Чередования в морфах основы на морфемном шве.

Для русского словообразования наиболее характерны чередования на морфемном шве корня (или основы) и суффикса: друг — друж-б-а, кусок — кусоч-ек. Эти чередования распространяются на согласные фонемы и имеют регрессивное направление, т. е. последующая морфема вызывает изменение в предшествующей. В рус­ском словообразовании имеются суффиксы чередую- щиеи нечередующие. К чередующим суффиксам (т. е. к суффиксам, вызывающим чередования) отно­сится, например, суффикс существительных -Ънок/-'ат(а), служащий для образования названий невзрослых су­ществ. Он вызывает чередования: заднеязычные/шипя­щие, д/ж, д'/ж, парные твердые согласные/парные мягкие: волк — волч'-онок, верблюд — верблюж-онок,

медведь — медвеж-онок, тигр — тигр'-онок, слон — слон'-онок, лев — льв'-онок, орел — орл'-онок, повар — повар'-онок и т. д. Примером нечередующих суффиксов может быть суффикс относительных прилагательных -ое-: парк — парк-ов-ый, воск — воск-ов-ой, апель­син — апельсин-ов-ый. При характеристике каждого суффикса следует указать, вызывает ли он чередование в предшествующем морфе и какое именно.

Перечислим чередующие суффиксы:

существительных: -ник, -ниц(а), -н'(а), -к(а), -ок, -к(о), -ств(о), -'онк(а), -'онок/-'ат(а), -}(о), -](а), -енщ(е), -ищ(е)/-ищ(а), -ин(а), -инк(а), -их (а), -иц(а), -изн(а), -ик, -ишк(о)/-ишк(а), -изм, -ист, -ич, -ин'(а), в (4- система флексий существительных типа кость), -ец, -'атин(а), -'атник, -'анин, -'аг(а), -чик, -щик, -щин(а), -ш(а), -'уг(а), -'ур(а), -'ак, -'аил, -'ох(а);

прилагательных: -н-, -ск-, - ']-, -ин-, -ист-, -лив-, -чат-, -ач-, -'ан-, -н'-, -нин, -'ав-, -енн-, -еньк-/-оньк-, -'охоньк-/ /-'ошеньк-, -'ущ-;

глаголов: -нича-, -в-/-и-, -е-.

Суффиксы, совпадающие по форме, но различные по значению, как правило, ведут себя в отношении чере­дования одинаково, т. е. вызывают одни и те же чередо­вания. Ср. производные с суффиксом -ин(а) от основ на заднеязычные, имеющие значения: а) увеличитель- ности; б) единичности; в) вида мяса. Например: а) волк — волч-ина, носорог — носорож-ина, бульдог — бульдож-ина; б) урюк — урюч-ина, горох — горош-ина, жемчуг — жемчуж-ина;^ в) белуга — белуж-ина, сев­рюга — севрюж-ина, собака — собач-ина. Во всех об­разованиях, независимо от того, каково значение произ­водных, обнаруживаются одни и те же чередования: г/ж, к/ч, х/ш.

Так же как и другие морфонологические явления, чередования могут быть продуктивными и не­продуктивными. Наиболее продуктивны следую­щие виды чередования согласных: парные твердые согласные с мягкими (н/н', с/с', т/т', д/д': слон — слон'-онок, лиса — лис'-онок, кот—кот'-ище); задне­язычные с шипящими (г/ж, к/ч, х/ш: нога — нож-ища, песок — песоч-ек, мох — мш-ист-ый). Кроме продук­тивности следует учитывать распространенность чере­дований, т. е. их широкую или узкую представленность в явлениях словообразования. Названные выше типы чередований широко распространены.

К непродуктивным и малораспространенным отно­сятся чередования ц/ч (отец — отеч-еский; например, отеческая забота), д/ж (верблюд — верблюж-атина, медведь — медвеж-онок), с/ш (черкес — черкеш-енка), з/ж (князь — /С еский) и некоторые другие.

Понятие морфонемы. Итак, алломорфы одной мор­фемы могут различаться чередующимися фонемами. Ряд чередующихся фонем, выступающих в алломорфах одной морфемы, называется морфонемой. Ряд мо­жет быть представлен несколькими членами или одним

членом, например: (рука — ручка), -I- (друг — ч ж

дружеский — дружба), — (монах — монашеский —

монашество — монашка).

Существует иной вид записи морфонемы — с по­мощью фигурных скобок: {с — с' — ш}, {з — з' — ж}, {т — т' — ч}, {д — д' — жд — ж}, {б — б' — бл'}, {ф — ф' — фл'}, {в — в' — вл'}, {п — п' — пл'}, {к — ч}, {г — ж} и т. п.

Понятие морфонемы служит объединению различ­ных морфов в одну морфему (см. подробнее ниже).'

Не все представители морфонемы равноправны. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что не все члены чередующегося ряда могут занимать любые грам­матические позиции.

Как установить, какой из представителей морфо­немы главный? Естественно основным представителем морфонемы считать тот член, из которого можно легче всего предсказать все остальные члены чередователь- ного ряда. Например, можно ли в парах т/ч и к/ч счи­тать ч основным представителем морфонемы в каждой чередующейся паре? Нет, так как ч, входя в два ряда чередований, может «предсказать» нам в качестве своих «сочередователей» и г, и к, тогда как гик однозначно предсказывают ч. Следовательно, основными членами этих морфонем являются гик.

В соответствии с мнением о том, что один из предста­вителей морфонемы является основным (главным), не­которые ученые применяют морфонологическую транс­крипцию для изображения именно этого представителя морфонемы: РУКА, РУКНОЙ, МОГТ', МОГУ, МОГОШ.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что перед чередующими суффиксами морфонема выступает в слабом (не основном) виде, а перед нечередую- щими — в сильном (основном).

Для словообразования характерна направленность чередований от основного (или более сильного) члена морфонемы к более слабым ее представителям, т. е. производящая основа обычно содержит основной (или более сильный) член морфонемы, а производная — более слабый: друг — дружить — дружба, сухой — сушь — сушить, волк — волчица — волчонок, медведь — медвежонок. При этом в ряду чередующихся фонем, являющихся членами одной морфонемы, из пары со­гласных, коррелятивных по твердости ~ мягкости, основным является твердый.

Чередования в морфах основы не на морфемном шве. Этот вид чередований согласных для русского слово­образования малохарактерен. Он представлен несколь­кими непродуктивными или малопродуктивными чере­дованиями почти не существенными для живого рус­ского словообразования типа жать — жму, жать — жну, понять — понимать.

Чередования в аффиксальных морфах. Чередования согласных в аффиксальных морфах малохарактерны для русского словообразования.

Чередование фонем (ш')/(ч) обнаруживается в морфах суффиксов -щик/-чик, -щиц(а)/-чиц(а), -щин(а)/-чин(а). Морфы с фонемой <ч> выступают после основ на фонемы (т), <д), которым не пред­шествует иной согласный (обычно сонорный): развед­чик, плакат-чик, лет-чик, навод-чик; газет-чица, буфет­чица; солдат-чина, склад-чина. Морфы с фонемой <ш'> выступают в других позициях — после основ на все согласные (кроме т, д), а также после основ на т, д, которым предшествует согласная фонема: фрезе- ров-щик, экскаватор-щик, алимент-щик, флейт-щик, подаваль-щица, бан-щица; хлестаков-щина, молчалин- -щина, тамбов-щина и т. п.

У морфонемы (ш' — ч) суффикса -щик/-чик основ­ным вариантом следует признать морф с фонемой <ш'>, так как он выступает в тех позициях, в которых возможен морф -чик с другим значением: ср. стаканщик (о человеке) —стаканчик ('маленький стакан'), бара­банщик (о человеке) —барабанчик ('маленький бара­бан').

В отличие от ранее рассмотренных видов чередова­ний согласных здесь обнаруживается прогрессив­ное направление воздействия соседнего морфа (слева направо — от основы к суффиксу).

Чередования согласных на морфемном шве пристав­ка/основа редки в русском словообразовании, ср.: им­моральный, иррегулярный.

Чередования гласных

Чередования гласных для русского словообразова­ния менее характерны, чем чередования согласных. В русском словообразовании значительную роль играет лишь чередование гласный/нуль звука, встречающееся «внутри» корневых И1 на границе аффиксальных морфов: лоб-о — лф1б-ище, сон-в — сфн-иться, лев-в — л'ф фв-ица, орел-о — ор ф л'-онок; сын-ок-в — сын-фк-а, саратов-ец-0 — саратов-фц-а, прыж-ок-в — прыж-фк-а; во-бфра-ть — вф-берем, ото-бфрать — отф-берем. Во всех случаях чередование гласный/нуль звука вызы­вается структурой соседнего морфа справа (т. е. направ­ление чередования регрессивное) — гласный сохраняет­ся, если в соседнем морфе представлен нуль звука; нуль звука выступает тогда, когда в соседнем справа морфе имеется гласный.

Таким образом, в русском языке существует особая морфонема {гласная/нуль), играющая важную роль в словообразовании.

Чередование в корневых морфемах гласных фонем <о)/(а) продуктивно в образовании форм несовер­шенного вида глагола с помощью суффикса -ива-: выносит — вынашивает, расспросит — расспрашивает, обусловит — обуславливает. Это чередование не отли­чается регулярностью, т. е. не распространяется на все случаи образования указанных форм.

ПОНЯТИЕ СУБМОРФА

В корневых морфах нечленимых слов выделяются сегменты, совпадающие по составу фонем с аффиксаль­ными морфами данного языка, но не имеющие в слове никакого значения. Такие сегменты называются суб­морфами (нечто, подобное морфу). Субморфы тож­дественны морфам данного языка, но только по форме; значения они не имеют. Имеет ли в таком случае смысл

' Напомним, что знак ф изображает нуль звука, а знак 0 — нулевые флексию и аффикс.

выделение субморфов? Значимость субморфов для строения слова обнаруживается в том, что они ведут себя как морфы по отношению к явлениям морфоно­логии, например к чередованиям и усечению основ. Так, чередование гласный/нуль звука и чередование ц/ч происходит в одних и тех же условиях при словоизме­нении и при словообразовании в суффиксальном морфе -ец и в субморфе -ец. Единица -ец с полным гласным выступает перед нулевой флексией, нуль звука — перед флексией, выраженной гласным. В суффиксе -ец и в субморфе -ец обнаруживаются одни и те же чередова­ния (е/Ф, ц/ч) перед суффиксом уменьшительности -ик: любим-ец — любим-фч-ик, ср.: конец — конфч-ик.

Наличие субморфа в составе слова может влиять на словообразовательное «поведение» слова, а именно на сочетаемость основы, включающей данный субморф, с теми или иными аффиксами.

ИНТЕРФИКСАЦИЯ

Другой вид явлений, происходящих на морфемном шве,— интерфиксация. Она состоит в том, что между двумя морфемами вставляется асемантическая (незначимая) прокладка, устраняющая сочетания фо­нем, запрещенные законами морфонологии или не ха­рактерные для структуры русского слова. Такие про­кладки могут появляться в слове также по аналогии. Межморфемные прокладки, играющие в структуре сло­ва чисто соединительную функцию, называются интер­фиксами. Термин «интерфикс» принят в работах А. А. Реформатского, М. В. Панова и других ученых. Существуют и иные названия этого явления: пустые морфы, вставки, прокладки.

Для ограничения интерфиксов от значимых частей слова (морфов) здесь и далее заключаем их в круглые скобки:


 


убеж-ищ-е прибеж-ищ-е вмести- Сл ) - ищ-е

сахар-н-ый дорож-н-ый шоссе- (/)-н-ый кофе- а) -н-ый

бор-ец

твор-ец

пе-(в)-ец

ленинг рад-ск-ий лондон-ск-ий ялт- (ин)-ск-ий орл-(ов)-ск-ий дели-а) -ск-ий африк- (ан) -ск-ий

кип-уч-ии гор'-уч-ий пе- (в)-уч-ий

ленинград-ец лондон-ец ялт- (ин)-ец орл-(ов)-ец дели-(])-ц-ы африк-(ан)-ец

Интерфиксация не способ словообразования, стоя­щий в одном ряду с суффиксацией и префиксацией (о способах словообразования см. в гл. 5). Это — одно из морфонологических средств, используемых для со­единения морфов в слове. Она по своей функции анало­гична чередованию.

Возникает вопрос: почему, изучая словообразование с синхронной точки зрения, нельзя считать интерфиксы особым видом суффиксов, например «консонантизирую- щими» или «вокализирующими» суффиксами?

Интерфиксы (как и субморфы) не имеют значе­ния в составе слова. Их функция чисто соединительная, строевая. Между тем и суффиксы, и приставки в составе слова значимы, имеют определенную семантическую на­грузку. Ставя интерфиксы в один ряд с суффиксаль­ными или префиксальными морфемами, мы разрушаем определение морфемы как наименьшего значимого элемента в составе слова. Включение интерфиксов в число морфем привело бы к тому, что термином «мор­фема» стали бы называться явления функционально различные: семантические части слова и асеманти-* ческие прокладки.

Незначимость интерфикса в семантике слова дока­зывается наличием тождественных по значению образо­ваний с интерфиксами и без них. Ср. производные с ин­терфиксом -ое- и без него: завком-(ов)-ский и завком- -ский, санпросвет-(ов)-ский и санпросвет-ский, испол­ком- (ов)-ский и исполком-ский, нэпман-(ов)-ский и нэпман-ский.

Незначимость интерфикса, т. е. достаточность для выражения деривационного значения суффикса без ин­терфикса, доказывается также наличием тождествен­ных по значению образований с различными интерфик­сами. Вот ряд примеров образований с разными интер­фиксами: Брно — брн-(ов)-ский, брн-(ен)-ский; Пе­тушки — петушк-(ин)-ский, петушк- (ов) -ский.

Функции интерфиксов

В русском словообразовании интерфиксы обычно используются для соединения: 1) основы и суффикса; 2) двух основ в составе сложного слова. (Отметим, что интерфиксы используются и в словоизменении, см. гл. 4.) Рассмотрим наиболее типичные случаи употреб­ления интерфиксов.

Использование интерфиксов на границе основы и суффикса — самый распространенный вид интерфикса­ции в русском словообразовании.

1. После основы, кончающейся гласной фонемой, пе­ред суффиксом, начинающимся гласной, обычно упот­ребляется интерфикс-согласный. Так как основы на гласные не характерны для строения русского слова, этот вид интерфиксации выступает преимущественно в образованиях от заимствованных основ и служит сред­ством включения заимствованных слов в русское слово­образование: арго— арго-(т)-изм, арго-(т)-изация, арго-(т)-ический; кабаре — кабаре-(т)-ист; авиа-(н)- -изация, чили-(н)-изм, в названиях детенышей: вола- би-(н')-онок, колибри- (н')-онок.

Среди русских по происхождению основ исход на гласные встречается лишь у глагольных основ. Интер­фикс -л- находим в словах жи-(л)-ец, пои-(л)-ец, корми-(л)-ец, суди-(л)-ище, жи-(л)-ище (ср.: при- беж-ище, убеж-ище). Интерфикс -в- употребляется в прилагательных с суффиксом -уч(ий): петь — пе-(в)- -учий, жить — жи-(в)-учий (ср.: гор'-учий, кип-учий).

2. Интерфиксы-согласные появляются также обычно после основ на гласные, если суффикс начинается со­гласным. Здесь действует тенденция «избавиться» от ос­нов на гласные, не типичные для структуры русского слова. В этом случае чаще всего выступают интерфик­сы -/'-, -иг-, -в-, -н-: кофе-(й)-ный, шоссе- (й)-ный; кофе- -(й)-ник, реле-(й)-щик; Сомали — сомали- (й)-ский; Дели — дели-(й)-цы.

Интерфикс -ш- выступает в образованиях сниженной стилистической окраски. Это придает интерфиксу -ш- стилистическую значимость и сближает со «стилисти­ческими суффиксами» (см. гл. 4): кино — кино-(ш)- -ный, кино-(ш)-ник; домино — домино-(ш)-ный, доми- но-(ш)-ник; МГУ— эмгэу-(ш)-ный, эмгэу-(ш)-ник; ГАИ — гаи-(ш)-ник.

3. В производных с основами, оканчивающимися группой согласных, перед суффиксом, начинающимся согласным, обычно употребляются интерфиксы, начи­нающиеся гласным, чаще всего интерфиксы -ое-, -ин-: Столб- цы — столбц- (ов)-ский, Ялта — ялт-(ин)-ский, Клязьма — клязьм-(ин)-ский.

Использование интерфиксации для соединения двух (или более) основ в составе сложного слова — продук­тивное явление. Фонема (о) — наиболее распростра­ненный интерфикс в этой позиции: вод- (о)-воз, дым- •(о)-ход, мусор-(о)-провод, желт-(о)-зелёный, хлеб- -(о)-булочный; син- (е)-зелёный.

Наши рекомендации