Отношения множественной производности
Производная основа может находиться в отношениях производности не с одной, а с двумя (реже — более) производящими основами. Такие отношения называют отношениями множественной производности.
Множественность производности характерна для словообразования разных частей речи. Например, наречия с приставками пре-, сверх-, архи- (премило, пре- весело; сверхчисто, сверхбыстро; архимодно) могут быть образованы и от префиксальных прилагательных с помощью суффикса -о (премилый — премил-о, пре- весёлый — превесел-о, сверхчистый — сверхчист-о, архимодный — архимодн-о), и от наречий с помощью при
зов
ставок (мило — пре-мило, весело — пре-весело, чисто — сверх-чисто, модно — архи-модно), прилагательные с приставками предложного происхождения (до-, пред-, без- и т. п.) могут производиться и на основе сочетаний существительных с предлогом (до войны — до-воен- н-ый, перед праздником — пред-празднич-н-ый, без классов — бес-класс-ов-ый) и с помощью приставок от прилагательных; ср.: военные — до-военные (годы); праздничный — пред-праздничный (день); классовое— бес-классовое (общество).
О множественной мотивации допустимо говорить лишь в тех случаях, когда производное в одном и том же значении может быть соотнесено и по форме, и по смыслу с разными производящими. При этом между производным и разными производящими должны быть минимальные отличия. К таким случаям относятся, например, существительные типа перезащита (ср.: защита — перезащита; перезащищать — перезащита), перерегистрация [1) от регистрация, 2) от перерегистрировать] . Примеры явлений множественной мотивации см. 7, 48.
§ 31. ВИДЫ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ПРОИЗВОДНОЙ И ПРОИЗВОДЯЩЕЙ ОСНОВАМИ
Словообразовательное значение устанавливается на основании семантического соотношения между производными и производящими. Если поставить вопрос, какие в общем виде семантические отношения возможны между производящей базой и производным словом, обнаружим, что можно различать четыре вида таких отношений ':
1) отношения транспозиции. Значение производящего переводится из одной части речи в другую; при этом производное получает новое категориально- грамматическое значение, но сохраняет то же лексическое значение: свежий — свежесть, переписывать — переписывание;
2) отношения модификации. Значение производного целиком базируется на значении производящего, оно лишь осложнено некоторой семантической добавкой: мяч — мячик, деревня — деревенька, делать — доделать, переделать. Этот вид отношений характерен для модификационных типов;
3) отношения эквивалентности. Лексическое значение производного эквивалентно значению производящего слова или словосочетания. Этот вид отношений характерен для таких способов словообразования, как аббревиация (МГУ— Московский государственный университет, ООН — Организация Объединенных Наций, райком — районный комитет) и усечение (заместитель — зам, специалист — спец, магнитофон — маг, заведующий — зав). Семантически эквивалентные производные, как правило, отличаются от производящих стилистической окраской разговорности (усечения) или книжности (аббревиатуры) (см. подробнее 5, 33).
Отношения эквивалентности обнаруживаем также в способе словообразования, который принято называть универбацией (или семантической конденсацией): словосочетание при помощи суффиксации «свертывается» в слово: зачётная книжка — зачётка, попутная машина — попутка, «Вечерняя Москва» — Вечёрка, Историческая библиотека — Историчка, манная крупа — манка. Этот способ, так же как и усечение, действует преимущественно в разговорной речи.
Особый подвид отношений семантической эквивалентности образуют суффиксальные производные, отличающиеся от производящих стилистической окраской: свечка, стенка, книжка, позабыть, кобылица. В таких случаях аффикс играет роль лишь стилистического средства;
4) отношения мотивации (в узком смысле слова[60]). Значение производного выводится тем или иным образом из значения производящего слова или словосочетания (если речь идет о сложном слове). Этот вид отношений самый распространенный и самый «лексически капризный». Он охватывает мутационные (не- модификационные) словообразовательные типы. Значение производного может быть связано со значением производящего по-разному. Ср. такие слова, как подснежник, горячка (болезнь), чернушка (гриб), аптекарь, бумажник.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Русский язык. (Грамматическое учение о слове.) М., 1986.
ОокиШ М. Туогеш' в1оу V сезМпё. РгаЬа, 1962. Т. 1: Теопе ойуогоуагп в1оу. С. 191—219. (Резюме на рус. яз.)
Курилович Е. Деривация лексическая и деривация синтаксическая: К теории части речи Ц Очерки по лингвистике. М., 1962.
Ермакова О. П. Фразеологичность семантики производных слов различных словообразовательных структур Ц Актуальные проблемы русского словообразования, 1. Ташкент, 1975. С. 57—63.
Земская Е. А. Заметки по современному русскому словообразованию Ц Вопр. языкознания. 1965. № 3.
Русская грамматика. РгаЬа, 1979, § 716—878.
Улуханов И. С. О принципах описания значений словообразовательно мотивированных слов Ц Изв. АН СССР: Сер. лит. и яз. 1970. № 1.
Глава 5
СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ[61]
Понятие способ словообразования в синхронном и в диахроническом словообразовании имеет разное содержание. В диахроническом словообразовании это понятие служит для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств), каким путем образовано производное слово; в синхронном словообразовании оно используется для ответа на вопрос, с помощью какого средства (или каких средств) выражается деривационное (словообразовательное) значение производного слова (о понятии «деривационное значение» см. в гл. 4).
Способы словообразования устанавливаются в зависимости от того, какие средства используются для выражения деривационного значения производного слова, поэтому следует различать две основные группы способов словообразования: аффиксальные и неаффиксальные.
В аффиксальных способах словообразования [62]основным средством выражения деривационного значения производного слова является аффикс (один или в сочетании с другими средствами, в первую очередь с парадигмой словоизменения производного слова). Естественно, что при этом учитываются и нулевые аффиксы (значимое отсутствие аффикса) (см. об этом в гл. 1).
В неаффиксальных способах словообразования аффиксы не участвуют. Для выражения деривационного значения производного слова служат иные средства, например порядок следования частей производного слова, усечение производящей основы (или основ), изменение парадигмы словоизменения, при образовании производного слова на базе словосочетания — единое ударение.
В зависимости от того, сколько производящих основ участвует в словообразовании, различают способы образования простых и сложных слов. Если в качестве производящей выступает одна основа, производное является простым словом. Если производящих основ две или более, производное является сложным словом. В составе сложного слова может быть и более двух компонентов. Сложные слова, в которые входит более трех компонентов, крайне редки и относятся к области окказионального словообразования (см. гл. 7).
АФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Аффиксальные способы словообразования очень разнообразны, с их помощью создается основной массив производных слов. Эти способы разграничивают исходя из того, какого рода аффиксы (суффиксы, префиксы) принимают участие в выражении деривационного значения. С другой точки зрения, различают смешанные и несмешанные (чистые) аффиксальные способы словообразования. В несмешанных способах в качестве форманта используется одно средство (например, суффикс или префикс). Всмешанных способах в состав форманта входят несколько словообразовательных средств (например, суффикс и префикс).
Суффиксальный способ словообразования (суффиксация) — выражение деривационного значения с помощью суффикса и системы флексий производного слова. Как правило, производные одного и того же словообразовательного типа относятся к одному и тому же типу словоизменения. Однако среди суффиксальных существительных есть такие типы, в которых производные в зависимости от каких-то причин имеют разные парадигмы словоизменения. Выбор парадигмы производного может зависеть от грамматических признаков производящего, например категории одушевленности. Так, отглагольные существительные с суффиксом -л-, обозначающие производителя действия, относятся к общему роду, если они обозначают лицо (объедала, обдирала, зубрила), а если они обозначают предмет, то к среднему роду (пугало, кадило).
Суффиксация действует в словообразовании всех частей речи. Производные могут относиться как к той же части речи, что и производящие, так и к иной.
Существительные: переплёт — переплёт-чик, учитель — учитель-ница; жёлтый — желт-ок; мечтать — мечта-тель.
Прилагательные: мама — мам-ин, асфальт — ас- фальт-ов-ый, глаз — глаз-аст-ый, разрезать — раз- рез-н-ой.
Глаголы: лентяй — лентяй-нича-ть, белый —бе- л-е-ть.
Наречия: быстрый — быстр-о, светлый — светл-о.
Сложносуффиксальный способ — выражение деривационного значения производного с помощью словосложения и суффиксации — действует в словообразовании имен существительных: орденоносец, канатоходец, землепроходец (не существует ни слов «орденонос», «канатоход» и т. д., ни слов «носец», «ходец» и т.д.).
Префиксальный способ словообразования (префиксация) — выражение деривационного значения производного слова с помощью префиксов — действует в словообразовании всех частей речи, но при префиксации (в отличие от суффиксации) производное всегда относится к той части речи, что и производящее.
Существительные: город — при-город, радикал — ультра-радикал, атака — контр-атака, удача — сверхудача, фашист — анти-фашист, красавица — рас-кра- савица, автор — со-автор.
Прилагательные: умный — пре-умный, прочный — сверх-прочный, военный — анти-военный.
Глаголы: читать — пере-читать, бежать — вы-бе- жать, думать — раз-думать, звенеть — за-звенеть.
Наречия: быстро — пре-быстро, глупо — сверхглупо.
Префиксальн о-с уффиксальный способ — в качестве форманта используются префикс и суффикс. Оба аффикса участвуют в едином акте словообразования одновременно. Внутри префиксально- суффиксального способа словообразования различаются два подвида:
1) производящим является сочетание существительного с предлогом. Предлог в составе производного преобразуется в приставку наряду с приставкой в состав производного входит суффикс.
Существительные: без денег — без-денеж-}(е), за рекой — за-реч-](е), под окном — под-окон-ник, на рукаве — на-рукав-ник.
Прилагательные: на столе — на-столь-н(ый), при школе—при-школь-н(ый), меж колхозами — межколхоз-н(ый)\
2) в качестве производящей используется основа какой-либо части речи, к которой одновременно присоединяются приставка и суффикс. Производное не соотносится с сочетанием с предлогом.
Существительные: накипь — анти-накип-ин, сын — па-сын-ок, курс — со-курс-ник, нос — пере-нос-ица, звезда — со-звезд-и']-е.
Прилагательные: размер — со-размер-н(ый), предел — со-преде ль-н(ый).
Глаголы: читать — в-читать-ся, думать — за-ду- мать-ся, бегать — на-бегать-ся, простой — у-про- ст-и-ть, близкий — при-близ-ить, меньше — у-меньш-ить.
Наречия: умный — по-умн-ому, честный — по-честн- ому, благородный — по-благородн-ому; французский — по-французск-и.
Нулевая суффиксация — выражение деривационного значения производного слова с помощью нулевого суффикса — может выступать в чистом виде и в сочетании с другими словообразовательными средствами. Нулевая суффиксация без применения других средств словообразования представлена только в словообразовании имен существительных. Сюда относятся отглагольные и отадъективные существительные со значением отвлеченного действия (приход, вывоз), отвлеченного признака (синь, сушь, гниль), лица, названного по действию (обжора, заика), и некоторые другие.
Нулевая суффиксация рассматривается иногда как бессуффикс - ный способ словообразования. При таком подходе не дается ответа на вопрос, какое средство является выразителем деривационного
' См. об этом: Виноградов В. В. Русский язык. С. 97—98, 120— 121, 190.
значения. Между тем задача синхронного словообразования — объяснить, с помощью какого средства выражается то или иное деривационное значение. Если мы считаем, что таким средством является нулевой суффикс, мы соотносим данное производное слово с другими производными словами, имеющими синонимичные деривационные значения, и тем самым определяем место анализируемого слова в словообразовательной системе. Если же мы интерпретируем то или иное производное как бессуффиксное, мы не отвечаем на вопрос о том, с помощью какого средства выражается его деривационное значение, соотносится ли оно с другими типами словообразования. Такое толкование имеет меньшую объяснительную силу.
Префиксация в сочетании с нулевой суффиксацией — выражение деривационного значения слова с помощью префикса и нулевого суффикса — обнаруживается в словообразовании существительных С седой — проседь, синий — просинь) и прилагательных (без ноги — безногий, без головы — безголовый).
Сложение в сочетании с нулевой суффиксацией— выражение деривационного значения производного слова с помощью словосложения и нулевой суффиксации — действует в словообразовании существительных (например, с общим значением действия — ледоход, сенокос, со значением действующего лица — скалолаз, блюдолиз, зубоскал) и прилагательных (светловолосый, белозубый).
НЕАФФИКСАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ
Неаффиксальные способы словообразования используются преимущественно в словообразовании сложных слов. Существует четыре разновидности неаффиксального способа словообразования.
Чистое сложение — производное слово образовано путем соединения одной или нескольких основ какой-либо части речи с самостоятельным словом. Последний компонент — основной в сложении, так как именно он является носителем морфологических показателей. Этот способ действует в словообразовании существительных и прилагательных. Начальный член (или члены) может находиться с основным как в равноправных отношениях — отношениях сочинения (чёрно- белый, сине-зелёный, диван-кровать, плащ-палатка), так и в неравноправных — отношениях подчинения С водонепроницаемый, засухоустойчивый).
Компоненты, входящие в сложение, могут объединяться:
а) без интерфикса. При производстве имен существительных продуктивны сложения типа вагон-ресторан, плащ-палатка, платье-костюм, диван-кровать. Они объединяются отношениями сочинения;
б) посредством интерфикса. Этот вид сложений составляют слова типа лесостепь, морозоустойчивый. Он включает и существительные, и прилагательные. Сложения этого вида могут быть в отношениях равноправных (сочинения) — серо-жёлтый и неравноправных (подчинения) — водонепроницаемый ('непроницаемый для воды').
Показателями цельнооформленности сложного слова являются закрепленный порядок компонентов, единое ударение (обычно на последней части), а также отсутствие изменяемости (при склонении) у начальных членов сложений, в том числе и тех, которые не имеют соединительной гласной: Он спал, укрывшись плащ- палаткой; Спросите разрешение у генерал-майора. Последний признак является факультативным для некоторых сложений: Пообедай в вагоне-ресторане.
Особый разряд в русском языке составляют единицы типа телеателье, фотопленка, киноаппарат. Первые части таких единиц тяготеют к разряду аналитических прилагательных, следовательно, такие единицы представляют собой явления промежуточные между словосложением и словосочетаниями с аналитическими прилагательными.
Сращение. Этот способ действует только при образовании имен прилагательных: быстрорастворимый, впередсмотрящий, долгоиграющий. Сращения отличаются от сложений тем, что они во всех своих формах тождественны по морфемному составу словосочетаниям, на базе которых они образованы. От соответствующих словосочетаний сращения отличаются тем, что имеют единое ударение и закрепленный порядок частей (ср. с вышеприведенными словами: растворимый быстро, играющий долго).
Однако обычно производное сращение не является простой суммой значений производящих, а содержит нечто своеобразное — какое-то обобщение значений производящих, иногда некоторый элемент терминологизации значения. Это отражается на сочетаемости сращений с существительными. Так, прилагательное долгоиграющий применяется только к пластинкам (можно лишь в шутку сказать о ребенке: «Какой у нас долгоиграющий Петенька!»), быстрорастворимый — к сахару и т. п. Этой семантической и сочетаемостной при- крепленностью сращения как целостные слова отличаются от свободных сочетаний слов, послуживших базой для их образования.
Аббревиация — сложение усеченных основ или усеченных и полных основ. Аббревиация действует только в словообразовании имен существительных: колхоз, СССР, ВЛКСМ, СЭВ, исполком, зарплата. Производные слова, относящиеся к способу аббревиации, назы- ' ваются аббревиатурами (или сложносокращенными словами). По значению аббревиатуры эквивалентны словосочетаниям, путем сокращения которых они образованы: ГУМ — Государственный универсальный, магазин, СЭВ — Совет Экономической Взаимопомощи, ООН — Организация Объединенных Наций, зарплата — заработная плата. При утрате соотносительности между аббревиатурой и словосочетанием утрачивается ее словообразовательная мотивированность, т. е. происходит опрощение. Так, например, слово загс широко* известно людям, говорящим по-русски. Это учреждение, где регистрируются браки, рождение, смерть. Однако расшифровка этой аббревиатуры известна немногим (запись актов гражданского состояния); ср. также кожимит — имитация кожи; метизы — металлические изделия.
В зависимости от того, из каких компонентов складываются аббревиатуры, различают разные виды их '. Назовем основные из них:
а) буквенные, т.е. состоящие из названий начальных букв каждого слова словосочетания: СССР (эсэсэсэр), ВЛКСМ (вээлкаэсэм), ПТУ (пэтэу);
б) з в у к о в ы е, т. е. состоящие из начальных звуков каждого слова словосочетания (они читаются, как слова): ГАИ — Государственная автоинспекция, ЦУМ — Центральный универсальный магазин, МНИТ — Московский институт инженеров транспорта;
в) слоговые, т.е. состоящие из начальных частей каждого слова словосочетания: колхоз — коллективное хозяйство, исполком — исполнительный комитет, профком — профсоюзный комитет;
г) состоящие из начальной части первого слова и целого второго слова: подлодка — подводная лодка, детсад — детский сад, жилотдел — жилищный отдел;
д) состоящие из начальных звуков ряда первых слов и начальной части последнего: Институт мировой литературы — И МЛ И;
е) состоящие из начала первого слова словосочетания и конца последнего (этот вид аббревиатур формируется в последнее время): ра\дио -}- стан] ция — рация, вело [сипед -}- авто] мобиль — веломобиль, мо- \то -}- в ело си] пед — мопед, био [логия -}- электро] пика — бионика, пара ]шют -}- аква] ланг — параланг. Этот вид словообразования развивается в современном русском языке под влиянием западноевропейских, откуда заимствуются существительные, произведенные указанным способом, для названия новых явлений действительности. Так, слово мотель со значением 'гостиница для автомобилистов' появилось в русском языке в конце 50-х годов нашего века из английского ток>П5{'5 Ьо{е1 — мотель '. Однако появление этой группы слов (небольшой, но постепенно возрастающей) позволяет говорить о рождении в русском языке нового подвида аббревиатурного способа словообразования. Во всяком случае часть таких слов (например, мопед, бионика) могла быть произведена и на русской почве, и заимствована [63].
Сложносокращенный способ словообразования получил развитие после Великой Октябрьской социалистической революции, когда возникла необходимость создать много новых названий для явлений советской действительности.
Среди существительных, созданных аббревиатурным способом словообразования, есть такие, которые оказались очень удобными и прочно вошли в русский язык. От них образуются новые слова: комсомолец, комсомольский; колхозник, колхозный. Однако в образовании сложносокращенных слов, особенно составленных не из частей слов, а из отдельных звуков или названий букв, необходима умеренность и осторожность. Сами по себе,
по своей звуковой форме, эти слова непонятны и нередко чужды русскому языку.
В истории аббревиации наблюдается движение от создания единиц, не похожих на обычные слова, к созданию аббревиатур, напоминающих обычное слово. Для современного русского языка характерна тенденция к созданию аббревиатур, близких обычным словам '. При этом ставятся следующие задачи:
а) аббревиатура должна быть благозвучной, многосонорной, не вызывающей нежелательных ассоциаций: релин — резиновый линолеум, бестер — гибрид белуги и стерляди-,
б) желательно, чтобы аббревиатура напоминала обычное слово, вплоть до полной омонимии: ДОМ — добровольное объединение молодежи; АРФА — архитектурный факультет.
В художественной литературе могут создаваться, с установкой иа шутку, каламбур, аббревиатуры, напоминающие слова далекой семантической сферы, например в научно-фантастических романах А. и Б. Стругацких: НИИЧАВО — Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства.
Усечение. В современном языке под влиянием аббревиации создается еще один способ неаффиксального словообразования — усечение производящей основы по, аббревиатурному способу, т. е. вне зависимости от границы морфем. Этот способ действует только в словообразовании имен существительных (заместитель — зам, заведующий — зав, магнитофон — маг, рок-н- ролл — рок, бадминтон — бад) [64]. Он характерен для разговорной речи. Возможно, что активации этого способа словопроизводства в современном русском языке способствовало влияние современных западноевропейских языков [65].
Неаффиксальные способы образования сложных слов характерны только для имен существительных (чистое сложение и аббревиация) и прилагательных (сращение). Их отличие от аффиксальных способов состоит в том, что производные слова не имеют категориального, классифицирующего значения (носителем которого является аффикс), отличающего их от производящего. Значение производного складывается из объединения значений производящих слов.
СУБСТАНТИВАЦИЯ
В словообразовании особое место занимает способ, при котором деривационное значение в производном выражается с помощью специфического преобразования парадигмы словоизменения производящего. Этот способ принято называть конверсией (от лат. соп- уегзю — обращение).
В русском языке конверсия действует при образовании имен существительных, мотивированных и по форме, и по смыслу прилагательными или причастиями. Данный вид конверсии называется субстантивацией (ср. термин субстантив — имя существительное). При этом парадигма прилагательного или причастия преобразуется: 1) количественно — существительное сохраняет лишь часть «прилагательной» парадигмы (формы одного из трех родов или формы мн. ч.) и 2) качественно — согласовательные флексии прилагательного или причастия преобразуются в независимые аффиксы существительного ': сладкое, холодное, рыбное, молочное, мясное, третье, первое, второе; слабительное, наружное, внутреннее; бобовые, зонтичные, цитрусовые, парнокопытные; учительская, диспетчерская, профессорская, ординаторская, прорабская; ванная, аппаратная, телевизорная, бильярдная, душевая. Такие производные называют субстантиватами[66].
Сущность этого способа состоит в том, что изменение парадигмы словоизменения производящего играет роль словообразовательного средства. Таким образом, этот способ занимает промежуточное место между способами неаффиксальными (при которых аффиксы не играют роли словообразовательного средства) и аффиксальными (при которых действуют специальные деривационные аффиксы).
* *
Исследуя способы словообразования, В. В. Виноградов, помимо «нескольких типов морфологического словообразования (т. е. образования новых слов с помощью аффиксов)», выделил ряд иных способов, с помощью которых производятся новые слова '. Выделение этих способов словообразования было важно для понимания процессов словообразования, для углубления теории словообразования. В. В. Виноградов показал, что словарный состав языка не только расширяется за счет появления новых производных слов, но есть и иные пути появления новых слов. Рассматривая эти способы словообразования, В. В. Виноградов не ставил перед собой задачи разграничивать явления синхронии и диахронии, однако он понимал глубокое своеобразие аф-' фиксальных способов и подчеркивал их принципиальное отличие от неаффиксальных способов словообразования. Он писал: «В сущности... при анализе синтакти- ко-морфологических, синтаксических и лексико-морфологических способов образования слов мы вкладываем в термины «словообразование» несколько иное содержание по сравнению с теми случаями, когда говорим об образовании производных слов посредством сочетания основ и аффиксов, корневых и аффиксальных морфем» [67].
На современном этапе изучения словообразования представляется принципиально важным разграничивать способы синхронного словообразования и способы словообразования, действующие в диахронии. Исходя из этой задачи, кратко охарактеризуем способы словообразования, выделенные В. В. Виноградовым и относящиеся к историческому словообразованию, т. е. к диахронии:
а) лексико-семантический, состоящий «в переосмыслении прежних слов, в формировании омонимов путем распада одного слова на два» [68]: успевать —■ 'хорошо учиться'; ср. успеваемость и успевать — форма несовершенного вида к успеть. Слова, образованные этим способом,— результат исторического развития. Многие из них в системе современного языка являются непроизводными, т. е. не связанными со словами, породившими их когда-то;
б) лексико-синтаксический — «довольно редкая лексикализация словосочетаний» (умалишённый, сумасшедший — из с ума сшедший, простофиля), а с другой стороны, «синтаксическое преобразование глагольных предложений в слова (например, почти, поцелуй; не-тронь-меня и т. п.)» [69]. Этот способ так же, как правило, действует в сфере исторического словообразования. Слова, образуемые этим способом, создаются в результате длительного исторического развития и обычно производятся индивидуальным путем, а не каким-либо типизированным образом.
К синхронному словообразованию относится лишь один типизированный вид лексико-синтаксического словообразования — сращение (см. 5, 33);
в) морфолого-синтаксический — возникновение нового слова в результате перехода слова или отдельной словоформы в другую часть речи: благодаря — предлог (из формы деепричастия глагола благодарить). Морфолого-синтаксический способ объединяет разные явления. К диахроническому словообразованию относятся происходящие в результате длительного исторического развития изменения принадлежности той или иной единицы к определенной части речи, к синхронно- му — регулярные виды перехода слов какой-либо части речи в иную часть речи. К последним относится субстантивация.
От субстантивации как способа синхронного словообразования следует отличать иные виды перехода слов или словоформ одних частей речи в другие, например переход словоформ различных частей речи в междометия (батюшки! господи!), переход причастий в прилагательные, который принято называть термином «адъективация» (блестящий ум, начитанный мальчик) а также употребление словоформ различных частей речи в роли существительных (Ваше ох меня испугало; Это резкое уходите! до сих пор звучало в ушах). В последнем случае новых имен существительных не образуется: ох и уходите\ не новые имена существительные, а именно употребление междометия и глагола в функции существительного.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования [1951] Ц Избр. труды: Исследования по русской грамматике. М., 1975. С. 155—165.
Лопатин В. В. Субстантивация как способ словообразования в современном русском языке Ц Русский язык: Грамматические исследования. М„ 1967.