагп в1оу. С. 191—219. (Резюме на рус. яз.)

Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтакси­ческая: К теории части речи Ц Очерки по лингвистике. М., 1962.

Ермакова О. П. Фразеологичность семантики производных слов различных словообразовательных структур Ц Актуальные проблемы русского словообразования, 1. Ташкент, 1975. С. 57—63.

Земская Е. А. Заметки по современному русскому словообразо­ванию Ц Вопр. языкознания. 1965. № 3.

Русская грамматика. РгаЬа, 1979, § 716—878.

Улуханов И. С. О принципах описания значений словообразо­вательно мотивированных слов Ц Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1970. № 1.

Глава 5

СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ[61]

Понятие способ словообразования в син­хронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразова­нии это понятие служит для ответа на вопрос, с по­мощью какого средства (или каких средств), каким пу­тем образовано производное слово; в синхронном слово­образовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выра­жается деривационное (словообразовательное) значе­ние производного слова (о понятии «деривационное значение» см. в гл. 4).

Способы словообразования устанавливаются в зави­симости от того, какие средства используются для вы­ражения деривационного значения производного слова, поэтому следует различать две основные группы спосо­бов словообразования: аффиксальные и неаффиксаль­ные.

В аффиксальных способах словообразования [62]основным средством выражения деривационного значе­ния производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Есте­ственно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы (значимое отсутствие аффикса) (см. об этом в гл. 1).

В неаффиксальных способах словообразова­ния аффиксы не участвуют. Для выражения дерива­ционного значения производного слова служат иные средства, например порядок следования частей произ­водного слова, усечение производящей основы (или основ), изменение парадигмы словоизменения, при об­разовании производного слова на базе словосочета­ния — единое ударение.

В зависимости от того, сколько производящих основ участвует в словообразовании, различают способы об­разования простых и сложных слов. Если в качестве производящей выступает одна основа, производное яв­ляется простым словом. Если производящих основ две или более, производное является сложным сло­вом. В составе сложного слова может быть и более двух компонентов. Сложные слова, в которые входит более трех компонентов, крайне редки и относятся к области окказионального словообразования (см. гл. 7).

АФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Аффиксальные способы словообразования очень разнообразны, с их помощью создается основной массив производных слов. Эти способы разграничивают исходя из того, какого рода аффиксы (суффиксы, префиксы) принимают участие в выражении деривационного зна­чения. С другой точки зрения, различают смешанные и несмешанные (чистые) аффиксальные способы словооб­разования. В несмешанных способах в качестве форманта используется одно средство (например, суф­фикс или префикс). Всмешанных способах в состав форманта входят несколько словообразовательных средств (например, суффикс и префикс).

Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) — выражение деривационного значе­ния с помощью суффикса и системы флексий производ­ного слова. Как правило, производные одного и того же словообразовательного типа относятся к одному и тому же типу словоизменения. Однако среди суффиксальных существительных есть такие типы, в которых производ­ные в зависимости от каких-то причин имеют разные парадигмы словоизменения. Выбор парадигмы произ­водного может зависеть от грамматических признаков производящего, например категории одушевленности. Так, отглагольные существительные с суффиксом -л-, обозначающие производителя действия, относятся к об­щему роду, если они обозначают лицо (объедала, обдирала, зубрила), а если они обозначают предмет, то к среднему роду (пугало, кадило).

Суффиксация действует в словообразовании всех частей речи. Производные могут относиться как к той же части речи, что и производящие, так и к иной.

Существительные: переплёт — переплёт-чик, учи­тель — учитель-ница; жёлтый — желт-ок; мечтать — мечта-тель.

Прилагательные: мама — мам-ин, асфальт — ас- фальт-ов-ый, глаз — глаз-аст-ый, разрезать — раз- рез-н-ой.

Глаголы: лентяй — лентяй-нича-ть, белый —бе- л-е-ть.

Наречия: быстрый — быстр-о, светлый — светл-о.

Сложносуффиксальный способ — выра­жение деривационного значения производного с по­мощью словосложения и суффиксации — действует в словообразовании имен существительных: орденоносец, канатоходец, землепроходец (не существует ни слов «орденонос», «канатоход» и т. д., ни слов «носец», «ходец» и т.д.).

Префиксальный способ словообразования (префиксация) — выражение деривационного значения производного слова с помощью префиксов — действует в словообразовании всех частей речи, но при префикса­ции (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той части речи, что и производящее.

Существительные: город — при-город, радикал — ультра-радикал, атака — контр-атака, удача — сверх­удача, фашист — анти-фашист, красавица — рас-кра- савица, автор — со-автор.

Прилагательные: умный — пре-умный, прочный — сверх-прочный, военный — анти-военный.

Глаголы: читать — пере-читать, бежать — вы-бе- жать, думать — раз-думать, звенеть — за-звенеть.

Наречия: быстро — пре-быстро, глупо — сверх­глупо.

Префиксальн о-с уффиксальный спо­соб — в качестве форманта используются префикс и суффикс. Оба аффикса участвуют в едином акте сло­вообразования одновременно. Внутри префиксально- суффиксального способа словообразования различают­ся два подвида:

1) производящим является сочетание существитель­ного с предлогом. Предлог в составе производного пре­образуется в приставку наряду с приставкой в состав производного входит суффикс.

Существительные: без денег — без-денеж-}(е), за рекой — за-реч-](е), под окном — под-окон-ник, на рукаве — на-рукав-ник.

Прилагательные: на столе — на-столь-н(ый), при школе—при-школь-н(ый), меж колхозами — меж­колхоз-н(ый)\

2) в качестве производящей используется основа какой-либо части речи, к которой одновременно при­соединяются приставка и суффикс. Производное не соотносится с сочетанием с предлогом.

Существительные: накипь — анти-накип-ин, сын — па-сын-ок, курс — со-курс-ник, нос — пере-нос-ица, звезда — со-звезд-и']-е.

Прилагательные: размер — со-размер-н(ый), пре­дел — со-преде ль-н(ый).

Глаголы: читать — в-читать-ся, думать — за-ду- мать-ся, бегать — на-бегать-ся, простой — у-про- ст-и-ть, близкий — при-близ-ить, меньше — у-меньш-ить.

Наречия: умный — по-умн-ому, честный — по-честн- ому, благородный — по-благородн-ому; французский — по-французск-и.

Нулевая суффиксация — выражение дери­вационного значения производного слова с помощью ну­левого суффикса — может выступать в чистом виде и в сочетании с другими словообразовательными средства­ми. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в слово­образовании имен существительных. Сюда относятся отглагольные и отадъективные существительные со зна­чением отвлеченного действия (приход, вывоз), отвле­ченного признака (синь, сушь, гниль), лица, назван­ного по действию (обжора, заика), и некоторые другие.

Нулевая суффиксация рассматривается иногда как бессуффикс - ный способ словообразования. При таком подходе не дается ответа на вопрос, какое средство является выразителем деривационного

' См. об этом: Виноградов В. В. Русский язык. С. 97—98, 120— 121, 190.

значения. Между тем задача синхронного словообразования — объяснить, с помощью какого средства выражается то или иное дери­вационное значение. Если мы считаем, что таким средством является нулевой суффикс, мы соотносим данное производное слово с други­ми производными словами, имеющими синонимичные деривационные значения, и тем самым определяем место анализируемого слова в сло­вообразовательной системе. Если же мы интерпретируем то или иное производное как бессуффиксное, мы не отвечаем на вопрос о том, с помощью какого средства выражается его деривационное зна­чение, соотносится ли оно с другими типами словообразования. Та­кое толкование имеет меньшую объяснительную силу.

Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией — выражение деривационного зна­чения слова с помощью префикса и нулевого суффик­са — обнаруживается в словообразовании существи­тельных С седой — проседь, синий — просинь) и прила­гательных (без ноги — безногий, без головы — безголо­вый).

Сложение в сочетании с нулевой суф­фиксацией— выражение деривационного значения производного слова с помощью словосложения и ну­левой суффиксации — действует в словообразовании существительных (например, с общим значением дейст­вия — ледоход, сенокос, со значением действующего лица — скалолаз, блюдолиз, зубоскал) и прилагатель­ных (светловолосый, белозубый).

НЕАФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Неаффиксальные способы словообразования ис­пользуются преимущественно в словообразовании сложных слов. Существует четыре разновидности не­аффиксального способа словообразования.

Чистое сложение — производное слово обра­зовано путем соединения одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом. По­следний компонент — основной в сложении, так как именно он является носителем морфологических показа­телей. Этот способ действует в словообразовании су­ществительных и прилагательных. Начальный член (или члены) может находиться с основным как в равноправ­ных отношениях — отношениях сочинения (чёрно- белый, сине-зелёный, диван-кровать, плащ-палатка), так и в неравноправных — отношениях подчинения С водонепроницаемый, засухоустойчивый).

Компоненты, входящие в сложение, могут объеди­няться:

а) без интерфикса. При производстве имен сущест­вительных продуктивны сложения типа вагон-ресторан, плащ-палатка, платье-костюм, диван-кровать. Они объединяются отношениями сочинения;

б) посредством интерфикса. Этот вид сложений со­ставляют слова типа лесостепь, морозоустойчивый. Он включает и существительные, и прилагательные. Сло­жения этого вида могут быть в отношениях равноправ­ных (сочинения) — серо-жёлтый и неравноправных (подчинения) — водонепроницаемый ('непроницаемый для воды').

Показателями цельнооформленности сложного сло­ва являются закрепленный порядок компонентов, еди­ное ударение (обычно на последней части), а также от­сутствие изменяемости (при склонении) у начальных членов сложений, в том числе и тех, которые не имеют соединительной гласной: Он спал, укрывшись плащ- палаткой; Спросите разрешение у генерал-майора. Последний признак является факультативным для не­которых сложений: Пообедай в вагоне-ресторане.

Особый разряд в русском языке составляют единицы типа телеателье, фотопленка, киноаппарат. Первые ча­сти таких единиц тяготеют к разряду аналитических прилагательных, следовательно, такие единицы пред­ставляют собой явления промежуточные между слово­сложением и словосочетаниями с аналитическими прилагательными.

Сращение. Этот способ действует только при об­разовании имен прилагательных: быстрорастворимый, впередсмотрящий, долгоиграющий. Сращения отли­чаются от сложений тем, что они во всех своих формах тождественны по морфемному составу словосочета­ниям, на базе которых они образованы. От соответст­вующих словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое ударение и закрепленный порядок частей (ср. с вышеприведенными словами: растворимый быст­ро, играющий долго).

Однако обычно производное сращение не является простой суммой значений производящих, а содержит нечто своеобразное — какое-то обобщение значений производящих, иногда некоторый элемент терминологи­зации значения. Это отражается на сочетаемости сра­щений с существительными. Так, прилагательное долго­играющий применяется только к пластинкам (можно лишь в шутку сказать о ребенке: «Какой у нас долго­играющий Петенька!»), быстрорастворимый — к саха­ру и т. п. Этой семантической и сочетаемостной при- крепленностью сращения как целостные слова отли­чаются от свободных сочетаний слов, послуживших ба­зой для их образования.

Аббревиация — сложение усеченных основ или усеченных и полных основ. Аббревиация действует толь­ко в словообразовании имен существительных: колхоз, СССР, ВЛКСМ, СЭВ, исполком, зарплата. Производ­ные слова, относящиеся к способу аббревиации, назы- ' ваются аббревиатурами (или сложносокращен­ными словами). По значению аббревиатуры эквивалент­ны словосочетаниям, путем сокращения которых они образованы: ГУМ — Государственный универсальный, магазин, СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи, ООН — Организация Объединенных Наций, зарпла­та — заработная плата. При утрате соотносительности между аббревиатурой и словосочетанием утрачивается ее словообразовательная мотивированность, т. е. про­исходит опрощение. Так, например, слово загс широко* известно людям, говорящим по-русски. Это учреждение, где регистрируются браки, рождение, смерть. Однако расшифровка этой аббревиатуры известна немногим (запись актов гражданского состояния); ср. также ко­жимит — имитация кожи; метизы — металлические из­делия.

В зависимости от того, из каких компонентов скла­дываются аббревиатуры, различают разные виды их '. Назовем основные из них:

а) буквенные, т.е. состоящие из названий на­чальных букв каждого слова словосочетания: СССР (эсэсэсэр), ВЛКСМ (вээлкаэсэм), ПТУ (пэтэу);

б) з в у к о в ы е, т. е. состоящие из начальных звуков каждого слова словосочетания (они читаются, как сло­ва): ГАИ — Государственная автоинспекция, ЦУМ — Центральный универсальный магазин, МНИТ — Мо­сковский институт инженеров транспорта;

в) слоговые, т.е. состоящие из начальных ча­стей каждого слова словосочетания: колхоз — кол­лективное хозяйство, исполком — исполнительный ко­митет, профком — профсоюзный комитет;

г) состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: подлодка — подводная лодка, детсад — детский сад, жилотдел — жилищный отдел;

д) состоящие из начальных звуков ряда первых слов и начальной части последнего: Институт мировой ли­тературы — И МЛ И;

е) состоящие из начала первого слова словосочета­ния и конца последнего (этот вид аббревиатур форми­руется в последнее время): ра\дио -}- стан] ция — ра­ция, вело [сипед -}- авто] мобиль — веломобиль, мо- \то -}- в ело си] пед — мопед, био [логия -}- электро] пи­ка — бионика, пара ]шют -}- аква] ланг — параланг. Этот вид словообразования развивается в современном русском языке под влиянием западноевропейских, отку­да заимствуются существительные, произведенные ука­занным способом, для названия новых явлений действи­тельности. Так, слово мотель со значением 'гостиница для автомобилистов' появилось в русском языке в конце 50-х годов нашего века из английского ток>П5{'5 Ьо{е1 — мотель '. Однако появление этой группы слов (небольшой, но постепенно возрастающей) позволяет говорить о рождении в русском языке нового подвида аббревиатурного способа словообразования. Во всяком случае часть таких слов (например, мопед, бионика) могла быть произведена и на русской почве, и заимство­вана [63].

Сложносокращенный способ словообразования по­лучил развитие после Великой Октябрьской социалисти­ческой революции, когда возникла необходимость со­здать много новых названий для явлений советской действительности.

Среди существительных, созданных аббревиатурным способом словообразования, есть такие, которые ока­зались очень удобными и прочно вошли в русский язык. От них образуются новые слова: комсомолец, комсо­мольский; колхозник, колхозный. Однако в образовании сложносокращенных слов, особенно составленных не из частей слов, а из отдельных звуков или названий букв, необходима умеренность и осторожность. Сами по себе,

по своей звуковой форме, эти слова непонятны и нередко чужды русскому языку.

В истории аббревиации наблюдается движение от создания еди­ниц, не похожих на обычные слова, к созданию аббревиатур, напо­минающих обычное слово. Для современного русского языка харак­терна тенденция к созданию аббревиатур, близких обычным словам '. При этом ставятся следующие задачи:

а) аббревиатура должна быть благозвучной, многосонорной, не вызывающей нежелательных ассоциаций: релин — резиновый лино­леум, бестер — гибрид белуги и стерляди-,

б) желательно, чтобы аббревиатура напоминала обычное слово, вплоть до полной омонимии: ДОМ — добровольное объединение мо­лодежи; АРФА — архитектурный факультет.

В художественной литературе могут создаваться, с установкой иа шутку, каламбур, аббревиатуры, напоминающие слова далекой семантической сферы, например в научно-фантастических романах А. и Б. Стругацких: НИИЧАВО — Научно-исследовательский инсти­тут чародейства и волшебства.

Усечение. В современном языке под влиянием аб­бревиации создается еще один способ неаффиксального словообразования — усечение производящей основы по, аббревиатурному способу, т. е. вне зависимости от гра­ницы морфем. Этот способ действует только в слово­образовании имен существительных (заместитель — зам, заведующий — зав, магнитофон — маг, рок-н- ролл — рок, бадминтон — бад) [64]. Он характерен для разговорной речи. Возможно, что активации этого спо­соба словопроизводства в современном русском языке способствовало влияние современных западноевропей­ских языков [65].

Неаффиксальные способы образования сложных слов характерны только для имен существи­тельных (чистое сложение и аббревиация) и прилага­тельных (сращение). Их отличие от аффиксальных спо­собов состоит в том, что производные слова не имеют категориального, классифицирующего значения (носи­телем которого является аффикс), отличающего их от производящего. Значение производного складывается из объединения значений производящих слов.

СУБСТАНТИВАЦИЯ

В словообразовании особое место занимает способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помощью специфического преобразова­ния парадигмы словоизменения производящего. Этот способ принято называть конверсией (от лат. соп- уегзю — обращение).

В русском языке конверсия действует при образова­нии имен существительных, мотивированных и по фор­ме, и по смыслу прилагательными или причастиями. Данный вид конверсии называется субстантива­цией (ср. термин субстантив — имя существитель­ное). При этом парадигма прилагательного или прича­стия преобразуется: 1) количественно — существитель­ное сохраняет лишь часть «прилагательной» парадигмы (формы одного из трех родов или формы мн. ч.) и 2) ка­чественно — согласовательные флексии прилагатель­ного или причастия преобразуются в независимые аф­фиксы существительного ': сладкое, холодное, рыбное, молочное, мясное, третье, первое, второе; слабительное, наружное, внутреннее; бобовые, зонтичные, цитрусо­вые, парнокопытные; учительская, диспетчерская, про­фессорская, ординаторская, прорабская; ванная, аппа­ратная, телевизорная, бильярдная, душевая. Такие производные называют субстантиватами[66].

Сущность этого способа состоит в том, что изменение парадигмы словоизменения производящего играет роль словообразовательного средства. Таким образом, этот способ занимает промежуточное место между спосо­бами неаффиксальными (при которых аффиксы не иг­рают роли словообразовательного средства) и аффик­сальными (при которых действуют специальные дери­вационные аффиксы).

* *

Исследуя способы словообразования, В. В. Виногра­дов, помимо «нескольких типов морфологического сло­вообразования (т. е. образования новых слов с помо­щью аффиксов)», выделил ряд иных способов, с помо­щью которых производятся новые слова '. Выделение этих способов словообразования было важно для пони­мания процессов словообразования, для углубления теории словообразования. В. В. Виноградов показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых производных слов, но есть и иные пути появления новых слов. Рассматривая эти способы словообразования, В. В. Виноградов не ставил перед собой задачи разграничивать явления синхронии и диа­хронии, однако он понимал глубокое своеобразие аф-' фиксальных способов и подчеркивал их принципиаль­ное отличие от неаффиксальных способов словообразо­вания. Он писал: «В сущности... при анализе синтакти- ко-морфологических, синтаксических и лексико-морфо­логических способов образования слов мы вкладываем в термины «словообразование» несколько иное содер­жание по сравнению с теми случаями, когда говорим об образовании производных слов посредством сочета­ния основ и аффиксов, корневых и аффиксальных мор­фем» [67].

На современном этапе изучения словообразования представляется принципиально важным разграничи­вать способы синхронного словообразования и способы словообразования, действующие в диахронии. Исходя из этой задачи, кратко охарактеризуем способы слово­образования, выделенные В. В. Виноградовым и отно­сящиеся к историческому словообразованию, т. е. к диахронии:

а) лексико-семантический, состоящий «в переосмыслении прежних слов, в формировании омони­мов путем распада одного слова на два» [68]: успевать —■ 'хорошо учиться'; ср. успеваемость и успевать — форма несовершенного вида к успеть. Слова, образованные этим способом,— результат исторического развития. Многие из них в системе современного языка являются непроизводными, т. е. не связанными со словами, поро­дившими их когда-то;

б) лексико-синтаксический — «довольно редкая лексикализация словосочетаний» (умалишён­ный, сумасшедший — из с ума сшедший, простофиля), а с другой стороны, «синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова (например, почти, по­целуй; не-тронь-меня и т. п.)» [69]. Этот способ так же, как правило, действует в сфере исторического словообразо­вания. Слова, образуемые этим способом, создаются в результате длительного исторического развития и обычно производятся индивидуальным путем, а не ка­ким-либо типизированным образом.

К синхронному словообразованию относится лишь один типизированный вид лексико-синтаксического сло­вообразования — сращение (см. 5, 33);

в) морфолого-синтаксический — возник­новение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи: благода­ря — предлог (из формы деепричастия глагола благо­дарить). Морфолого-синтаксический способ объединяет разные явления. К диахроническому словообразованию относятся происходящие в результате длительного исто­рического развития изменения принадлежности той или иной единицы к определенной части речи, к синхронно- му — регулярные виды перехода слов какой-либо части речи в иную часть речи. К последним относится субстан­тивация.

От субстантивации как способа синхронного слово­образования следует отличать иные виды перехода слов или словоформ одних частей речи в другие, например переход словоформ различных частей речи в междоме­тия (батюшки! господи!), переход причастий в прилага­тельные, который принято называть термином «адъекти­вация» (блестящий ум, начитанный мальчик) а также употребление словоформ различных частей речи в роли существительных (Ваше ох меня испугало; Это резкое уходите! до сих пор звучало в ушах). В последнем слу­чае новых имен существительных не образуется: ох и уходите\ не новые имена существительные, а именно употребление междометия и глагола в функции сущест­вительного.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразо­вания [1951] Ц Избр. труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 155—165.

Лопатин В. В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке Ц Русский язык: Грамматические ис­следования. М„ 1967.

Наши рекомендации